Что такое государственный акт

Что такое госакт и как его оформить в 2021 году?

Земля на законодательном уровне относится к объектам недвижимости. Покупка домовладения, дачи, гаража, как правило, взаимосвязана с приобретением земельного надела под постройкой. Приобретая участок с постройкой или без, желательно знать о его правовом статусе. Осведомленность поможет избежать трений с соседями и судебных тяжб.

Что такое правовой статус земли

Участниками земельных отношений могут быть как физические лица, так и юридические. Правоотношения могут вытраиваться с участием муниципальных образований и непосредственно с субъектами Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право совершать какие-либо сделки с землей, регламентируется ст. 5 ЗК РФ.

Итак, правовой статус земельного надела включает в себя целевое назначение, типы разрешенного использования и форму возникновения права.

Под целевым назначением участка принято понимать установленные на законодательном уровне статус и разновидность разрешенного использования земли.

По целевому назначению наделі подразделяются на несколько категорий. Мы поговорим только о двух. Речь пойдет, о землях, на которых гражданин может возводить строения на законных основаниях.

Земли населенных пунктов могут иметь разновидности разрешенного использования такие, как:

  • ИЖС — Индивидуальное жилищное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • ДНП — Дачное строительство.

Право граждан на ведение личного хозяйства

Сельскохозяйственные наделы, как правило, имеют типы разрешенного использования:

  • ДНП — Дачное некоммерческое партнерство или Дачное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • СНТ, СНП — Садоводство.

Из вышеизложенного видно, что один вид разрешенного использования, может присутствовать в обоих категориях.

Видовые различия внутри одной категории существенно влиять на оформление разрешительной документации на застройку не будут. Основные расхождения преобладают между категориями.

Земли ИЖС — это территории, которые законодатель относит к городу, селу, деревне. Земли сельскохозяйственного назначения расположены достаточно далеко. Обычно где-то в поле.

Значимое отличие земель СНТ и СНП — отсутствие возможности зарегистрироваться по адресу в новом жилище.

Форма возникновения права осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все правоотношения, связанные с земельными наделами, регулируются Гражданским и Земельным Кодексом.

Земли сельскохозяйственного назначения

Согласно ст.218, а также ст. 552 ГК РФ право на землю возникает в результате проведения сделки купли-продажи либо иной формы сделки предусмотренной законодательством.

Соответственно, обладателем участка гражданин может стать при совершении мены, дарения, аренды, приватизации, наследовании.

Правоустанавливающие документы на землю

Любая форма права подтверждается документально. Существует основной документ и сопутствующие. По записи в основном документе можно понять на каком основании принадлежит земля собственнику. Такая информация позволит выстроить логическую цепочку в последующих действиях при подготовке к приобретению надела.

Итак, из чего же состоит пакет документов, подтверждающий законное правообладание участком. Конечно, основным документом всегда является Договор (купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Могут возникать ситуации, когда в роли главного документа будет выступать Свидетельство о наследовании или Государственный акт.

Образец государственного акта на право собственности на землю

Во времена СССР надел выдавался гражданам на основании Государственного акта. Такая бумага давала право бессрочного (пожизненного) пользования землей. Документ имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и является прямым доказательством того, что участок находится в собственности у гражданина.

К документу прилагается чертеж-схема с обозначением границ земельного надела. Наличие такого документа дает право совершать любые сделки в отношении участка, установленные законодателем.

Приложение к свидетельству на право собственности

Могут встречаться ситуации, когда одним участком владеют несколько человек. Каждому из них может принадлежать как одна доля от всего участка, так и 2, 3 и т.д. Важно понимать, что сделка возможна только при участии всех сособственников.

Возможен вариант, что кто-то будет отсутствовать, но тогда его интересы представляет иное лицо по доверенности. Такая собственность может приобретаться как в единоличное пользование, так и долевое. Купить можно не только целый участок, состоящий из долей, но и определенную долю из общей долевой собственности.

Важно знать! Все сделки, связанные с долевой собственностью, в обязательном порядке оформляются нотариально.

С 5 июля 2016 года окончена выдача Свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость.

На данный момент государственная регистрация возникновения и перехода прав на объекты недвижимости удостоверяется выпиской из Единого Госреестра прав на недвижимое имущество. Этот документ может выдаваться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

К основному документу всегда имеется сопутствующий — Кадастровый паспорт на надел.

