Лишение специального права как вид административного наказания

Лишение специального права как отдельный вид административного наказания

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.03.2020 2020-03-07

Статья просмотрена: 2091 раз

Библиографическое описание:

Черкас, А. Е. Лишение специального права как отдельный вид административного наказания / А. Е. Черкас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67919/ (дата обращения: 26.08.2021).

Лишение специального права является отдельным видом административного наказания и применяется с целью предупреждения совершения иных правонарушений. Рассматриваемый вид наказаний относится к санкциям административно-правовой нормы и применяется при нарушении ее предписания. Проанализированы положения Кодекса об административных правонарушениях как источника информации о процедурах, представляющие собой комплекс мер административного принуждения при совершении административных правонарушений.

Ключевые слова: административное право, специальное право, административное наказание, лишение специального права, принуждение.

Административное наказание представляет собой комплекс принудительных мероприятий, которые носят конкретный характер и обременяют правонарушителя дополнительными обязанностями, либо ограничивают его права и свободы. Сущностью административного наказания является создание неблагоприятных последствий для привлеченного к административной ответственности лица.

Одно из видов наказаний — лишение специального права, дополняющего и развивающего общие права, к которым относятся особенности разных групп населения.

Данное наказание представляет собой особый вид административного взыскания, которое уполномоченный орган налагает на гражданина, совершившего административное правонарушение, либо замеченного в грубом либо систематическом нарушении порядка пользования специальным правом.

Наличие специального права подтверждается разрешительным документом (водительским удостоверением, удостоверением на право управления судном, охотничьим билетом, удостоверением тракториста-машиниста, лицензией на приобретение оружия и патронов к нему либо разрешением на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему в соответствии с ч.1, 3, 3.1. ст.32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1].

Процедура лишения специального права установлена ч.1 ст.3.8. КоАП РФ и осуществляется в судебном порядке. Срок данного административного наказания установлен в пределах не менее одного месяца и не более трех лет.

Особенной частью КоАП РФ предусмотрено лишение специального права из числа перечисленных ранее. На основании ст.32.5 и 32.6 КоАП РФ возможно лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, однако Особенная часть Кодекса не содержит статей о правонарушениях, предусматривающих в качестве меры лишение специального права на их эксплуатацию [2].

Суть административного наказания — моральное либо материальное воздействие на правонарушителя. Некоторые виды административных наказаний сочетают в себе оба указанных вида воздействия, а также предполагают временные ограничения прав нарушителя (привлечение к исправительным работам, процедура лишения специального права, административный арест).

Основание для назначения наказания — административный проступок. Наиболее наглядным примером ужесточения мер воздействия на нарушителей является эволюция ужесточения наказания за нарушение Правил дорожного движения. Это связано с ростом потребительской активности, в том числе — в приобретении автомобилей и их активной эксплуатации. При этом немногие водители задумываются об истинном значении понятия «средство повышенной опасности». Низкая культура вождения в России, пренебрежительное отношение к легальной процедуре прохождения технического осмотра, нарушение Правил дорожного движения и водителями и пешеходами, неразработанность дорожной ифраструктуры — вот основные причины динамики роста тенденции к лишению специального права в отношении водителей.

Лишение специального права на практике в основном применяется к водителям транспортных средств за грубые нарушения Правил дорожного движения, за исключением лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью, определенных ст.3.8 Коап РФ. К исключениям относятся управление таким транспортным средством в состоянии опьянения, при уклонении от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление места ДТП, участником которого является указанное лицо.

Сфера борьбы с браконьерством значительно расширена с введением ст. 2581 Уголовного кодекса РФ [3]. На наш взгляд, введение данной статьи обусловило усиление профилактического потенциала уголовного закона в сфере борьбы с данным негативным явлением путем выделения особого предмета посягательства и расширения признаков объективной стороны состава преступления. В настоящее время лишение специального права предусмотрено, помимо добычи, за приобретение, содержание, хранение, перевозку, продажу и пересылку представляющих особую ценность диких животных и водных биологических ресурсов.

