Что такое выморочное имущество

Статья 1151 ГК РФ. Наследование выморочного имущества (действующая редакция)

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

2. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1151 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи исчерпывающе перечислены случаи, когда наследуемое имущество становится выморочным.

Институт выморочного имущества является традиционным как для российского, так и для зарубежного наследственного права.

В российском гражданском законодательстве переход выморочного имущества к государству определяется как особый вид наследования по закону. Об этом, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что комментируемая статья, посвященная выморочному имуществу, содержится в гл. 63, которая называется «Наследование по закону».

В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливавшего право наследования по закону лишь для самых близких наследодателю лиц, действующий Гражданский кодекс РФ существенно расширил круг возможных наследников, что, в свою очередь, должно максимально сократить случаи перехода наследственного имущества в качестве выморочного к государству.

Как правило, выморочным становится все имущество наследодателя, не имеющего наследников. Однако возможны ситуации, когда выморочной становится только часть имущества наследодателя. Например, если определенное имущество было завещано и принято наследниками по завещанию, а в отношении оставшегося имущества не сделано завещательных распоряжений, а наследник по закону отсутствует. Часть имущества также будет считаться выморочной, если имущество распределено между наследниками по завещанию и кто-либо из них отказался принять наследство или оказался недостойным наследником, а наследники по закону отсутствуют.

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Однако может перейти и в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований в порядке, определяемом специальным законом, однако до настоящего времени такого закона не было принято.

2. Дальнейшая судьба выморочного имущества и, в частности, какому именно публичному образованию перейдет выморочное имущество зависит от того, о каком конкретно виде имущества идет речь. Наследником выморочного имущества, как было сказано, по общему правилу выступает Российская Федерация. Однако выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Наличие подобного правила обусловлено тем, что в федеральных государственных органах отсутствуют структурные подразделения, которые занимались бы учетом и распределением жилых помещений и в конечном итоге эти жилые помещения все равно передавались на баланс субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако все это занимало довольно продолжительное время.

Аналогичный правовой режим установлен в отношении земельных участков, а также расположенных на них зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества и долей в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи должен быть принят федеральный закон, который определил бы порядок оформления Россией наследственных прав на выморочное имущество, а также основания и процедуру его возможной передачи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Что касается конкретного порядка наследования выморочного имущества, то Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что «впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований — их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» (п. 5).

«Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации (п. 50)».

В ГК не регулируется вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации. Можно предположить, что в таких случаях выморочное имущество также переходит в собственность Российской Федерации. Правила наследования определяются в соответствии с установленными ст. 1224 ГК РФ коллизионными нормами, а также заключенными Россией международными договорами. В частности, ряд соглашений, заключенных РФ с иностранными государствами, в том числе со странами ближнего зарубежья, устанавливает, что если по законодательству договаривающихся сторон наследственное имущество как выморочное переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое — в собственность государства, на территории которого оно находится.

Государство при наследовании выморочного имущества не должно принимать каких-либо особых мер, направленных на принятие наследства. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство. При переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.

Следует учитывать положения действующих в части, не противоречащей современному законодательству, следующих нормативных актов:

1. Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (в ред. от 25 июля 1991 г.), утверждающее Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

2. Инструкция Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 (в ред. от 13 августа 1991 г., с изм. от 15 января 2007 г.), устанавливающая порядок учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, которое конкретизирует полномочия территориальных налоговых органов по учету выморочного имущества.

Читайте также  Как получить квартиру военнослужащему

Что такое выморочное имущество и как его вернуть?

Наследование материальных ценностей происходит на основании завещания или в порядке законной очередности. При передаче имущества в порядке очереди все наследники делятся на группы по степени родства. При отсутствии наследников, при отказе кандидатов от имущества, при признании всех претендентов недостойными наследниками получателем благ становится государство. Государство не может отказаться от наследственных благ – такая собственность в Гражданском кодексе именуется выморочное имущество.

В статье расскажем:

Основания для признания имущества выморочным

Статья 1151 ГК РФ предусматривает, что имущество в полной мере может перейти государству при наличии для того достаточных оснований. Это касается материальных ценностей и долговых обязательств, которые остались после смерти наследодателя.

В случае принятия части собственности наследниками оставшаяся доля материальных благ переходит во владение государства.

