Штраф за дерево

Соседка хочет спилить мое дерево

Вы отвечаете на такие необычные вопросы, возможно, поможете и мне.

Соседка по даче угрожает спилить дерево на моем участке. Она считает, что в случае урагана дерево может упасть на ее дом. Дерево не выглядит аварийным, но теоретически такая ситуация возможна. Вопросы у меня такие.

Будет ли соседка нести ответственность, если спилит дерево на чужом участке? Мы живем тут не постоянно, вполне может так случиться, что мы приедем, а дерева нет.

Буду ли я нести ответственность, если дерево действительно упадет во время урагана на дом соседки?

Можно ли застраховать дерево? Или крышу соседки от падения дерева?

С уважением, Алена

Все деревья, расположенные на вашем участке земли, — это ваша собственность. Любая собственность охраняется законом. Но есть нюансы.

Дерево принадлежит вам по праву

Основной закон для всех собственников — гражданский кодекс. Он говорит: все растения на вашем участке — ваша собственность.

Закон охраняет ваше дерево от посягательств соседки. Если она самовольно спилит дерево на вашем участке, она испортит вашу собственность. За порчу чужой собственности придется ответить по закону. Вот, например, решение суда Иркутской области по похожему делу: сосед самовольно спилил деревья, а потом заплатил за это 70 000 рублей.

Но у собственника есть и обязанности

Раз дерево ваша собственность, то и ответственность за него несете вы. Если дерево упадет от старости, то очевидно, что это результат вашего бездействия: вы не спилили его самостоятельно. Вы собственник земельного участка и обязаны за ним следить, в том числе и за тем, чтобы деревья не падали куда попало. Это называется бременем содержания.

Садовые товарищества могут установить дополнительные ограничения на владельцев участков. Например, провести общее собрание собственников и запретить содержать на участках деревья выше определенной высоты или старше определенного возраста. Могут даже запретить сажать определенные виды деревьев — это законно.

Еще закон обязывает вас как собственника земли соблюдать различные требования и регламенты: строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные.

По этим правилам и регламентам есть минимальные расстояния до границы соседнего участка в садовых, дачных товариществах:

  • от стволов высокорослых деревьев — 4 м;
  • среднерослых — 2 м;
  • от кустарника — 1 м.

Что такое высокорослое дерево, закон не регламентирует. На практике рекомендуют считать высокорослыми деревья выше 3 м.

К домам на участке тоже есть требования. Ваш дом должен быть не менее чем в 3 метрах от границ соседей. Дом соседей тоже должен стоять не менее чем в 3 метрах от границы вашего участка. Если у вас участок ИЖС , то нормативы те же самые.

Единственный спорный момент в законодательстве — то, что нормы эти относятся к строительству. Не очень понятно, как их применять, если вы приобрели участок, где уже росли деревья не по правилам. Некоторые суды говорят, что в таком случае эти нормы не действуют, а некоторые — что наоборот.

Как видите, если вы и соседи учли все нормы, то даже падение дерева высотой до 7 метров, не должно повредить постройки: дерево стоит в 4 м от забора, а дом соседей — еще в 3 м с другой стороны забора. Если угроза все же есть, то надо смотреть: это дерево слишком близко к дому соседей или дом соседей слишком близко к дереву. Или все вместе, или ничего из этого, просто дерево высокое. Это повлияет на определение степени вины каждого из вас в случае падения. Но установить это может только экспертиза и суд.

Кстати, если ваши деревья растут не по правилам, соседка может заставить вас через суд их спилить. Можно почитать решение Калтанского районного суда, где владельца деревьев обязали их спилить.

Какая может быть ответственность

Если ваше дерево все же упадет на соседский дом, ответственность будет зависеть от совокупности всех условий падения. Вы можете решить это с соседями полюбовно, но, скорее всего, решать будет суд.

В любом случае именно соседям придется доказать, что это ваша вина. Для этого потребуется экспертиза. Она покажет: это дерево было аварийным или это вы не соблюдали требования к планировке участка или устав садового товарищества. Если вашу вину докажут, придется отвечать перед соседями за весь ущерб.

Немного иная ситуация будет, если дерево упадет в результате урагана. Если дерево было аварийным или требования по планировке не соблюдены — то все понятно. И неважно, что был сильный ветер. Важно, что изначально владелец дерева нарушил правила. Знал, что дерево может упасть в ураган, и не предотвратил это. С точки зрения закона, он не проявил достаточную предусмотрительность.

А вот если в результате урагана упало здоровое дерево, которое растет на правильном расстоянии от границ участка, то это обстоятельства непреодолимой силы. За них вы не отвечаете, это форс-мажор.

Поможет ли страхование

Теоретически вы можете выступить страхователем имущественного вреда, которое может быть причинено соседям вашим деревом. Ведь застраховать можно не только имущество, но и свою ответственность.

Соседей можно указать в качестве выгодоприобретателей по договору страхования. Но согласится ли страховая компания принимать на себя такие риски — вопрос, на который может ответить только сама страховая.

Если ваша соседка согласна на такие условия, обратитесь в страховую. Но как правило, дома и дачи и так страхуются от стихийных бедствий и повреждений самими собственниками. Другое дело, что если дерево упадет по вашей вине, то страховая выплатит соседке деньги на ремонт, а вот перед страховой придется отвечать вам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Постановление Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 44-АД19-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 августа 2019 г. N 44-АД19-11

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее — Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенным начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее также — постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решением судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, Гирева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гирева Е.А. выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении нее по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно нормам, содержащимся в частях 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности), граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно материалам данного дела об административном правонарушении договором от 10.04.2017 N 04-3/101-СН-17, заключенным Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с Гиревой Е.А., последней были переданы в собственность лесные насаждения для заготовки древесины местоположением: Пермская область, Гайнский район, ГКУ Пермского края «Гайнское лесничество» (далее также — Гайнское лесничество), квартал 39, выдел 22, делянка 1.

Постановлением должностного лица от 21.11.2017 N 02-01/12-17 Гирева Е.А. привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что ею допущена незаконная рубка лесных насаждений на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества общим объемом 694,5 кубических метров, повлекшая причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Читайте также  Камеры которые штрафуют за страховку

Из обжалуемого постановления следует, что вблизи лесного участка, предоставленного Гиревой Е.А. упомянутым выше договором, расположены три лесных участка, предоставленных для заготовки лесных насаждений иным гражданам (делянка 2 в выделе 19 квартала 39 — Базуевой А.В.; делянка 2 в выделе 19 квартала 39 — Андреевой Е.В.; делянка 1 в выделе 22 квартала 39 — Бреевой Г.К.). По указанным четырем договорам купли-продажи лесных насаждений общий разрешенный объем изъятия составлял 1 200 кубических метров.

Натурным осмотром лесосеки, проведенным 27 — 28 июня 2017 г., было установлено, что заготовка древесины по этим договорам производилась в рамках одной лесосеки, фактически пройденная рубкой площадь составила 10,4 га (при общей разрешенной площади по четырем договорам — 6,22 га). После окончания работ не проведена очистка от порубочных остатков на площади 1,4 га. Заготовку древесины производил Джафаров Р.Г., на основании доверенности от 16.03.2017 уполномоченный Гиревой Е.А. на оформление документов и производство работ, связанных с заготовкой и переработкой древесины.

Всего на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества незаконно вырублена древесина общим объемом 694,5 кубических метров, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Судебные инстанции, рассматривающие жалобы Гиревой Е.А. на постановление о назначении ей административного наказания, с выводами должностного лица согласились.

Установленные должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 27 — 30), копиями договора N 04-3/101-СН-17 купли-продажи лесных насаждений, заключенного 10.04.2017 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (в лице ГКУ Пермского края «Гайнское лесничество») с Гиревой Е.А. (в лице действующего в ее интересах на основании доверенности Джафарова Р.Г.) (л.д. 142 — 145), актов осмотра лесного участка от 27.06.2017, 28.06.2017 (л.д. 18 — 19), перечетных ведомостей (л.д. 132 — 134), справки расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки в границах выделов 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества (л.д. 139) и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Гиревой Е.А., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении Гирева Е.А. настаивала на том, что обжалуемое постановление должностного лица содержит выводы, касающиеся нескольких названных выше лиц, заключивших договоры купли-продажи лесных насаждений с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, без разграничения совершенных ими деяний и наступивших последствий. Эти доводы получили надлежащую оценку судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными с указанием, в числе иного, на то, что обстоятельства вменяемого Гиревой Е.А. административного правонарушения (с учетом выявленной объективной стороны состава) и виновность названного лица в его совершении установлены и доказаны в ходе рассмотрения данного дела на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Приведенные заявителем жалобы доводы, не содержащие правовых аргументов (в том числе о введении ее в заблуждение Джафаровым Р.Г. относительно действий, совершенных им на основании выданной ему доверенности, а также об отсутствии у Гиревой Е.А. сведений о незаконной рубке лесных насаждений и о периоде совершения этой рубки), неоднократно заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, рассмотревших жалобы Гиревой Е.А. на постановление должностного лица, не согласиться с которой оснований не имеется. В числе прочего, в обжалуемых актах правомерно отражено, что лицом, использующим лесной участок для заготовки древесины на основании заключенного в порядке статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договора купли-продажи лесных насаждений, является Гирева Е.А., следовательно, она несет ответственность за соблюдение требований лесного законодательства. При этом суды учли, что пунктом 15 упомянутого выше договора к числу обязанностей покупателя (Гиревой Е.А.) отнесено соблюдение правил заготовки древесины.

Порядок и срок давности привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гиревой Евгении Анатольевны — без удовлетворения.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Прокурор разъясняет

  • 28 декабря 2015, 00:02

В преддверие новогодних праздников, как правило, учащается совершение гражданами самовольных вырубок хвойных пород деревьев.

За незаконную рубку лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На виновное лицо может быть наложен штраф: на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

Если вышеуказанные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, то в соответствии с ч.2 ст. ст. 8.28 КоАП РФ на виновное лицо может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 4-х до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей. Кроме того, у виновного могут быть конфискована продукция незаконного природопользования, а также орудия совершения административного правонарушения.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч.1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненный посягательством, который должен превышать 5 тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

Наказание за указанное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Если вышеуказанные деяния совершены группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо в крупном размере, виновные лица в соответствии с ч.2 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказываются штрафом в размере от 500 тысяч до 1,5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 2-х лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае, если преступление совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то на основании ч.3 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от 1 млн. до 3 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо в виде принудительных работ на срок до 5 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также  Приказ о наказании работников за штрафы в гибдд

В соответствии с примечанием к ст.260 Уголовного кодекса РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 5 тысяч рублей, крупным размером – 50 тысяч рублей, особо крупным размером — 150 тысяч рублей.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 Уголовного кодекса РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например:

— рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов),

— рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный,

— рубка лесных насаждений с нарушением породного или возрастного состава,

— рубка лесных насаждений за пределами лесосеки.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдирание коры и др.).

Прокуратура Чкаловского района г.Екатеринбурга

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

28 декабря 2015, 00:02

За незаконную вырубку лесных насаждений предусмотрена административная и уголовная ответственность

В преддверие новогодних праздников, как правило, учащается совершение гражданами самовольных вырубок хвойных пород деревьев.

За незаконную рубку лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На виновное лицо может быть наложен штраф: на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

Если вышеуказанные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, то в соответствии с ч.2 ст. ст. 8.28 КоАП РФ на виновное лицо может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 4-х до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей. Кроме того, у виновного могут быть конфискована продукция незаконного природопользования, а также орудия совершения административного правонарушения.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч.1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненный посягательством, который должен превышать 5 тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

Наказание за указанное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Если вышеуказанные деяния совершены группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо в крупном размере, виновные лица в соответствии с ч.2 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказываются штрафом в размере от 500 тысяч до 1,5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 2-х лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае, если преступление совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то на основании ч.3 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от 1 млн. до 3 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо в виде принудительных работ на срок до 5 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с примечанием к ст.260 Уголовного кодекса РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 5 тысяч рублей, крупным размером – 50 тысяч рублей, особо крупным размером — 150 тысяч рублей.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 Уголовного кодекса РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например:

— рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов),

— рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный,

— рубка лесных насаждений с нарушением породного или возрастного состава,

— рубка лесных насаждений за пределами лесосеки.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдирание коры и др.).

Прокуратура Чкаловского района г.Екатеринбурга

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (действующая редакция)

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.28 КоАП РФ

Комментируемая ст. 8.28 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов.

Объективную сторону правонарушения по ст. 8.28 КоАП РФ составляют действия, выразившиеся:

Читайте также  Можно ли оштрафовать физлицо при утере инн

а) в незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан (ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ);

б) вышеуказанных действиях, которые совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса РФ (ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ);

в) приобретении, хранении, перевозке или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 191.1 Уголовного кодекса РФ (ч. 3 ст. 8.28 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ за причинение повреждений лесным насаждениям (в виде штрафа в таком же размере, что и за незаконную рубку деревьев) допустимо при наличии повреждений, причинение которых может свидетельствовать о негативном воздействии на объекты охраны окружающей среды в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (истощение, деградация, порча, уничтожение таких объектов и проч.) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2015 N Ф05-17414/2015).

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 000 рублей (примечание к ст. 260 Уголовного кодекса РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.

При разграничении преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям ст. 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных п. п. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к ст. 260 Уголовного кодекса РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

При этом при повреждении лесных насаждений критерием отграничения преступления от административного правонарушения является степень повреждения указанных насаждений. Так, повреждения до степени прекращения роста, к которым относятся такие повреждения, как слом ствола, ошмыг кроны, обдир коры, следует квалифицировать по ст. 260 Уголовного кодекса РФ, а в иных случаях — по ст. 8.28 КоАП РФ (письмо Рослесхоза от 15.11.2012 N ЮД-03-54/13234 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации»).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.28 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Природоохранная прокуратура разъясняет уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Статьей 260 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Предметом преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений

арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Данная позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Статьей 260 УК РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности за совершение данного преступления.

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.