Кто является субъектом правонарушения

Субъект правонарушения: понятие, виды и основные требования к нему

Объект правонарушения: понятие и виды

ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — предусмотренные законом и охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле — общественные отношения), которым противоправными действиями причиняется ущерб. Объект — это охраняемые законом ценности, интересы и блага, которым может быть причинен вред в результате противоправного на них посягательства. В иерархии ценностей, охраняемых законом, первостепенное значение занимает охрана прав и свобод личности. Кроме того, объектами правовой охраны от противоправных посягательств являются все виды собственности, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй РФ.

Можно различать общий, родовой и непосредственный объекты правонарушения. Общий объект правонарушения — это сумма охраняемых законом объектов, предусмотренных самим законом (например, в ст. 2 УК РФ). Родовым является группа родственных (однородных) объектов охраны (например, в конституционном праве, политические, социальные, культурные, экономические права). Непосредственный объект предусмотрен конкретным составом правонарушения. В уголовном праве встречаются ситуации, когда одно и то же преступление посягает не на один, а на два непосредственных объекта, один из которых является основным, а другой — дополнительным. Например, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 26 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является безопасность движения и эксплуатации механических транспортных средств. В качестве дополнительного объекта могут выступать такие блага личности, как жизнь, здоровье, частная собственность.

Статья 2.1 КоАП РФ четко не определяет понятие «объект правонарушения». Однако расширительно трактуя данную статью, следует отметить, что объектом правонарушения является совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения — физическими и юридическими лицами.

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может быть только гражданин России.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает — с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16, гражданская — с 15 и т.д. В определенных законом случаях в качестве субъекта правонарушения выступает т.н. специальный субъект — физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых возможно привлечение его субъектом правонарушения.

Так, субъектом воинских преступлений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов. Субъектами некоторых преступлений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ — нарушение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта указаны в законе (ст. 270 УК — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В иных случаях они устанавливаются толкованием. Например, за нарушение правил международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечено только лицо, выполнявшее международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость, или вменяемость лица.

Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект — должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

Субъектом некоторых правонарушений выступают предприятия, организации, учреждения, средства массовой информации. Однако вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей является достаточно сложным. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил, и не связан солидарной ответственностью.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Читайте также  Арест кредитного счета судебными приставами что делать

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Субъект правонарушения

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может быть только гражданин России.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает — с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16, гражданская — с 15 и т.д. В определенных законом случаях в качестве субъекта правонарушения выступает т.н. специальный субъект — физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых возможно привлечение его субъектом правонарушения. Так, субъектом воинских преступлений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов. Субъектами некоторых преступлений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ — нарушение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта указаны в законе (ст. 270 УК — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В иных случаях они устанавливаются толкованием. Например, за нарушение правил международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечено только лицо, выполнявшее международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость, или вменяемость лица.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

  • Программа законопроектных работ
  • Противоправное поведение, не образующее состава правонарушения

Смотреть что такое «Субъект правонарушения» в других словарях:

Субъект правонарушения — (англ. subject of offence) в праве элемент состава правонарушения; вменяемое лицо, достигшее определенного законом возраста и обладающее дееспособностью. Субъектом уголовных правонарушений (преступлений) может быть индивид, достигший 16, а … Энциклопедия права

Субъект правонарушения — (англ. subject of offence) в праве элемент состава правонарушения; вменяемое лицо, достигшее определенного законом возраста и обладающее дееспособностью. Субъектом уголовных правонарушений (преступлений) может быть индивид, достигший 16, а в… … Большой юридический словарь

Субъект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект. Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из… … Википедия

Правонарушения — деяния, нарушающие к. л. нормы права и причиняющие вред обществу. Любое П. характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние. Деяние это волевой акт поведения человека, выражающийся в действии или бездействии… … Педагогический терминологический словарь

СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике — физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально психологическим отторжением… … Социология: Энциклопедия