Основания передачи собственности государству:

  • потенциальные получатели собственности погибли до принятия наследства;
  • признание кандидатов недостойными (совершение преступления против наследника, лишение родства);
  • отказ наследников от принятия имущества;
  • за полгода действия исполнительного производства никто из кандидатов не изъявил желание на получение наследства (желание оформить наследство подтверждается собственноручным заявлением наследника на получение собственности).

Принципы удержания выморочной собственности:

  • собственником ценностей становится государство или муниципалитет;
  • решение о признании объектов выморочными принимается только по истечении 6 месяцев, отведенных для наследования;
  • отсутствие строгих сроков приобретения имущественных прав на имущество муниципалитетом или государством.

Сроки принятия наследства и последствия пропуска

Законодательством не ограничен срок принятия выморочного имущества государством. Но это касается только максимальных сроков, поскольку минимальное время ограничивается действием исполнительного производства, когда основные наследники умершего человека могут заявить свои претензии на собственность:

  • 6 месяцев – общий срок наследования;
  • 9 месяцев – наследование по праву трансмиссии.

Недостойные наследники

Статья 1117 ГК РФ предусматривает список обстоятельств, при которых кандидат на собственность признается недостойным наследником. Человек теряет имущественные права, независимо от наличия завещания.

Основания для признания наследника недостойным:

  • наследник совершил противоправные действия, направленные против жизни/здоровья наследодателя;
  • совершение неправомерных действий с целью получения большей доли собственности, нежели положено законом;
  • лишение родства;
  • родственник, который уклонялся от своих обязательств по содержанию умершего наследодателя.

Если собственность уже была получена, то недостойный наследник обязан в полной мере вернуть полученное имущество.

Пример отказа в получении наследства недостойным наследником:

Гражданин С. умер, оставив после себя трехкомнатную квартиру в центре столицы. Наследодателем было составлено завещание, но родственники, указанные в распорядительном документе, погибли раньше завещателя. Душеприказчик, привлеченный к делу, не нашел других родственников умершего гражданина С. Квартира перешла муниципалитету и была реализована.

Через 7 лет в суд обратился гражданин О. – отец погибшего. Мужчина затребовал восстановить срок наследования, поскольку находился в тюрьме и не мог заявить свои права раньше. Суд иск удовлетворил. Гражданин О. обратился к нотариусу с требованием вернуть наследственную собственность. К делу повторно привлечен душеприказчик, который нашел документ, подтверждающий, что 10 лет назад мужчина был лишен родительских прав в отношении сына. В получении выморочной собственности было отказано.

Выморочное имущество — общие правила перехода по наследству

Содержание:

Выморочным в Российской Федерации признается имущество, за которым не обратились наследники, либо если эти наследники по каким-то причинам не могут вступить в право владения. По прошествии шести месяцев с открытия наследства такая собственность передается государству путем оформления в Росреестре.

Нет времени читать статью?

Порядок наследования выморочного имущества

На подачу заявления о вступлении в наследство статья 1154 Гражданского кодекса РФ (ГК) отводит гражданам шесть месяцев со времени кончины наследодателя. Также в статье указано, что если один из наследников отказывается от наследства, следующий в очереди может получить его в течение шести месяцев с этого момента.

Если ни один из наследников имущество не принял, либо никто из них принять его не может, начинается процедура признания выморочности. В частности, для этого необходимо одно из следующих условий:

  • нет наследников ни по завещанию, ни по закону (либо о них ничего не известно);
  • наследники отстранены от своего права либо не имеют этого права по статье 1117 ГК;
  • все наследники отказались от своего права и не указали, кому его передают;
  • никто так и не вступил в наследство в установленный срок.

В любом из этих случаев профильный орган власти местного муниципального образования или города начинает процедуру оформления выморочного имущества. Такой собственностью может стать и движимое, и недвижимое имущество, включая землю, дома, квартиры и доли в них.

В некоторых случаях по решению суда выморочная собственность может быть передана наследнику даже по прошествии шести месяцев. Для этого нужно будет доказать, что наследник не обратился за наследством своевременно по уважительной причине.

Признание имущества выморочным

В РФ процедура проводится сравнительно редко и, как правило, в отношении имущества с крупными задолженностями: статья 1145 ГК РФ регламентирует 7 очередей наследования. То есть практически всегда находятся дальние родственники, которые вступают в наследство.

Даже если наследник не подал заявление в установленный срок, суд может признать его владельцем на основании статьи 1153. Например, если гражданин оплачивал счета за КУ в наследуемой квартире, жил в ней или иным способом участвовал в ее содержании, высок шанс отказа в признании выморочности.