Именно в нем можно отследить имеет ли земля четко выделенные границы. Для этого достаточно посмотреть на колонку 11 (для удобства восприятия её обвели красной линией). Наличие знаков плюс и минус говорит, о том, что надел не межевался.

Участок, имеющий выделенные границы, будет описываться без них. Важно знать, что с 1 января 2018 года сделки с немежеванными участками будут приостанавливаться до момента установления границ участка в натуре.

Обращайте внимание на факт наличия межевания земли. Настоятельно не рекомендуем при покупке брать заботы по проведению процедуры межевания на себя. Довольно часто продавец пытается переложить эти заботы на плечи покупателя. Причины могут быть разными.

В процессе процедуры межевания может выявиться наложение границ и тогда придется договариваться с соседями. А количество купленных соток уменьшится.

Приобретательная давность

Земля может прийти в собственность гражданина еще одним абсолютно законным путем. Исходя из норм ГК РФ, земля может стать собственностью, если гражданин добросовестно заботился об объекте недвижимости на протяжении 15 лет. Порядок перехода участка в собственность регламентирован ст. 234 ГК РФ.

Исходя из норм этой статьи, если гражданин открыто владел землей на протяжении оговоренного срока, ухаживали за ней, как за своей собственной, то он вправе истребовать надел в собственность.

Следовательно, документом, подтверждающим право собственности гражданина, будет судебное решение, на основании которого и вносится запись в ЕГРН.

Такие нюансы не всегда можно отследить в основном документе, особенно если участок покупался и продавался неоднократно. Если возникают вопросы или неясности, всегда можно заказать «расширенную» выписку на участок из Единого Государственного Реестра регистрации Недвижимости (ЕГРН).

Выписка из ЕГРН

Важно понимать, что в этом документе можно отследить историю перехода права начиная с 1998 года. Можно столкнуться с тем, что в выписке не будет никакой информации. В таких случаях необходимо обращаться в администрацию района, где находиться объект недвижимости или городские архивы.

Виды сервитута

Существует еще одни нюанс, о котором будущему собственнику лучше знать заранее — сервитут участка. Интерпретация этого понятия детально изложена в ст. 274 ГК РФ. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации.

Закон определяет два вида сервитута — частный и публичный.

Виды земельного сервитута

Частный сервитут по своей сути — это разрешительная мера для использования части чужого участка земли. С его помощью гражданин может истребовать для себя право свободного передвижения по части надела соседа.

Как правило, Договор сервитута заключается на основании соглашения сторон и на возмездной основе. Но, если сосед в категоричной форме отказывает владельцу соседнего участка, то тот вправе обратиться с иском в суд.

Читайте также  Сколько раз можно не являться в суд

Публичный сервитут возникает на основании законодательных актов. Его прямое назначение — обеспечение интересов муниципалитетов, местного населения, а также защита интересов государства. Сервитут устанавливается на основании проведенных общественных слушаний. С владельцем(ами) земли не согласовывается.

Публичный сервитут может быть наложен для обеспечения:

  • Свободного перемещения по участку или его части.
  • Осуществления монтажа или ремонтных работ линейных объектов (линии электропередач, водопровода, газопровода, инженерных коммуникаций).
  • Для прогона скота.
  • Для проведения инженерно-изыскательской деятельности в целях развития муниципальных поселений.
  • В целях создания условий свободного доступа к побережью водоёмов.
  • Для беспрепятственного рыболовства на замкнутом водном пространстве или возможности охотиться на определенном участке и т. д.

Принципиальное отличие публичного сервитута от частного заключена в том, что последний, как правило, платный.

Но могут быть и исключения, когда публичный сервитут устанавливается на возмездной основе. Это происходит в том случае, если собственник земли испытывает сложности. Например, часть надела становится непригодной для выращивания растений. А также, если возникает необходимость демонтировать или передвигать хоз. сооружения.

При выборе участка необходимо с должным вниманием относиться к наличию сервитута. Следует понимать, что на линии публичного сервитута нельзя возводить какие-либо постройки. Следовательно, проектировать строительство придется с учетом ограничения.

Примеры расположения сервитутов

Довольно часто будущего собственника интересуют задолженности по земельному налогу. Налог на землю именной. Это значит, что все долги остаются за прежним владельцем надела. Гражданин обязан выплачивать налог с момента возникновения у него права.

Закон действует как в отношении граждан, так и юридических лиц. Единственное различие в применении этой нормы заключено в том, что земельный налог для юридических лиц несколько выше.

Знание принципов возникновения права на земельные участки поможет сориентироваться при выборе надела на рынке недвижимости. Однако, одних знаний зачастую недостаточно, чтобы разобраться в нюансах и избежать подводных камней при осуществлении покупки.

Рекомендуем обращаться за помощью к профессионалам. Грамотный юрист поможет разобраться в истории документов и избежать сложностей при оформлении земли в собственность.

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

2. Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

3. Ненормативный (индивидуальный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

4. К нормативным правовым актам относятся:

1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР.

3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.

5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:

1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер;

2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;

3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР;

4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

>
Опубликование (обнародование) нормативных правовых актов
Содержание
Устав городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (принят решением Совета местного самоуправления городского.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Что такое государственный акт

Основными документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права или свидетельство о праве собственности на землю, если право возникло до 1998 года, и документ, на основании которого это свидетельство было выдано. Эти документы являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими.

К правоустанавливающим относятся документы, в соответствии с которыми земельный участок перешел во владение гражданина, например, постановление главы районной администрации о выделении земельного участка, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство или вступившее в законную силу решение суда.
К правоудостоверяющим документам относятся свидетельства, выдаваемые после 1998 года соответствующим (территориальным) учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельство о государственной регистрации права — это документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.
В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав:
— свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
— государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;
— свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
С 1 января 2015 г. была введена новая форма свидетельства о государственной регистрации права (см. Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме»).
Указанный Приказ утвердил не только форму свидетельства о государственной регистрации права, но и правила ведения Единого государственного реестра прав; состав номера регистрации; порядок присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством РФ порядке не присвоен кадастровый номер; формы специальной регистрационной надписи на документах; требования к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15 июля 2016 г. вместо свидетельства о государственной регистрации права выдается выписка из Единого государственного реестра прав, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию права.
Таким образом, с этой даты выписка является единственным документом, подтверждающим факт проведения такой регистрации и наличие в Едином государственном реестре прав указанных в ней сведений.
Вместе с тем на основании ч. 7 ст. 21 названного Закона государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из Единого государственного реестра прав наравне со свидетельством о государственной регистрации.
Обратите внимание: членская книжка и книжка садовода не относятся к документам, которые могут подтвердить наличие какого-либо права на земельный участок, поэтому, если вы вдруг обнаружили, что кроме членской книжки у вас ничего нет, то, не откладывая в долгий ящик, оформляйте свое право на землю.
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Читайте также  Сколько действует выписка из егрюл

Юридический словарь

— официальный документ, принятый и выпущенный государственными органами.

Смотреть значение Государственный Акт в других словарях

Акт — м. лат. вообще, всякое сбывшееся действие; принято в значении: бумаги, заключающей в себе постановление, решение, сделку, свидетельство, грамоту, документ, письмо; | торжественного.
Толковый словарь Даля

Акт — акта, м. (латин. actus — действие). 1. Единичное действие, отдельное проявление какой-н. деятельности (книжн.). Познавательный акт. Половой акт. || Поступок, проявление в действии.
Толковый словарь Ушакова

Государственный — государственная, государственное. 1. Прил. к государство. герб. флаг. язык. Государственная торговля. аппарат. 2. Такой, что может оказать влияние на положение дел в государстве.
Толковый словарь Ушакова

Государственный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: государство, связанный с ним. 2. Осуществляемый государством, находящийся в его ведении. // Устанавливаемый государством. 3. Связанный с.
Толковый словарь Ефремовой

Акт — -а; м. [лат. actus].
1. Книжн. Единичное проявление какой-л. деятельности; действие, поступок. Познавательный творческий а. Террористический а. Рефлекс — основной а. нервной.
Толковый словарь Кузнецова

Государственный — -ая, -ое; -вен и -венен, -венна, -венно.
1. к Государство. Г. строй. Г. аппарат. Г. герб, флаг. Г-ые границы. Г-ая собственность. Г. контроль, надзор. Г. заём. Г-ое социальное страхование.
Толковый словарь Кузнецова

Акт — (actum — документ), Официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме.
Политический словарь

Аппарат Государственный — (лат. apparatus — оборудование) — совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют.
Политический словарь

Герб Государственный — — официальная эмблема государства, изображаемая .на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых др. официальных документах. Согласно Указу Президента РФ и утвержденному.
Политический словарь

Государственный Долг — (син. «внешний долг») — один из механизмов экономического воздействия на сторонние государства. Применяется против государств, поверженных в ходе холодной войны, в.
Политический словарь

Государственный Патриотизм — — идеология, яснее всего выражающаяся словами «государство — всё, остальное — ничто». В современном мироустройстве термин «государственный патриотизм» является.
Политический словарь

Государственный Переворот — — насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо захват (присвоение) государственной власти кем бы то ни было.
Политический словарь

Государственный Совет — — 1) высший совещательный орган при русском императоре в 1810-1906. В 1906 в связи с созданием Государственной думы преобразован: половина членов Т.д. назначалась императором.
Политический словарь

Государственный Язык — — язык государствообразующей нации (в данном случае эстонский), за которым законодательно закреплено исключительное применение в органах государственной власти и.
Политический словарь

Подзаконный Акт — — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом либо на основе закона, во исполнении его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкований.
Политический словарь

Кооперативно-государственный — > -ая, -ое. Совмещающий в себе кооперативные и государственные начала. Кооперативно-государственное предприятие, объединение.
Толковый словарь Кузнецова

Статс-секретарь (государственный Секретарь) — 1) В ряде стран — официальный титул нек-рых министров, заместителей (помощников) министров или глав отдельных ведомств; в США — министр иностранных дел. 2) В дореволюционной.
Политический словарь

Акт — — 1. официальный
документ, имеющий юридическую силу. В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) акт, и от его содержания принято.
Экономический словарь

Акт (накладная) Приемки-передачи Основных Средств (ф. № Ос-1) — —
документ, который применяется для оформления зачисления в состав основных средств (фондов) определенных объектов; для
учета
ввода их в эксплуатацию, за.
Экономический словарь

Акт Агрессии — — наиболее опасный вид нарушения мира. В каждом конкретном случае констатируется Советом Безопасности ООН на основе его полномочии по Уставу ООН с учетом того, что Совет.
Экономический словарь

Акт Административный — документ государственного учреждения, направленный на установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическое значение А.а. определяется.
Экономический словарь

Акт Банкротства — — правовые
действия по признанию банкротства. Действия, связанные с
банкротством, обычно могут быть начаты только тогда, когда существуют
доказательства.
Экономический словарь

Акт Выпускной — англ. release certificate документ фиксирующий факт выдачи груза со склада при погрузке судна; применяется страховыми компаниями при расследовании страхового случая, произошедшего.
Экономический словарь

Акт Генеральный — документ, удостоверяющий факт приема всего груза с судна в порту. А.г. оформляется после полной выгрузки и подписывается представителями порта, таможни и судна. В документе.
Экономический словарь

Акт Государственный — официальный документ, принятый и опубликованный органами государственной власти.
Экономический словарь

Акт Гражданского Состояния — действия и события, зарегистрированные в порядке, определенном законом. А.г.с. характеризуют правовой статус личности и определяют его гражданское состояние. Процедура.
Экономический словарь

Акт Инвентаризации — —
документ, составляемый по установленной форме инвентаризационной комиссией и подтверждающий фактическое наличие материальных ценностей, денежных средств, бланков.
Экономический словарь

Акт Инвентаризации Наличия Денежных Средств (ф. № Инв. 15) — — первичный
документ, который применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств (наличия денег, почтовых марок и т.д.).
Экономический словарь

Акт Инкорпорирования — разрешение правительственного органа, ведомства на создание корпорации, выдаваемое на основе предоставления требуемых для регистрации документов и оплаты пошлин.
Экономический словарь

Акт Интерпретационный — англ. interpreted act документ целью которого является разъяснение пунктов документов ревизии, договоров, контрактов с точки зрения их соответствия юридическим нормам.
Экономический словарь

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Читайте также  Как обжаловать административный протокол

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).

    По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

    Виды законов:

    Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

    Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

    Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

  • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

    Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

    Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.