Субъект общения, демонстрирующий девиантное поведение — Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio отклонение, расстройство) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Субъект общения, страдающий диссоциальным (асоциальным) расстройством личности — характеризуется патологически ослабленной волей, безответственностью, пренебрежением своими обязанностями и данными обещаниями. Жизнь строится на основе потребностей сегодняшнего дня без какой либо оценки последствий своего поведения и без учета… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Субъект административного правонарушения — это физическое лицо или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Среди физических лиц выделяют общих субъектов это любые достигшие возраста административной ответственности (16 лет) лица; специальных субъектов это… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Состав правонарушения — это совокупность его обязательных признаков (или элементов). В состав правонарушения входят 4 элемента , при существовании которых можно говорить о наличии , либо отсутствии состава правонарушения в деянии. А именно: объект правонарушения… … Википедия

Состав правонарушения — см. Объект правонарушения; Объективная сторона правонарушения; Правонарушение; Субъект правонарушения; … Энциклопедия права

Юрлицо как субъект административной ответственности

14 апреля Конституционный Суд РФ принял Постановление № 17-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.2, ч. 3 ст. 11.15.1 и п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а также ст. 122 Федерального закона «О транспортной безопасности», подп. 36, 37, 39, 45 п. 5 и подп. 1, 2, 8 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, по жалобе АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург “Морской фасад”», в котором особое внимание уделил определению вины юрлица как необходимому признаку состава правонарушения.

Вопрос вины юридического лица в административном праве долгое время остается дискуссионным. Хотя КоАП РФ законодательно закрепил определение понятия «вина юридического лица», всех вопросов и разногласий теоретиков это не разрешило.

В теории административного права по проблеме категории «вина юридического лица» усматривается множество позиций. На сегодняшний день в законодательстве об административной ответственности воплощены три различных подхода к ее определению:

  • субъективный (п.4 ст. 110 НК РФ);
  • объективный (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ);
  • безвиновная ответственность организаций или объективное вменение (примечание к ст. 1.5, ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ).

Теоретики классического (субъективного) подхода не признают юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности, поскольку вина, по их мнению, тесно связана с психическим состоянием лица по отношению к совершенному противоправному деянию и последствиям, которые оно повлекло.

Юридическое лицо, не обладающее психикой, волей, не может, соответственно, иметь какого-либо психического отношения к действиям, которые оно совершает.

Читайте также  Согласно контракта или контракту как правильно

То есть вина юрлица – это некая абстракция, в основе которой лежит реальная вина представляющих его физических лиц. Следовательно, для констатации вины юрлица необходимо выяснить форму вины сотрудников. Установленная форма вины коллектива или отдельных ответственных лиц и будет считаться виной юрлица. Именно такой подход применен в НК РФ, о чем также упомянуто в Постановлении № 17-П.

Однако в основу определения вины юрлица, предусмотренного в КоАП РФ, поставлена иная позиция большинства теоретиков права, построенная на объективном подходе. Вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов, обусловленных дезорганизацией его деятельности, непринятием необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, отсутствием усилий по предупреждению правонарушений и устранению их причин.

Таким образом, юрлицо признается виновным исходя из его фактических действий – принятия или непринятия всех мер, необходимых для исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Исходя из данного подхода, в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано на то, что КоАП РФ в отношении юридических лиц, в отличие от физических, не выделяет различные формы вины. Отсюда в случаях, «когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Итак, отсутствие у юрлица возможности соблюдения «правил» будет означать его невиновность в совершении административного правонарушения.

В Постановлении № 17-П КС подчеркнул, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в процессе исследования доказательств осуществляется «мысленная реконструкция совершенного правонарушения в единстве его субъективных и объективных элементов (выделено мной. – Е.Д.) на основе фактов, нашедших отражение в реальной действительности». Таким образом, вину юрлица следует определять в зависимости от вины его представителей, деятельность которых послужила причиной совершения административного правонарушения.

На мой взгляд, КС допускает тем самым применение комплексного подхода при установлении вины юридического лица, возлагая на суд обязанность учесть все значимые для дела обстоятельства и обосновать их в постановлении по делу, квалифицировав деяние как совершенное умышленно или по неосторожности.