Выморочное имущество по общему правилу: к кому оно переходит

Владельцем промышленных объектов в любом случае станет федеральное правительство. Жилая и коммерческая недвижимость перейдет муниципальному образованию или городу федерального значения, если расположена на его территории. Далее она будет использоваться для социального или коммерческого найма.

Движимое имущество, включая денежные средства, также отходит муниципалитету.

Как оформить выморочное имущество в муниципальную собственность

Порядок действий установлен инструкцией Минфина № 185 от 1984 года. Государство принимает выморочное имущество в любом состоянии и самостоятельно обслуживает любые задолженности (статья 1175 ГК). Отказаться от наследования государство может, только если является наследником по завещанию (статья 1158).

Порядок оформления выморочного имущества в муниципальную собственность

Процедура начинается с обращения местной администрации с заявлением к нотариусу. Предварительно чиновники могут оповестить возможных наследников через СМИ, но законом такое требование не выдвигается. Обычно так делают, чтобы облегчить процедуру оформления.

В зависимости от обстоятельств нотариус может как сразу выдать свидетельство о праве наследования, так и запросить дополнительные документы. Например, свидетельство о смерти и подтверждение отсутствия наследников из нотариального округа. В сложных ситуациях начинается судебное разбирательство.

Далее чиновники обращаются с заявлением на признание права собственности в Росреестр. Оформленное выморочное имущество передается в эксплуатацию либо на оценку и реализацию.

Если у вас остались вопросы по поводу оформления выморочности, подробную консультацию можно получить у адвоката по имущественным вопросам.

Что такое выморочное имущество

Выморочное имущество — это имущество, на которое после смерти его собственника не претендуют или в силу закона не могут претендовать наследники, либо наследники отсутствуют, либо лишены наследства. Невостребованное имущество переходит в государственную или муниципальную собственность. Однако квартиры и дома, оставшиеся без владельца и без претендентов на наследство, нередко привлекают внимание аферистов. Как и люди, у которых нет родственников, могут стать мишенью для недобросовестных лиц.

Сегодня с выявлением выморочного имущества есть проблемы — процедура достаточно сложная, долгая. По данным Департамента городского имущества г. Москвы, ежегодно информация об около 2000 объектов выморочной недвижимости поступает несвоевременно или не поступает вообще, что приводит к утрате имущества. Ожидается, что ситуация улучшится, когда будет принят закон о получении нотариусами широковещательной рассылки из органов ЗАГС. Это даст возможность выявлять в автоматическом режиме имущество наследодателей, после смерти которых не были открыты наследственные дела, и передавать информацию в соответствующие органы для оформления права на выморочное имущество. Пока нотариусы «в ручном режиме» делают все возможное, чтобы не допустить незаконного присвоения недвижимости, оповещают госорганы о выявлении выморочного имущества и подозрительных лицах, проявляющих интерес к нему.

Читайте также  Как написать доверенность на получение документов

Вот один из примеров. Несколько лет нотариус города Москвы следила за судьбой квартиры, права на которую объявившаяся спустя два года после смерти владельца наследница не смогла подтвердить. Дело в том, что собственник этой квартиры покончил с собой, оставив предсмертную записку, в которой якобы распорядился оставить недвижимость некой женщине.

В этой истории сомнительными кажутся сразу несколько фактов. Можно ли считать суицид чрезвычайным обстоятельством, исключающим возможность оставить нормальное завещание? Откуда взялись свидетели этого события и почему не предприняли мер, препятствующих его совершению? Это действительно самоубийство, учитывая, что там были свидетели? На протяжении двух лет никто не заявлял о правах на имущество, однако суд все же признал записку завещанием.

Действительно, граждане вправе распорядиться судьбой своего имущества, составив завещание в простой письменной форме, если их жизни угрожает опасность. Но при этом речь идет о чрезвычайных обстоятельствах, в которых невозможно составить завещание в установленной законом форме, то есть нотариальной, и при условии, что рядом есть свидетели, которые смогут подтвердить эти обстоятельства и легальность завещания. Кстати, необязательно писать на бумаге слово «завещание», достаточно того, что из текста явствует, что его автор распоряжается имуществом, указывает наследников. Важно, что такое завещание должно быть в обязательном порядке написано и подписано наследодателем собственноручно. Наследникам впоследствии необходимо обращаться в суд, чтобы завещание, составленное в чрезвычайных условиях, было исполнено. Сделать это нужно в пределах срока, установленного для принятия наследства.