Уголовным законодательством данное преступление разделено на среднюю и тяжкую категории, что на практике выражается в существенном повышении санкций, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 (средняя) и ч.3 (тяжкая) ст. 2581 Уголовного кодекса РФ. Таким образом, наряду с административной ответственностью, предусматривающей санкции в виде лишения специального права, формируется тенденция к усилению уголовно-правовой охраны компонентов окружающей среды на территории РФ.

Ч.4 ст.3.8. КоАП РФ установлено, что лишение права осуществлять охоту не применима к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Исключения прописаны в ч.1.2. ст.8.37 КоАП РФ: осуществление охоты при нарушении сроков, установленных правилами охоты.

На наш взгляд, наибольшее количество противоправных действий имеет место в отношении ограниченного круга водных биологических ресурсов и диких животных, которые занесены в Красную книгу РФ. Особенно ярко это проявляется на примере незаконной добычи особей тигра, ущерб от которого составляет около 25 млн рублей. Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ говорит о тенденции к увеличению случаев применения новой нормы на практике.

Перечень предметов преступления содержится в Постановлении № 978 [4], однако его содержание законодательно не раскрыто, в связи с чем можно утверждать о бланкетной диспозиции ст.258 Уголовного кодекса РФ. На наш взгляд, именно в этом заключается недостаточная эффективность ее применения на практике, поскольку отследить все изменения в перечень, установить редакцию применяемого на момент совершения преступления перечня представляется затруднительным. Постановление № 978 не содержит указания на периодичность и порядок внесения в перечень особо ценных биологических ресурсов и ценных животных, не регламентирует порядок исключения из него новых видов рыб, птиц и млекопитающих. На практике видовой состав перечня не менялся, хотя содержание Красной книги постоянно корректируется. Одним из пробелов практического применения представляется отсутствие возможности причислить к объектам особой охраны морские травы и водоросли, что ведет к огромным убыткам для РФ в данной области, сравнимыми только с периодом незаконного вылова водорослей Японией на начальном этапе существования СССР.

Видовой состав перечня не имеет смысла затрагивать, но возможно изменить терминологию, используемую законодателем, и обобщающее понятие «виды животных и растений» уточнить указанием на их особые качества.

Квалифицирующими признаками деяний, описанных в ст.258 Уголовного кодекса РФ, названо совершение уголовно наказуемого деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения и организованной группой. Это связано с распространением в России коррупционного преступного поведения в сфере экологической преступности, общим снижением уровня доходов граждан, когда противоправное использование природных ресурсов становится для местного населения источником существования.

При этом действия по сбытию особо ценных объектов, в том числе путем дарения или мены, не образуют уголовно наказуемого деяния. Для устранения данного недостатка в ч.1 ст.258 Уголовного кодекса РФ необходимо установить термин «сбыт» вместо «продажа» по аналогии с УК РСФСР.

Законодатель при конструировании рассматриваемой статьи ставит совершение преступления как одним лицом, так и группой лиц по предварительному сговору, что нивелирует общественную опасность такого деяния. Более того, отсутствие указания на иных, кроме должностных лиц, на практике приводит к проблемам оценки действия лиц, относящихся к управленческому составу коммерческой организации либо лиц, не наделенных признаками должностного лица. Наиболее ярким примером является вопрос квалификации действий руководителей центров реабилитации и спасения соответствующих диких животных, а также капитанов рыболовецких судов, которые осуществляют добычу особо ценных биологических ресурсов.

Читайте также  Что такое бездействие должностного лица

Течение периода лишения специального права начинает исчисляться (продолжает исчисляться) со дня сдачи (изъятия) у лица, подвергнутого данному виду наказания соответствующего удостоверения либо специального разрешения (ст.32.7 КоАП РФ).

Лишение специального права как одна из мер административного наказания не преследует целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, либо причинение данному лицу физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу [5].

Поскольку лишение специального права представляет собой административное наказание, то процедура его исполнения рассматривается в порядке особого производства. Лишение специального права представляет собой карательную санкцию в отношении нарушителя — физического лица — на использование либо ограничение возможности использования им собственного имущества как источника повышенной опасности вследствие регулярного и грубого нарушения порядка пользования определенным имуществом.