В связи с этим наиболее предпочтительным представляется комплексный подход, вобравший в себя достоинства как субъективного, так и объективного подходов. Однако применение комплексного подхода в административном праве требует системного единства правового регулирования. Полагаю, именно поэтому КС в обсуждаемом постановлении не исключил возможность дальнейшего совершенствования законодателем правового регулирования административной ответственности юрлиц. Он указал, что вина в конституционном смысле – как универсальная категория для всех видов юридической ответственности и для всех субъектов права, включая физических и юридических лиц, – представляет собой основанные на характеристиках субъекта права пределы, в которых он может нести ответственность сообразно конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности.

По сути, КС напомнил, что любая человеческая деятельность предполагает необходимость ее согласования с требованиями общества и его ценностями. Совершая определенные действия, лицо должно осознавать их результаты, а следовательно –социальную значимость. Исходя из этого, при осуществлении деятельности каждый субъект права обязан действовать ответственно, поскольку результаты его деятельности оцениваются.

В то же время лицо ответственно лишь в той степени, в какой правонарушение выражает отрицательное отношение к общественным ценностям и насколько оно при умысле осознавало или должно (и могло) сознавать при неосторожности, что им осуществляется посягательство на общественные отношения, охраняемые обществом и государством. Отсутствие осознания или возможности осознания такого посягательства исключает вину – следовательно, и ответственность за правонарушение.

Кто является субъектом правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

В соответствии со ст. 24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что само процессуальное событие в форме противоправного деяния имело место, однако в нем отсутствует любой из образующих состав указанных элементов.
Объектомадминистративного правонарушения признаются охраняемые законом общественные отношения, на которые административное правонарушение посягает.
Объективная сторона— действия (бездействие), посягающие на объект административного правонарушения и причиняющие (создающие угрозу причинения) ему вред.
Субъектомправонарушения является физическое (гражданин, индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.
Субъективная сторонаправонарушения – это отношение виновного лица к совершенному деянию и в некоторых случаях к его последствиям. Субъективная сторона определяет форму вины привлекаемого к административной ответственности лица (умысел, неосторожность).
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом элементов состава правонарушения (см.: абз. 2 п. 19Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 №О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», абз. 3 п. 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.05.2016 № 205-АД16-4).
Отсутствие объекта обычно устанавливается одновременно с отсутствием объективной стороны правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.08.2016 № 44-АД16-25), вместе с тем отсутствие лишь объекта также влечет прекращение производства по делу (см.: ПостановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 № 19АП-3624/2018 по делу № А64-5267/2017).
Ситуации, в которых устанавливается отсутствие состава административного правонарушения, как правило, сводятся к тому, что при оценке времени, места, способа совершения деяния, наступивших последствий и иных значимых обстоятельств не усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, описанные в инкриминируемой норме КоАПРФ (см.: РешениеМосковского городского суда от 16.02.2017 по делу №7-3344/2017).
Состав административного правонарушения отсутствует при не установлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу № 307-АД14-8543, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015, ПостановлениеАрбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2017 № Ф06-22351/2017 по делу № А06-11122/2016).
Отсутствие состава административного правонарушения не следует путать с отсутствием события административного правонарушения (см.: РешениеХабаровского краевого суда от 24.02.2015 № 21-827/2014). В первом случае процессуальное событие, оцениваемое с точки зрения КоАПРФ, имеет место, но ответственность за него не наступает ввиду отсутствия одного или нескольких элементов состава административного правонарушения. А в случае с отсутствием события административного правонарушения принимается во внимание, например, отсутствие обязанности лица, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность (См.: ОпределениеВерховного Суда РФ от 18.06.2019 № 307-ЭС19-8311 по делу № А56-80396/2018).
При рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административном правонарушении производство по делу может быть также прекращено по специальному процессуальному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17КоАП РФ) — недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
В основном такое основание соотносится с положением ч. 4 ст. 1.5КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ПостановлениеВерховного Суда РФ от 08.04.2019 № 32-АД19-4, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 01.03.2019 № 24-АД19-1).