Женщина, которая пришла к нотариусу оформить свидетельство о праве на наследство на квартиру, пропустив по неустановленной причине срок принятия наследства, получила отказ. Примечательно, что обжаловать решение нотариуса она не стала и вообще скрылась из поля зрения, будто случайно попытав счастье получить хорошее наследство. Спустя еще несколько лет нотариусу звонил мужчина, интересовался наследственным делом, спрашивал, объявились ли наследники. При этом в разговоре вел себя крайне неучтиво: не представился, на вопросы не отвечал, на предложение прийти с документами к нотариусу, если он претендует на наследство, просто бросил трубку. Нотариус, безусловно, не раскрыл конфиденциальную информацию звонившему. Более того, все эти годы он регулярно проверял данные о квартире в ЕГРН, чтобы при необходимости обратиться в правоохранительные органы: мошенники могли воспользоваться отсутствием наследников, и в графе «Собственник» появилась бы чья-то фамилия. В 2020 году Департамент имущества г.Москвы начал оформлять наследственные права на выморочное имущество. Благодаря бдительности нотариуса, квартира «не уплыла» в руки подозрительных лиц, а станет частью жилищного фонда социального использования, предназначенного в том числе для обеспечения жильем социального незащищенных граждан.

В судебной практике есть случаи, когда написанные от руки и не удостоверенные нотариусом документы признавались завещаниями, но действительная воля сторон в таких обстоятельствах остается неизвестной, ведь только нотариус может проверить, соответствуют ли намерения гражданина тому, что отражается в завещании, понимает ли он суть и последствия происходящего. Именно поэтому, завещание, оставленное гражданином, находящимся в чрезвычайных обстоятельствах, утратит силу в течение месяца с момента прекращения этих обстоятельств (угроза жизни прекратится), если завещатель не подтвердит свою волю, удостоверив документ у нотариуса.

К сожалению, попытки незаконно завладеть выморочным имуществом и нажиться на его продаже нередки, предотвратить совершение незаконной сделки и ущерб покупателя может только нотариус. Недавно другой столичный нотариус как раз выявил такую махинацию: продавец квартиры хотел как можно скорее заключить сделку, рассчитаться стороны планировали наличными, но нотариус, проводя правовую экспертизу документов, установил, что собственник квартиры умер полтора года назад, а его имущество из-за отсутствия наследников должно было перейти в собственность города. Сейчас по факту мошенничества возбуждено уголовное дело, а несостоявшаяся благодаря внимательности нотариуса сделка уберегла покупателя от судебного разбирательства.

Или совсем свежий пример — буквально на днях СМИ писали о том, как в Москве мошенники пытались оформить наследство на квартиру стоимостью более пяти миллионов рублей по поддельным документам. Нотариус обнаружил подделку и обратился в полицию, сейчас по факту мошенничества возбуждено уголовное дело.

Незаконные сделки с «осиротевшим» имуществом долгое время были предметом огромного количества исков. В 2019 году в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, согласно которым запрещено отбирать квартиры у добросовестным приобретателей. С начала 2020 года также действует механизм государственной компенсации в размере стоимости жилья, если оно было изъято по решению суда, что, конечно, защищает права людей, не подозревавших о том, что покупают присвоенную мошенниками квартиру, но и в этом вопросе есть нюансы. Первое — нужно быть добросовестным приобретателем (это тот, кто при покупке квартиры проверил и положился на данные ЕГРН). Защита распространяется и на тех, кто получил право собственности на такое имущество по договору дарения или по наследству. Второе — компенсация полагается только за утрату права на квартиру и при условии, что ранее добросовестный приобретатель получил решение суда о взыскании ущерба с продавца-мошенника, но тот не смог возместить ущерб. В любом случае без суда не обойтись, и гарантировать его благополучный исход покупателю никто не может. Аферы с выморочным имуществом по-прежнему представляют серьезную угрозу и для покупателей недвижимости, и в целом для всех, ведь каждая такая квартира — это жилье льготника, малоимущей семьи, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Что такое выморочное имущество

Грамотный учет выморочного и бесхозяйного имущества становится одним из источников дополнительных финансовых поступлений. О том, как построить эффективную модель учета имущества, рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Выявление и дальнейшее оформление в муниципальную собственность выморочного и бесхозяйного имущества является одной из сложных, но и вместе с тем, приоритетных задач органов местного самоуправления.

ИМУЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Текущая социально-экономическая ситуация в экономике России отражается и на доходах муниципальных образований, поэтому пополнение доходной части бюджетов муниципалитетов, в том числе за счет бесхозяйного и выморочного имущества, приобретает особую актуальность.

Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что практически все местные власти в той или иной мере заинтересованы в вовлечении в хозяйственный оборот имущества, не имеющего собственника. Однако на практике оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество складывается непросто, в результате чего не всегда удается достичь конечного результата.

Большинство муниципалитетов имеет ряд объектов, которые можно классифицировать как бесхозяйные и выморочные – это объекты как недвижимые, так и движимые, в числе которых:

  • квартиры;
  • жилые дома;
  • земельные участки;
  • гидротехнические сооружения;
  • металлические гаражи;
  • объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные, тепловые, канализационные сети и прочее);
  • дороги;
  • торговые павильоны и иные.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЛИКВИДНОГО, ЛИКВИДНОГО И ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Основная проблема, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным имуществом – это отсутствие четко выстроенной системы получения оперативной информации о перечисленных объектах.

В первую очередь становится известно о малоликвидном имуществе – это заброшенные металлические гаражи, ларьки, рекламные щиты и иные объекты, портящие внешний облик городов, создающие неудобства жителям, становящиеся местом стихийных свалок. Оформление прав на такое имущество осуществляется в судебном порядке. При подаче документов в суд необходимо указать индивидуализирующие признаки такого имущества, а поскольку объекты не подлежат техническому учету, выделить их из массы подобных сложно.

Также в суд требуется предоставить доказательства, что собственник такого имущества отказался от него, в связи с чем, необходимо заблаговременно сделать соответствующие запросы в инстанции и определиться со стоимостью такого имущества. В этой связи следует провести рыночную оценку стоимости имущества, затратив средства бюджета на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью. Проведение всех вышеперечисленных мероприятий потребует длительного времени, трудозатрат и расходов. В случае же, если орган местного самоуправления может позволить себе выделить для проведения такой работы отдельные трудовые ресурсы, процедура проходит быстрее, однако на практике, в условиях многозадачности, рядовые специалисты загружены большим объемом работы по другим направлениям, что приводит к увеличению сроков оформления такого имущества.

Читайте также  Как подать в суд на застройщика

В отношении недвижимого имущества, являющегося ликвидным и ценным, самым сложным является процесс его своевременного выявления, поскольку до недавних пор обязанности информирования муниципалитетов о возможном бесхозяйном или выморочном имуществ не были возложены на какие-либо органы. Зачастую первыми о таком имуществе узнают мошенники, которые предпринимают действия по незаконному оформлению прав на бесхозяйное или выморочное имущество. В результате муниципалитеты утрачивают права на имущество либо втягиваются в затяжные судебные процессы, итоги которых не всегда положительны.

Потенциально информацией о том что, к примеру, квартира является бесхозяйной или выморочной могут обладать службы, которым поступают платежи за оплату коммунальных услуг, однако большинство организаций, занимающихся обслуживанием коммунального хозяйства, являются коммерческими, ввиду чего не подотчетны органам местного самоуправления, поэтому не всегда заинтересованы в предоставлении информации о бесхозяйном и выморочном имуществе.

Другим источником таких сведений являются:

  • обращения граждан;
  • товарищества собственников жилья;
  • информация, получаемая при осуществлении контрольных функций;
  • информация от участковых уполномоченных полиции.

ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Зачастую мероприятия по оформлению прав на бесхозяйное и выморочное имущество не носят системный характер, а имеют хаотичный подход «от случая к случаю». Это происходит ввиду загруженности служб, на которые возложена организация такой работы, отсутствия предоставляемых на регулярной основе сведений от уполномоченных служб, трудоемкости и длительности достижения конечного результата, а также по причине нехватки программного решения, которое смогло бы упорядочить такую работу и обеспечить контроль за этапами осуществляемых мероприятий и их итогами. В связи с хлопотностью процедуры оформления прав на такое имущество и потребностью в некоторых затратах на него некоторые муниципалитеты неохотно ведут такую работу.

Одним из доводов, приводимых при отказе от осуществления мероприятий по признанию имущества бесхозяйным – это то, что закон не обязывает органы местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии права на бесхозяйное и выморочное имущество. В свою очередь, органы прокуратуры придерживаются иной позиции и полагают, что оформление прав на бесхозяйное и выморочное имущество является обязанностью органов местного самоуправления и не принятие мер по постановке на учет и регистрации прав на такое имущество расценивают как незаконное бездействие со стороны органов местной власти.