На основании изложенного мы приходим к выводу о реализации данным типом административного наказания двух направленностей — профилактической и предупредительной, в том числе и в отношении лиц, к которым не применялось лишение специального права.

Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права (действующая редакция)

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3.8 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.8 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде лишения специального права.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом.

Лишение специального права назначается судьей.

К специальным правам, которых может быть лишено лицо в качестве меры административного наказания, относятся:

1) лишение права осуществлять охоту;

2) лишение права управления транспортными средствами;

3) лишение права управления воздушным судном;

4) лишение права управления судном;

5) лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия;

6) лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 3 лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ).

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ).

Часть 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ устанавливает, что в течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать в орган, исполняющий этот вид административного наказания документы, предусмотренные ч. ч. 1 — 3.1 ст. 32.6 КоАП РФ, а именно:

а) водительское удостоверение, удостоверение на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) (ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ);

б) специальное разрешение на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (ч. 2 ст. 32.6 КоАП РФ);

в) охотничий билет (ч. 3 ст. 32.6 КоАП РФ);

г) лицензию на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 3.1 ст. 32.6 КоАП РФ).

В случае если вышеуказанные документы утрачены, лицо должно заявить об этом в указанный орган в тот же срок (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ).

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ).

Лишение специального права: виды, содержание. Административный арест

Лишение физического лица, которое совершило административное нарушение, ранее предоставленного ему особенного права устанавливается за систематическое или грубое нарушение порядка пользования данным правом в случаях, которые предусматриваются статьей особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (статья 3.8 часть 1 КоАП). Срок лишения не может превышать трех лет и быть меньше одного месяца.

Лишения физ. лица, которое совершило данное правонарушение административного характера, ранее предоставленного ему определенного права может применяться, а также устанавливаться в качестве как дополнительного, так и основного наказания административной направленности. Если у граждан есть специальные права, то они подтверждаются определенными разрешительными актами, к которым можно отнести: удостоверение водителя; удостоверение на право управления судном; удостоверение машиниста тракториста; билет охотника; лицензия на приобретение оружия, а также патронов к нему или разрешение на хранение и ношение оружия, и патронов к нему (статья 32.6 КоАП часть 1, 3, 31).

Правоограничительное содержание

Наказание административного характера в виде лишения определенного права ограничено четким сроком до трех лет, по окончанию которого правомочия лица обязаны быть восстановлены (статья 32.6 часть 4 КоАП). В таком случае документы, которые были изъяты возвращаются.

Таким образом, это наказание административного характера показывается, как временное приостановление правомочий нарушителя, а именно физического лица.

КоАП в свое время предусматривает три вида лишения права, которое имеет специальную направленность: лишение права управления определенным транспортным средством; лишения права на охоту, а также лишение права на покупку, хранение и ношение купленного оружия, патронов к нему. Лишение права на использование средств радиоэлектроники или высокочастотных устройств не предусмотренно санкциями статей. Особенно части КоАП, что заведомо исключает и применение данного наказания, о чем свидетельствует статья 32.6 часть 2 КоАП).

Читайте также  Как уменьшить ндс не нарушая закон

Органы, которые занимаются исполнением постановлений судьи о лишении специального права, а также порядком исполнения постановления об использовании такого административного наказания определены соответственно статьи 32.5 и 32.6 КоАП.

Лишение специального права, как вид административного наказания требуется отличать от санкций в виде приостановления деяний лицензии или ее аннулирования, которые закрепляются в 20 статье Федерального закона от 2011 года 4 мая № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применительно к конкретным им правонарушениям. Санкции, которые были указаны применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к ответственности административного характера, установленной КоАП.

Арест административного характера

Суть административного ареста кроется в содержании нарушителя в определенных условиях изоляции от общества, устанавливается на конкретный срок до 15 суток, а в случае нарушения режимов чрезвычайного положениия, и операции контртеррористического характера до 30 суток (статья 20.5 часть 3 и статья 20.27 КоАП).

Арест административного характера обычно назначается судьей (статья 3.9 часть 1 КоАП), может применяться и устанавливаться только в роли основного наказания административного порядка.

Административный арест — это единственное наказание административной направленности, которое ограничивает свободу нарушителя.

Такая мера используется только, когда есть определенные обстоятельства, отягчающие административную ответственность, исчерпывающий перечень которых отмечается в статье 4.3 части 1 КоАП; в случае, когда таковые отсутствуют, необходимо применять другие, не столь обременительные наказания административного характера. КоАП существенно расширил возможность использования наказания административной направленности в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Данный вид ареста не применяется к определенным лицам, например, к беременным женщинам, а также женщинам, которые имеют ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, которые не достигли возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы. Такое наказание административного характера также не может применяться по отношению к должностным лицам органов правоохранительного порядка — ОВД, органов Роснаркоконтроля, таможенных, пенитенциарных органов, лицам должностного характера Государственной системы противопожарной службы, и к военнослужащим.

Судебное постановление об административном аресте

Судебное постановление об административном аресте исполняется конкретными органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, которое было подвергнуто аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами дел внутренней направленности.

Во время применения постановления об административном аресте осуществляется досмотр личного характера данного арестованного лица.

В ситуациях, которые устанавливаются Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», арест административной направленности представляет собой определенную санкцию, которая применяется по отношению к нарушителям правил комендантского часа во время пресечения насильственных действий противоправного характера, отмеченных в статье 3 пункте «а» данного Закона. По смыслу пункт «а», «в» в статье 12, 31 статья часть 1 и статья 33 часть 2 Конституционного закона Федерации от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ использованию данной меры всегда предшествует доставление лица или же его задержание административного характера, когда происходит несоблюдение определенных правил комендантского часа или же при других нарушениях режима чрезвычайного положения. В такой ситуации, время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, которые не имеют у себя каких-либо документов, удостоверяющих личность, задерживаются до момента выяснения их личности, но не более чем на срок трех суток, по решению заместителя начальника ОВД или даже по его личному решению.

Отсюда можно сделать вывод, что арест административной направленности, применяемый по отношению к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ, ограничивается данным сроком. Назначение такого ареста на срок до 30 суток возможно только, когда было совершено административное правонарушение, предусмотренное в статье 20.5 и в части 3 статьи 20.27 КоАП (нарушение лицом при должности режима правового характера контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 2006 года 6 марта № 35-Φ3 «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция показывается, как определенный комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и других мероприятий с использование техники боевой направленности, а также оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению защищенности у физических лиц, учреждений и организаций, и максимального уменьшения последствия террористического акта.

Лишение специального права

Один из видов административного наказания – лишение специального права. Государство применит его за совершение правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РФ. Только при наличии состава административного правонарушения и указания в санкции статьи возможности назначить такой вид административного наказания. Это только основное наказание, с которым может применяться (или применяется) и дополнительный вид. Чаще всего это административный штраф.

Что такое лишение специального права

Большинство людей под лишением специального права понимают только право управления транспортным средством. Конечно, административные нарушения в области дорожного движения, – самый яркий пример. И по наиболее опасным из них КоАП закрепил лишение прав. И применяется это административное наказание достаточно часто.

Но это не все виды лишения прав. Закон устанавливает, к примеру, случаи лишения права охоты (ст. 7.11. КоАП РФ). А также права управления воздушным судном, маломерным судном (ст. 11.5 КоАП РФ, 11.7 КоАП РФ). Статья 20.8. КоАП РФ закрепляет ответственность в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.

Дисквалификация руководителя – отдельный вид наказания. Хотя он тоже заключается в лишении определенных прав – занимать определенные должности. Однако дисквалификация – отдельный вид наказания. И для него предусмотрены иные правила и иные основания (статьи КоАП РФ).

Общие положения о наказании устанавливает ст. 3.8. КоАП РФ. Итак, лишение специального права представляет собой временный запрет пользоваться ранее предоставленным ему правом в случаях, установленных законом и в связи с грубым или систематическим нарушением порядка пользования таким правом.

Особенности наказания в виде лишения права

Конструкция статьи 3.8. КоАП РФ позволяет сделать несколько существенных выводов (особенностей):

  • наказание назначается только за грубое или систематическое (более 2 раз) нарушение порядка пользования правом. Поэтому нельзя лишить права управления транспортным средством не в связи с нарушением правил дорожного движения. Например, за мелкое хулиганство и все иные составы
  • право должно быть ранее предоставлено субъекту правонарушения. Он должен им владеть на момент совершения нарушения.
  • наказание применяется только к физическим лицам. Не распространяется на лицензии и специальные разрешения организаций и индивидуальных предпринимателей
  • основания: статья Особенной части КоАП РФ. Законы субъектов РФ не могут содержать указание на лишение специального права за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. Такое наказание назначат, если нарушен порядок исполнения лишения специального права. Или временного ограничения, установленного в рамках исполнительного производства.

Подведомственность административных дел, влекущих лишение специального права, – только суд. Срок лишения – не менее 1 месяца и не более 3 лет.

К кому такое наказание не применяется

Закон предусматривает случаи освобождения от административной ответственности в виде лишения права. Помимо общих оснований прекращения административного производства, статья 3.8. КоАП РФ закрепляет отдельные случаи, когда такой вид наказания не применяется:

  • если лицо пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, его нельзя лишить права управления таким средством. Но только если речь не идет об управлении в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования и т.п. Перечень правонарушений, за которые наказание применяется независимо от инвалидности, устанавливает ч. 3 ст. 3.8. КоАП РФ.
  • нельзя лишить охотника права охоты, если это охота – законный способ получения основных средств к существованию. Кроме ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ.
Читайте также  Как составить акт выполненных работ

Лишение специального права – как исполняется

После вступления постановления по делу в силу (включая процедуру его обжалования), начинается исполнение наказания. Правонарушитель в течении 3 рабочих дней обязан сдать документы, подтверждающие наличие специального права, в уполномоченные органы. А если он уклоняется, то срок лишения права, установленный судом, прерывается.

Органы власти, которые участвуют в процессе:

  • органы полиции – о лишении права управления транспортным средством
  • Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России – о лишении права управления маломерными судами
  • Роскомнадзор -о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
  • Росприроднадзор – право на охоту
  • Нацгвардия – право на приобретение, хранение, ношение оружия и патронов к нему

Документы (кроме охотничьего билета и лицензии на оружие) хранятся в уполномоченных органах. Охотничий билет и лицензия аннулируются.

После истечения срока лишения специального права документы возвращаются при обращении к органу власти нарушителя.

Статья 3.8. Лишение специального права

Статья 3.8. Лишение специального права

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 3.8. Лишение специального права

Административное наказание назначено Аникину А.Е. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке.

Административное наказание назначено Бровцыну Д.В. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.

Таким образом, лишение специального права, установленное в качестве административного наказания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.8), и временное ограничение на пользование должником специальным правом, предусмотренное Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 15.1 части 1 статьи 64), являются разными по правовой природе мерами государственного принуждения, которые применяются независимо друг от друга.

Исходя из положений статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами возможно только таким лицам, которые имеют такое право либо лишены его в установленном законом порядке.

2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

2. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1); лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса (статья 3.8).

Так, перечень административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту относит лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, что предполагает их применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний (статьи 3.8, 3.9, 3.11 и 3.12). Данные виды административных наказаний назначаются судьей (исключение составляет административное приостановление деятельности, которое в отдельных случаях может назначаться иным должностным лицом) и носят срочный характер: срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток), дисквалификация — на срок от шести месяцев до трех лет, административное приостановление деятельности — на срок до девяноста суток, но исполнение данного наказания может быть прекращено досрочно, если будет установлено, что предусмотренные законом обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, устранены.

ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения в судебные органы (ч. 1 ст. 3.8 и 28.8).

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22; 8.23; 11.7, ч. 1; 11.8 — 11.12; 11.13, ч. 2, КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.