Читайте также  Что будет за езду лишенному прав

Субъект административного правонарушения: понятие и виды

Чтобы рассмотреть материалы дела о проступках в рамках КоАП РФ и назначить наказание, необходимо установить виновное лицо. Субъект административного правонарушения определяется по правилам, указанным в главе 2 КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, при каких условиях граждане, должностные лица или предприятия будут признаны субъектом правонарушения.

Виды субъектов и их признаки

При рассмотрении административных дел суд, либо иное уполномоченное ведомство, должны установить все обязательные признаки проступка, в том числе его субъект. В отличие от норм уголовного права, в КоАП РФ содержится следующее разграничение по юридическому статусу нарушителя:

  • физические лица;
  • должностное лицо, т.е. руководители, служащие и иные категории специалистов, наделенные организационно-распорядительными функциями;
  • юридическое лицо – предприятие любой организационно-правовой формы, официально зарегистрированное в ИФНС.

Для назначения санкций по КоАП РФ, к юридическим лицам могут приравниваться индивидуальные предприниматели.

Указанные виды субъектов также могут подразделяться на дополнительные категории, которые повлияют на привлечение к административной ответственности. Физические лица, как общий субъект, могут выступать в административном процессе как:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, т.е. лица. имеющие действующее гражданство одной из стран мира;
  • лица без гражданства.

Принадлежность к определенному гражданству может являться основанием для привлечения к ответственности по КоАП РФ.

Для предприятий такое разграничение по принадлежности к юрисдикции РФ или иностранного государства не установлено. За выявленное и доказанное нарушение, совершенное на территории РФ, отечественная или зарубежная фирма будут отвечать на равных условиях.

Обязательными признаками субъекта-гражданина является возраст, с которого допускается привлечение ответственности, а также вменяемость.

Для должностных лиц таким признаком будет являться официальное наделение полномочиями – в силу приказа, контракта, решения учредителей и т.д. Признаком правомочности юридического лица будет являться регистрация в ИФНС. Как только сведения о предприятии будут исключены из ЕГРЮЛ, его невозможно привлечь к ответственности.

Специальный субъект

Частное лицо выступает как общий субъект административного проступка по КоАП РФ. Также граждане, обладающие определенным статусом или званием, будут рассматриваться как специальный субъект – должностные лица. В этой группе также существует внутреннее разграничение:

  • должностные лица, отнесенные к сотрудникам руководящего звена юридических лиц (директор, главный бухгалтер);
  • лица, наделенные полномочиями в силу своей службы – военнослужащие МО РФ, сотрудники МВД, судебные приставы, сотрудники ФТС, УФСИН, МЧС и иных уполномоченных ведомств.

Указанное разграничение необходимо учитывать для привлечения к ответственности за отдельные группы проступков. Например, в КоАП РФ есть группа составов, по которым нарушителем может признаваться только военнослужащий . В такой ситуации, лицо, проходящее службу в ВС РФ, не наделено полномочиями должностного лица, оно не подлежит наказанию.

Еще одним специальным субъектом будет гражданин, обладающий определенным разрешительным документом, допуском и т.д. Например, санкция в виде лишения права управления транспортом может применяться только к лицу, обладающему таким правом.

Как влияет субъект на перечень санкций

В отношении граждан и юридических лиц в КоАП РФ предусмотрен разный состав возможных санкций. Для физических лиц их перечень будет существенно шире:

В одной статье КоАП РФ могут содержаться сразу несколько мер воздействия, между которых суд, либо иное уполномоченное ведомство, вправе сделать свой выбор. Однако нужно учитывать ограничения и запреты, зафиксированные в КоАП РФ. Например, арест нельзя применить к несовершеннолетнему ребенку или беременной женщине, поэтому им может быть назначен только штраф.

Для юридических лиц не могут применяться такие виды санкций как арест, лишение специального права или дисквалификация, выдворение или обязательные работы. Основными мерами воздействия для предприятий будут являться штраф или предупреждение. Однако для этого субъекта в КоАП РФ предусмотрена специальная санкция – административное приостановление деятельности.