Анализ судебной практики показывает отсутствие единой позиции по данному вопросу со стороны судов.

Так, в Апелляционном определении СК по административным делам Астраханского областного суда от 28 октября 2015 г. по делу № 33а-3508/2015, Апелляционном определении СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 октября 2013 г. по делу № 33-10453/2013, Апелляционном определении СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 января 2014 г. по делу № 33А-84/2014, суды пришли к выводу о том, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, у органа местного самоуправления возникает обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке в качестве бесхозяйной тепловой сети, расположенной в границах муниципалитета, и не выполнение обязанности является бездействием со стороны местной власти.

В свою очередь, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-1566/2015, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2010 г. № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. № А43-2698/2007-9-111 суды пришли к противоположному выводу о том, что в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Вместе с тем, большая часть вынесенных на сегодняшний день судебных актов по вопросу бесхозяйного имущества позволяет сделать вывод о том, что оформление прав на бесхозяйное имущество является обязанностью муниципалитетов.

Еще одной проблемой для муниципалитетов является вопрос оформления прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства, в том числе водопроводные, электрические, тепловые сети, дороги. Зачастую такие объекты были построены в советское время, и документы на них не сохранились, либо остались после банкротств предприятий, которые раньше обслуживали их. Чаще всего эти объекты закреплены на баланс эксплуатирующих организаций, но при этом права надлежащим образом на них не оформлены. В результате чего возникает цепочка нарушений, в том числе нецелевое использование средств, на обслуживание таких сетей, споры на предмет компенсации за потери от эксплуатации сетей, выбора подведомственности организаций при ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах. Поскольку признание права на брошенное и не оформленное имущество повлечет дополнительные расходы для органов местного самоуправления, местная власть затягивает процесс оформления прав на него.

Следует отметить, что выработка стратегии по выявлению, учету и оформлению прав на бесхозяйные объекты может позволить муниципалитету решить задачи не только по пресечению негативных последствий, но и пополнить бюджет путем передачи таких объектов в аренду либо концессию. Это также сможет позволить если не получить доходы то, как минимум не нести расходы на их содержание.

Говоря о бесхозяйном и выморочном имуществе, нельзя не затронуть вопрос о бесхозяйных и выморочных земельных участках. Несмотря на большой земельный ресурс в Российской Федерации, большинство земель обременено тем или иным видом прав. Однако много земли является заброшенной, не используемой по целевому назначению, либо правообладатели не торопятся с оформлением прав на нее, тем самым избегая уплаты налогов. И именно органы местной власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы навести порядок в данном вопросе.

До недавнего времени законом не устанавливались лица, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о бесхозяйном и выморочном имуществе. Вместе с тем, законодатель предпринял меры по восполнению такого пробела. С 1 декабря 2015 года вступили в силу поправки в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым на органы кадастра возложена обязанность уведомлять муниципалитеты об объектах, в отношении которых в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров не зарегистрированы права. Такие требования закона также затронут лиц, получивших в наследство имущество, но надлежащим образом его не оформивших, и владельцев, не зарегистрировавших новые объекты, уклонившихся тем самым от уплаты налогов. В свою очередь, муниципалитеты, получив информацию от органов кадастрового учета, смогут инициировать процедуру оформления прав на бесхозяйное имущество в судебном порядке.

Соответственно, когда указанная норма заработает на практике, количество информации, которая будет поступать в постоянном режиме, будет достаточно объемной, что потребует введения автоматического учета таких сведений для возможности отслеживания этапов обработки информации. Кроме того, для планирования расходов на мероприятия по техническому учету потребуется системный подход к ведению реестров сведений о таком имуществе, что возможно обеспечить за счет автоматизации этого процесса.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДХОДА КОМПАНИИ БФТ
Эксперты Компании БФТ готовы оказать услуги по организации работы по учету бесхозяйного и выморочного имущества, что позволит:

  • выстроить эффективную модель принятия на учет, оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество;
  • создать отлаженную информационную систему, позволяющую отслеживать этапы оформления прав, а также контролировать сроки, на всех этапах;
  • выявить скрытые резервы в части неналоговых доходов местных бюджетов;
  • оптимизировать трудозатраты специалистов ОМСУ.

Дополнительную информацию Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Вы можете направить все интересующие Вас вопросы по теме оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество Эксперту БФТ: