Европротокол, будет ли штраф виновнику

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО, ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО. Сфотографируйте место ДТП и повреждения автомобилей, полученные в результате столкновения.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.
Читайте также  Штраф за знак новичок за рулем

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия, вы должны в течение пяти дней уведомить (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) свою страховую компанию о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Как правильно оформить ДТП без полиции

Недавно попал в небольшую аварию на своем автомобиле. Никто из людей не пострадал, да и машины повреждены не сильно. Но очень много времени заняли ожидание приезда представителей ГИБДД и оформление аварии. О европротоколе, конечно, знаю, но, честно говоря, боюсь им пользоваться из-за многочисленных подводных камней. Что нужно сделать, чтобы избежать трудностей при оформлении ДТП?

Оформление ДТП без привлечения полиции с помощью европротокола давно уже стало привычной и при этом очень удобной практикой для участников дорожного движения, да и для самих страховых компаний. Но и здесь есть свои особенности, которые полезно знать, ведь даже с самыми опытными водителями может случиться неприятность на дороге.

Содержание

Когда можно использовать европротокол

Использовать европротокол можно лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля и повреждены только они, при этом не пострадали люди, и на обе машины оформлены страховые полисы ОСАГО. Согласно правилам дорожного движения, если при ДТП пострадали только автомобили, водители должны освободить проезжую часть. Тем, кто этого не сделал и мешает движению, могут выписать штраф в размере 1 тыс. руб.

Если же есть пострадавшие, задеты другие машины или хотя бы у одного из участников аварии нет полиса страхования автогражданской ответственности – воспользоваться европротоколом нельзя, и нужно сразу вызывать представителей автоинспекции. Если случай не очень сложный, нет пострадавших и машины остались на ходу, представители ГИБДД могут попросить участников аварии подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы.

На что обратить внимание при оформлении

Следует обратить внимание на следующие моменты.

  1. Необходимо сделать фотоснимки места аварии до того, как машины будут убраны с дороги. На снимках должны быть хорошо видны номера обеих машин. А если имеются свидетели аварии, можно попросить их дать письменные показания и оставить свои контактные данные. Фотоснимки и показания могут помочь, если страховая компания вдруг усомнится в реальности аварии или же виновник происшествия передумает и попытается свалить вину на пострадавшего.
  2. Необходимо, чтобы виновник происшествия был вписан в полис ОСАГО того автомобиля, на котором совершил аварию. Либо на машину должен быть оформлен полис без ограничений, означающий, что ею может управлять любой обладатель водительского удостоверения. В этом случае отсутствие водителя в полисе не помешает оформлению европротокола.
  3. Необходимо также помнить, что в определенных случаях страховая компания, возместив ущерб хозяину пострадавшей машины, может затем обратиться в суд с иском к виновнику аварии, и он должен будет вернуть компании сумму выплаты. Это может произойти, если, например, виновник скрылся с места ДТП, или если страховая компания будет полагать, что ущерб причинен преднамеренно.

До какой суммы составляется европротокол в 2021 году

Европротокол подходит лишь при повреждениях автомобиля, которые участники дорожного движения могут оценить «на глаз». Если водители согласны друг с другом относительно того, кто из них является виновником аварии, но заполнили только бумажный бланк европротокола, который выдают в страховой компании при заключении договора ОСАГО, можно рассчитывать на выплату до 100 тыс. руб.

Если же участники аварии воспользовались мобильными приложениями «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО», сумма полученной страховки может составить до 400 тыс. руб. При этом не должно быть разногласий относительно обстоятельств аварии. Эти мобильные приложения можно установить на все популярные платформы смартфонов. Они позволяют сфотографировать место аварии и повреждения автомобилей. Эту информацию приложения автоматически отправляют в единую базу данных Российского союза автостраховщиков (РСА). А затем союз передает ее в страховые компании. Максимальная выплата в случае разногласий составляет 100 тыс. руб.

Иногда водители не могут договориться между собой, кто из них виновник аварии, а кто – пострадавший. В этом случае европротокол нужно обязательно оформить и на бумажном бланке, и с помощью одного из мобильных приложений. А страховая компания сама будет решать, кто виноват. Если же и она не сможет однозначно установить виновного, выплата будет поделена между участниками происшествия пополам.

Если пострадавший участник аварии твердо уверен в своей правоте и хочет получить максимальную выплату, лучше отказаться от европротокола и обратиться в ГИБДД.

Чтобы получить страховку, нужно правильно заполнить бланк европротокола.

Заполнение протокола

Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.

По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.

Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.

В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.

Как передать европротокол в страховую компанию

В течение пяти рабочих дней каждый водитель должен передать в офис своей страховой компании свой экземпляр бланка европротокола. Сделать это лучше лично и получить копию бланка с печатью компании и датой приема. Электронные извещения должны поступить страховщикам автоматически. Но в течение пяти рабочих дней все равно нужно побывать в офисе, написать заявление на выплату и привезти необходимые документы: помимо заявления и извещения о ДТП, потребуются паспорт и водительское удостоверение, а также документы, подтверждающие право собственности на авто.

Если за возмещением в компанию обращается не собственник, а его доверенное лицо, необходимо предоставить также доверенность от собственника. Когда пострадавший предпочитает получить возмещение не в виде ремонта автомобиля и не наличными деньгами, необходимо предоставить банковские реквизиты, по которым компания сможет перевести деньги.

Если были сделаны фотографии через одно из мобильных приложений, страховая компания должна сама получить их из базы РСА, но лучше назвать регистрационный номер фотофиксации. А если пострадавший сделал фото- или видеосъемку на месте аварии, можно передать страховщику саму запись (на USB-носителе или диске).

Если есть письменные показания свидетелей ДТП, необходимо приложить и их.

Когда посетить компанию по каким-то причинам не получается, можно отправить бланк по почте с уведомлением о вручении. На втором экземпляре должны поставить штамп и дату приема. Эти документы нужно обязательно сохранить как подтверждение, что документы были направлены вовремя. Ведь если пострадавший не направит их в положенный срок, ему могут отказать в возмещении ущерба. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она может повысить для него тарифы на следующие полисы.

Получение страховки

Процесс получения страховки по европротоколу обычно занимает один-два месяца. В течение 20 дней страховая компания рассмотрит документы и определит размер возмещения. Часто компания требует представить пострадавший автомобиль на осмотр, чтобы сотрудник компании или независимый эксперт оценили размер ущерба.

Обратите внимание: страховая компания может потребовать предъявить оба пострадавших автомобиля для проведения экспертизы. Поэтому без письменного согласия страховщика ремонтировать или утилизировать автомобиль самостоятельно нельзя – ни виновнику, ни пострадавшему – в течение 15 дней (за исключением нерабочих праздничных) со дня ДТП.

Если в этот период виновник проведет какие-то манипуляции со своим авто, страховщик имеет право предъявить ему иск на всю сумму возмещения, которая будет выплачена владельцу пострадавшей машины.

Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит пострадавшую машину на одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) для ремонта либо перечислит деньги на счет владельца. Отремонтировать машину должны в течение 30 дней с момента постановки ее на СТО.

Если ущерб окажется больше, чем максимальная сумма возмещения по европротоколу, можно доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис. Кроме этого, пострадавший вправе обратиться в суд, чтобы потребовать от виновника ДТП покрыть расходы на ремонт.

Если пострадавший не согласен с решением страховой компании (считает, например, что она занижает страховую сумму, не выплачивает ее вовремя или вообще отказывает в возмещении, несмотря на представленные документы, нужно для начала подать письменную претензию в страховую компанию). Компания должна рассмотреть ее и дать ответ в течение 10 календарных дней с момента получения. Если в указанный срок ответ не получен, пострадавший может обратиться к финансовому омбудсмену. Эта процедура для заявителя бесплатная. Все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Читайте также  Дают ли штраф за знак начинающий водитель

Если финомбудсмен встанет на сторону страховой компании, заявитель вправе не согласиться с его решением и обратиться в суд.

Также можно направить обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний. Сделать это можно через интернет-приемную на его сайте или через мобильное приложение «ЦБ онлайн».

Когда не стоит оформлять европротокол, а когда он лучше при ДТП?

  1. Самая главная опасность оформления европротокола при ДТП – проверьте, выполняются ли условия для законной возможности обратиться в страховую при таком оформлении: в аварии пострадали только машины (не люди и не иное имущество), у вас нет разногласий по обстоятельствам, у обоих есть действующие полисы ОСАГО.
  2. Проверьте полис второго водителя по базе РСА – если он поддельный, то выплату можно не получить.
  3. А вот главный плюс извещения вы можете извлечь, когда позвоните в ГИБДД и те откажутся приезжать на место происшествия.
  4. Не забудьте, что после заполнения европротокола виновнику нельзя ремонтировать свой автомобиль 15 дней.
  5. Если вы виновник аварии и получили письмо от страховой компании с приглашением на осмотр, не игнорируйте, иначе вас ждет регресс на всю сумму выплаты.
  6. Оформляйте небольшие и очевидные ДТП сами – здесь извещение будет плюсом, а на серьезные аварии вызывайте сотрудников ДПС.

В нынешнем 2021 году, есть много способов, как оформить ДТП. Можно по старинке вызвать инспекторов ГИБДД, можно оформить бумажное извещение (европротокол), а можно сделать это же в электронном виде с применением специальных технических средств. Для того, чтобы вы могли правильно сделать выбор на месте ДТП, мы в данной статье постараемся рассказать про плюсы и минусы данных способов, а также тонкостях оформления для получения возмещения по ОСАГО.

Когда точно не стоит оформлять европротокол?

С уверенностью можно сказать о том, что оформлять ДТП по упрощенному порядку путём заполнения европротокола не стоит, когда для этого не выполняются законные условия.

Если быть точнее, то оформить то его можно, но это будет не более чем бумажка, по которой не получить страховое возмещение. Поэтому запоминаем необходимые требования, перечисленные в статье 11.1 Закона об ОСАГО, и проверяем их на месте аварии:

  1. должна быть застрахована по договору ОСАГО не только ваша ответственность, но и виновника ДТП;
  2. пострадало только 2 автомобиля: ваш и второго водителя;
  3. ничего кроме самих машин не пострадало;
  4. разногласий о том, как всё произошло и какие повреждения образовались, между вами и вторым водителем нет.

Если что-то не подходит, тогда европротокол точно не стоит оформлять.

Ещё одно важное условие – достаточно сильное ДТП, когда сумма ущерба даже по малейшему предположению может превышать 100 тысяч рублей. По европротоколу больше не выплачивают. Исключение – фиксация ДТП с помощью специальных систем.

Вот пример такого ДТП:

Как думаете, стоит ли оформлять европротокол при таком происшествии? Конечно же, нет! И в целом, если произошло опрокидывание машины на бок или крышу, то только вызов сотрудников ГАИ.

Подводные камни, когда лучше оформиться с сотрудниками ГИБДД

К минусам оформления европротокола можно отнести некоторые нюансы или тонкости, которые нужно учитывать при подписании бумаг.

Некоторые водители не помнят точно указанные выше условия и путают, в ДТП должно участвовать только 2 авто или же должны именно столкнуться 2 транспортных средства. Этот нюанс важен при оформлении бесконтактных ДТП – когда виновник помеху создал, спровоцировал ДТП, но как такового касания с его автомобилем не было. В таком случае оформляться нужно только с сотрудниками ДПС.

Другой нюанс европротокола — это вред другому имуществу, кроме машин. Если одна из машин столкнулась, например, с отбойником или поребриком (бордюром), то определить наверняка, был ли причинен вред этому имуществу не так-то просто. Чтобы наверняка знать, что вред причинен, за возмещением этого вреда должен обратиться собственник или обслуживающая организация этого имущества, но на месте ДТП невозможно это предугадать, в связи с чем в таких ДТП лучше доверить оформление инспекторам.

Другая неочевидная тонкость касательно «иного имущества» – это когда в ДТП пострадал, к примеру, ваш мобильный телефон или одежда.

Электронное извещение. Этому посвящена отдельная статья на нашем сайте, поэтому коротко скажем, в чём опасность. Если подведёт техника, например, не будут переданы данные через систему ГЛОНАСС, то есть все шансы остаться без выплаты.

Про регресс

Безусловным недостатком европротокола является возможность получить регрессное требование от страховщика на всю сумму выплаты потерпевшему.

В 2021 году уже не действует самый популярный у страховщиков пункт регрессных требований – за непредоставление виновником своего экземпляра извещения. Но, к слову, обязанность его предоставить всё ещё сохранилась, только ответственности за неисполнение нет.

Но оплатить ремонт потерпевшему из своего кармана можно и по другому поводу. Если виновник ДТП в течение 15 дней отремонтирует машину или не покажет авто, даже отремонтированное, по требованию страховщика. Право страховщика на регресс в таком случае закреплено в подпункте «з» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

Про отказ в выплате по ОСАГО

Возможный отказ в выплате – недостаток не только европротокола, но и в принципе возмещения по ОСАГО. Связано это с использованием поддельных полисов ОСАГО. Оформляя ДТП без полиции, каждый водитель будет заполнять свои данные, и потерпевший лишь издалека может увидеть полис виновника и на этом успокоиться. Не проверять его по базе на сайте РСА и уехать. В дальнейшем может отказаться, что полис оформлен на украденном бланке, и последует отказ в выплате.

Частично эта проблема решается при оформлении электронного извещения по ОСАГО, через программу «Помощник ОСАГО». Там полисы проверяются по базе, и, если один из них не пройдет проверку, то оформиться дальше не получится.

Какие ещё минусы извещения ОСАГО?

К недостаткам европротокола относятся частые ошибки и опечатки в бланках. Заполняя извещения в стрессовой ситуации, водители нередко делают ошибки в документах. Потом, когда они получают предварительный или окончательный отказ в выплате, приходится тратить своё время и нервы на внесение изменений или переписывание европротокола. Причем, делать это нужно совместно с виновником ДТП, а это иногда проблема.

В копилку к минусам добавим неуказание в бланке на вину одного из водителей. Такой нюанс тоже может доставить проблем, вплоть до отказа в выплате.

А когда лучше оформить ДТП без сотрудников полиции?

Попробуем интуитивно подтолкнуть вас к правильному ответу на этот вопрос. Представьте себе, пятничный вечер, в первый морозный день осени дорогу слегка окутал первый снег. Вы стоите посреди большого оживленного перекрёстка и рассматриваете царапину на своей машине. Второй водитель лишь стряхивает грязь с бампера своей.

В этот момент вам предстоит сделать нелёгкий выбор между уютным времяпрепровождением вечера дома или 5-6 часовым ожиданием инспекторов на этой улице в окружении ненавидящих вас водителей.

Из описанной ситуации сразу становится понятна цель и смысл европротокола и главный его плюс, преимущество и достоинство – экономия времени. Задача водителей – оформить всё быстро, не задерживая ни себя, ни других водителей, стоящих из-за них в пробке.

Если вы думаете, что, отрицая вину в очевидной ситуации, вы сможете избежать ответственности с приездом инспекторов, то вы ошибаетесь. При этом, сами сотрудники ГИБДД, глядя на механизм ДТП и его последствия, скорее всего, сами будут настаивать на оформлении вами европротокола.

Но главное достоинство европротокола при вашей виновности в ДТП – так как вы оформляетесь без сотрудников, то и штраф за допущенное нарушение ПДД, которое привело к аварии, выписывать вам некому. Таким образом, заполнить извещение чаще всего оказывается элементарно экономнее для собственного бюджета.

Сводная таблица: что лучше вызов ГИБДД или извещение?

Итак, давайте теперь подведём итоги и выясним все плюсы и минусы обоих вариантов оформления ДТП.

Что лучше при ДТП, европротокол или вызвать ГИБДД?

Ситуация или фактор Европротокол Вызов ГИБДД
Условия для возможности оформления без сотрудников полиции Помните, что главное – это законодательные условия, при которых вообще возможно оформить европротокол: в ДТП участвовало 2 автомобиля, нет вреда здоровью, жизни и другому имуществу; у обоих есть полисы ОСАГО и нет разногласий – желательно и по виновнику аварии. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нужно вызвать инспекторов.
Сумма ущерба Если вы уверены, что сумма ущерба точно не превышает 100 тысяч (или у вас есть возможность оформиться с помощью специальных технических средств), то лучше написать европротокол. Если же есть малейшее подозрение, что стоимость ущерба больше 100 тысяч (например, за счёт скрытых повреждений) и у вас нет возможности использовать техсредства, то вызывайте сотрудников ГИБДД.
Штраф за нарушение, которое привело к ДТП Так как данный вариант происходит без участия сотрудников ГИБДД, то и штраф вам выписывать некому. Это особенно актуально, например, если вы накануне выпили алкогольные напитки, и есть риск вообще лишиться прав. Приехавшие сотрудники полиции выпишут штраф за то или иное нарушение.
Регресс Вы не заплатите страховой всю сумму возмещения, если правильно не уведомите её в течение 5 дней о ДТП. Но вам всё ещё может быть выставлен регресс, если вы отремонтируете машину в течение 15 дней и/или не покажете её по требованию страховщика. Если ДТП вы оформляли с ГИБДД, то регресса за ремонт автомобиля или не предоставления на осмотр быть не может. Правда, у страховщика всё ещё остаётся такое право, если вы скрылись с места аварии, были пьяны и ещё в ряде случаев.
Бесконтактное ДТП Это относится к тому же списку условий перечисленных выше. Одно из них для возможности оформления европротокола – столкновение автомобилей участников в ДТП. Таким образом, заполнив лишь извещение, выплату по ОСАГО вы не получите. При бесконтактных происшествиях всегда вызывайте полицию.
Пострадало что-то ещё кроме автомобилей Даже при малейшем подозрении, что владелец чего-то повреждённого в ДТП, помимо машин, может подать на возмещение, не оформляйте европротокол. Это могут быть элементы дорожной инфраструктуры (в том числе бордюры, заборы, отбойники, столбы и тому подобное). В этом случае не соблюдается условие для оформления извещения, поэтому только вызов ГИБДД.
Нет возможности проверить полис второго участника Одно из условий оформления без ГИБДД – наличие действующих страховок ОСАГО у обоих участников. Если нет возможности проверить по базе РСА его полис, то лучше вызвать ГИБДД, иначе может быть отказ в выплате. По возможности, конечно, лучше найти способ проверить страховку второго водителя. Он или она обязаны сказать вам его номер, но ответственности за отказ нет.

Что лучше: заполнить европротокол или вызвать аварийных комиссаров?

Главное, что вам нужно знать об аварийных комиссарах – они не имеют какого-то официального статуса государственной службы или права разбирать или оформлять аварии на дорогах в нашей стране. Тем не менее, они в большинстве случаев первыми приезжают на место происшествия, а порой и единственными, так как у инспекторов много других ДТП.

И фактически оформление с помощью аваркомов – это такое же заполнение извещения европротокола. Просто в этом случае вам помогают не сделать ошибок эти люди. Впрочем, помогают при отсутствии у них какой бы то ни было ответственности за такие ошибки.

Плохо это или хорошо, нужна их помощь или нет, каждый решает для себя сам. Мы лишь обратим внимание на то, что водителям придется нести риски за все ошибки, сделанные комиссарами. На таких помощников никак нельзя воздействовать. Если он уехал и по дороге в отдел потерял ваши документы, то извините. Виновник уже дома, вы с разбитой машиной, а ДТП не оформлено.

Они помогают оформлять небольшие аварии и составлять документы при европротоколе, но всё это не бесплатно. При этом, такой комиссар может также наделать ошибок в бланке, как и вы сами. Поэтому, если не видно разницы, зачем пользоваться какими-то услугами?!

Более серьезные ДТП, где не получится отделаться европротоколом, они оформляют с негласного согласия инспекторов ГИБДД. В основном они фиксируют обстоятельства и данные участников ДТП и всё это передают инспекторам в отделе, куда в итоге придется ехать и участникам аварии. А там очередь из таких же счастливчиков.

Поэтому лучше внимательно изучите и запомните условия для оформления ДТП без сотрудников полиции и делайте всё сами, быстро и без ошибок.

Европротокол: применять или не рисковать?

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую. Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей). Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия. На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку. ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части. Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс. рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России). Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять. Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае. Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников. Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА. Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин. В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка. Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение. Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс. рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде. Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.