Административный арест за что

Сотрудник 15 суток был под арестом. Что с ним делать?

Сотрудник пошел на согласованный митинг, и там его арестовали на 15 суток — такого не может быть в современной России, но на всякий случай разберемся, что делать работодателю в этой ситуации.

В статье говорим об административном аресте — изоляции на срок до 15 суток за нарушение общественного порядка или административного кодекса. С уголовными делами другие правила.

Административный арест — не причина для увольнения

Сотрудник под административным арестом остается без связи и не может позвонить или написать работодателю, чтобы рассказать, почему не пришел на работу. Для работодателя это выглядит как прогул: на работе сотрудника нет, на связь не выходит, — значит, можно уволить.

Причины для увольнения — статья 81 Трудового кодекса

Но по закону прогулом считается отсутствие сотрудника на работе больше четырех часов подряд только без уважительных причин. В Трудовом кодексе нет списка уважительных и неуважительных причин, но арест — это обстоятельство, на которое сотрудник не мог повлиять, а значит, причина уважительная.

При этом неважно, мог ли сотрудник предотвратить нарушение, из-за которого попал под арест: не драться с прохожим, не ходить на несогласованный митинг или всегда носить с собой паспорт — в любом случае арест будет считаться уважительной причиной.

Пока сотрудник под арестом, работодатель не знает, почему его нет на работе, поэтому каждый день составляет акт «Об отсутствии сотрудника на рабочем месте».

Работодатель не может уволить сотрудника, пока не узнает причину, по которой тот не вышел на работу. Это связано с процедурой увольнения за прогул — ее описывает закон, и если пропустить какой-то из шагов, увольнение будет незаконным. В нашем случае работодателю нужно:

  • зафиксировать проступок — составить акт об отсутствии на рабочем месте;
  • запросить у сотрудника объяснения — можно отправить письмо на домашний адрес;
  • получить объяснения — по закону у сотрудника есть два рабочих дня, чтобы объясниться. Если объяснений нет, работодатель составляет об этом акт;
  • оценить тяжесть проступка и обстоятельств, при которых сотрудник его совершил, а также поведение сотрудника в прошлом — это не красивые слова, а требование из статьи 192 Трудового кодекса, на которое суд обращает внимание.

В случае с арестом работодатель не сможет доказать, что сотрудник получил запрос на объяснения. Процедура будет нарушена, и увольнение за прогул станет незаконным.

С незаконным увольнением компания рискует потерять деньги, потому что сотрудник через суд может добиться восстановления на работе и выплаты среднего заработка со дня незаконного увольнения до дня восстановления.

В этом деле речь идет не об аресте, а о нахождении под стражей — юридически это разные вещи, но пример подходит. Потому что хоть причины увольнения разные — арест и заключение под стражей, — процесс и последствия для работодателя одинаковые (прим. ред).

Артем (выдуманное имя) работал плотником в компании «Баррикада». Какое-то время Артем не приходил на работу. Работодатель не знал, где он и что с ним происходит, поэтому решил, что Артем прогуливает, и уволил его на основании подпункта «а» пункта 6 первой части 81 статьи Трудового кодекса — за прогул.

После освобождения Артем пришел на работу и узнал, что его уволили. Тогда он рассказал, что всё это время находился в СИЗО: его обвиняли в преступлении. Сообщить об этом работодателю не мог, потому что ему не давали звонить, а государственный адвокат отказывался передать информацию. Артем попросил восстановить его на работе, но компания отказалась и выдала ему письменный отказ, трудовую книжку с записью об увольнении за прогул и расчет за последний рабочий месяц.

Артем обратился в суд, и тот посчитал, что заключение в СИЗО — это уважительная причина, а значит, отсутствие на работе не было прогулом: сотрудник не мог повлиять на свое освобождение и находился в заключении не умышленно.

Суд решил, что компания должна:

  • отменить приказ об увольнении;
  • восстановить Артема в должности;
  • выплатить среднюю зарплату за период со дня увольнения до дня восстановления.

Чтобы посчитать, сколько компания должна заплатить Артему, суд изучил трудовой договор и график. В графике было написано, сколько смен по сколько часов работал бы Артем, если бы его не уволили. По этим данным суд посчитал количество часов, а потом — среднюю зарплату за час:

  • зарплата сотрудника за расчетный период / рабочие часы за расчетный период
  • Затем умножил полученное число на количество часов, получились такие числа:
  • средняя зарплата за час — 167,2 рубля;
  • количество часов в смене — 11;
  • средняя зарплата за смену — 1881 рубль;
  • количество пропущенных смен — 36;
  • итого к выплате — 67 716 рублей.

Еще компания должна оплатить госпошлину — 300 рублей.

Чтобы не рисковать, работодателю нужно провести увольнение по правилам: составить акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте, запросить и дождаться объяснений, а если работник их не представит, составить акт и об этом, оценить причину — и только потом издавать приказ об увольнении. Подробнее о процедуре мы рассказывали в другой статье.

Сотрудник постоянно опаздывает. Что можно сделать?

Для табеля рабочего времени нужно ввести новый код

У работодателя есть обязанность — вести учет рабочего времени сотрудников. Для этого используют табель или программы кадрового учета. В табель вписывают условные обозначения, их еще называют кодами, например, Н — работа в ночное время, К — командировка. Пока работодатель не узнает, почему сотрудник не приходит на работу, в табеле проставляют код НН — неявка по невыясненным причинам.

Когда сотрудник вернется на работу, он должен будет принести справку «Об отбывании административного ареста» или протокол задержания — эти документы подтвердят, что причина была уважительной.

Теперь работодателю нужно указать причину в табеле рабочего времени. Из-за того, что в стандартных кодах нет обозначения «неявка из-за ареста», понадобится издать приказ «О введении нового кода для учета и оплаты труда».

Затем работодатель в табеле проставляет новый код в те дни, когда сотрудник не приходил на работу из-за ареста. И дни с этим кодом не оплачиваются, потому что не входят в понятие зарплаты:

Что считается зарплатой — статья 129 Трудового кодекса

«Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Пока сотрудник был под арестом, он не мог трудиться, значит, работодатель вправе не оплачивать эти дни. Но чтобы не было проблем, работодателю нужны доказательства — документы:

  • акты об отсутствии сотрудника на рабочем месте;
  • табель учета рабочего времени;
  • справка об аресте или задержании сотрудника.

Если сотрудник не подтвердит арест документами, можно запускать процедуру увольнения. Но нужно помнить, что увольнение за прогул — это право, а не обязанность работодателя: если до этого сотрудник прекрасно работал, возможно, стоит ограничиться выговором.

Если хочется заплатить

Работодатель, если захочет, может оплатить сотруднику дни ареста. Но для этого снова нужны документы — локальный нормативный акт и приказ о выплате. В акте должно быть описано, сколько и в каких случаях работодатель выплачивает. Например, в случае административного ареста сотруднику выплачивается 75% оклада. Сумма может быть любой.

Затем нужно издать приказ «О начислении выплаты сотруднику такому-то», на основании которого бухгалтерия выдаст деньги.

Все что нужно знать про административный арест

Административный арест – это вид наказания, которое назначается за совершение административного правонарушения. Нормативно-правовая база – КоАП РФ и Закон «О порядке отбывания административного ареста» (№67-ФЗ от 26.04.2013).

  • Что такое административный арест
    • Отличия ареста, доставления и задержания
  • За что могут назначить административный арест
  • Процедура административного ареста
  • Прекращение и приостановление ареста
  • Правовые последствия

Что представляет собой административный арест

Административный арест заключается в помещении правонарушителя под стражу и содержание в условиях общественной изоляции. Избрание такой меры наказания – исключительная компетенция суда.

Как правило, административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Но за некоторые правонарушения возможный максимальный срок увеличен до 30 суток:

  • нарушение правил организации и проведения собраний, митингов, шествий и т.п. мероприятий;
  • нарушение условий режима ЧС или контеррористической операции;
  • незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.

Арест – самое суровое наказание по КоАП РФ. Его назначение – исключительная мера. Она возможна, если санкция соответствующей статьи предусматривает такой вид ответственности. Однако в любом случае административный арест не может применяться к следующим категориям лиц:

  • беременные;
  • женщины, имеющие малолетних детей (до 14 лет);
  • несовершеннолетние;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • военнослужащие и призывники на военные сборы;
  • действующие сотрудники СК, МВД, ФСИН, Нацгвардии, ГПС МЧС и ФТС рядового, сержантского и офицерского состава.

Если человек совершил два и более нарушения, за которые суд назначил ему административный арест, сроки не суммируются, не замещают друг друга, а считаются параллельно:

  1. Если несколько дел (правонарушений) рассмотрены судом одновременно, и по каждому назначен арест, то начало каждого срока – дата вынесения судебного решения или дата задержания. Здесь в любом случае наказание не будет отбываться более 15 или 30 суток.
  2. Если арест назначен в период отбывания ареста по другому делу, то арест завершится по истечении нового срока. Например, по одному делу назначили 10 суток, а в период отбывания 10 суток назначили еще один арест на 10 суток. В этом случае арестованного освободят, как только истечет срок ареста по второму делу. В результате фактически сидеть можно гораздо больший срок, чем 15 или 30 суток. Общий фактический срок будет исчисляться от момента задержания или первого ареста до момента истечения срока последнего ареста.

Отличия ареста, доставления и задержания

В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.

Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола. Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении. После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.

Читайте также  Как подать в суд на судебных приставов

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления. По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст. 27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления. На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест. На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.

В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен. Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.

За что могут назначить административный арест

Арест могут назначить за любое правонарушение, за которое санкция соответствующей статьи КоАП РФ предусматривает такое наказание.

Самые «популярные» нарушения, за которые может быть наложен административный арест:

  • побои;
  • мелкое хулиганство;
  • появление в состоянии опьянения в общественном месте;
  • управление ТС в состоянии опьянения или без прав;
  • неповиновение распоряжению сотрудника полиции;
  • употребление или незаконный оборот наркотиков;
  • мелкое хищение;
  • незаконный оборот оружия;
  • оставление места ДТП;
  • уклонение от исполнения (неисполнение) административного наказания.

Если санкция альтернативная, а нарушение совершено впервые, вполне вероятно назначат штраф или иное наказание, но не арест. В последнее время суды считают хорошей альтернативой аресту обязательные работы. Но если человек слишком часто попадается на одном и том же нарушении, административный арест назначается почти в 100% случаев.

Если нет установленных законом ограничений для назначения ареста, повлиять на решение суда могут другие уважительные причины:

  • наличие заболевания;
  • наличие на иждивении детей и невозможность их на время пристроить у родных;
  • наличие телесных повреждений, которые требуют медицинского наблюдения и (или) ухода;
  • заглаживание вреда и другие смягчающие обстоятельства.

Процедура административного ареста

Возможны различные варианты процедуры:

  1. Доставление – задержание – арест.
  2. Задержание – арест.
  3. Арест и помещение под стражу в зале суда.
  4. Вынесение судебного решения и последующее задержание с арестом.

От того, какие этапы прошел нарушитель, зависит процессуальное оформление. Сам арест оформляется судебным решением. Проще говоря, судья рассматривает конкретное административное дело, выносит постановление и в нем, назначая наказание, определяет административный арест. Срок ареста устанавливается также судьей.

Если аресту предшествовало задержание, его срок включается в срок ареста. То есть, если человек был задержан, скажем, на 48 часов, а затем арестован на 3 суток, то фактически под арестом ему предстоит пробыть 1 сутки.

Порядок отбывания наказания регулируется Законом о порядке отбывания административного ареста. Условия содержания арестованных, питание и медобслуживание определены Постановлением Правительства от 15.10.2013 N627, а правила внутреннего распорядка – Приказом МВД РФ № 83 от 10.02.2014.

Что важно знать:

  1. Арестованные содержаться в специально отведенном для этого месте – спецприемнике, ИВС, КАЗ, которые находятся либо в отдельном здании, либо в здании отдела полиции. Фактически арестованные содержаться в камерах.
  2. Перед помещением арестованного в камеру осуществляется его личный и вещной досмотр (обыск). Изъятию подлежат все предметы, запрещенные или ограниченные в обороте. Также изымаются вещи, которые арестованным нельзя иметь при себе. По факту досмотра и изъятия вещей составляется протокол или, если ранее лицо было задержано, делается отметка в протоколе административного задержания. При освобождении изъятые вещи, деньги и ценности возвращаются, кроме предметов нарушения (вещдоков) и запрещенных в обороте предметов.
  3. Если лицо не было административно задержано, то перед помещением в камеру проводится его медицинский осмотр. Выявлению подлежат инфекционные, психические заболевания и угрожающие жизни состояния. Также должны быть зафиксированы телесные повреждения и жалобы на здоровье. Если штатный медработник отсутствует, осмотр проводит бригада скорой помощи или специально приглашенный специалист государственной (муниципальной) больницы (поликлиники).
  4. Арестованные имеют право на свидания, передачи, посылки, встречи с адвокатом, бесплатное питание и медпомощь, прогулки, телефонные переговоры, гигиенические процедуры, чтение, отправление религиозных обрядов и другие права. Питание – 3-разовое, сон – 8 часов, медпомощь можно запросить в любое время, и ее обязаны предоставить.
  5. Раздельно содержаться мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, больные и здоровые.
  6. Даже если суд назначил арест, не могут быть помещены в камеру лица, состояние здоровья которых не позволяет содержаться под арестом. Состояние определяет медработник либо это делается на основании представленных медицинских документов. В частности, запрещается помещать в камеру травмированных или больных людей, состояние которых оценивается как тяжелое или средней тяжести, а также диабетиков со средней или тяжелой степенью сахарного диабета. О невозможности помещения в камеру делается отметка в журнале учета. Как только причины, препятствующие отбыванию ареста, отпадут, нарушитель должен быть подвергнут аресту.
  7. Распорядок дня составляется индивидуально для каждого места отбывания ареста, исходя из местных условий и климатических особенностей.

Прекращение и приостановление ареста

Общее правило – арест прекращается и арестованный освобождается после отбытия срока наказания.

Арест может быть прекращен досрочно, если:

  • болезнь, травма, увечье или в целом состояние здоровья арестованного препятствуют дальнейшему отбыванию наказания;
  • умер близкий родственник или близкий человек арестованного;
  • арестованный умер;
  • в результате ЧС (стихийное бедствие, пожар и др.) арестованному или его семье причинен значительный материальный ущерб.

Если причина может быть устранена относительно быстро (в течение 7 суток), то вместо прекращения наказания арест может быть приостановлен на время. Решение в любом случае принимает суд, вынесший решение об аресте, на основании письменного заявления арестованного. Досрочно освободившемуся лицу выдается справка.

Решение о приостановлении ареста не освобождает от дальнейшего исполнения наказания, срок приостановления в срок ареста не засчитывается. После того, как срок приостановления истек, арестованный обязан самостоятельно явиться к месту отбывания наказания. Если он этого не сделает, то подлежит задержанию и принудительному доставлению. Такая же процедура ждет тех, кто уклоняется от исполнения наказания, в том числе не явился в суд на рассмотрение административного дела и, следовательно, был арестован заочно.

Последствия административного ареста

При назначении любого административного наказания человек в течение 1 года считается привлеченным к административной ответственности. В случае назначения ареста этот один год считается с момента освобождения.

Как таковых правовых последствий административный арест не влечет. То есть при отбывании административных наказаний не используются понятия «судимость» и «погашение судимости», как в уголовном праве.

В реальности административный арест – это, во-первых, длительное отсутствие человека на рабочем месте, а, во-вторых, порочащий репутацию факт. В то же время, судебная практика не относит административный арест к прогулу с точки зрения трудового законодательства. Из-за отсутствия на рабочем месте по указанной причине работника нельзя уволить – это будет незаконно.

Факты привлечения к административной ответственности, как правило, серьезно не сказываются на возможности трудоустройства. Но есть работодатели, которые щепетильны в этом вопросе. При желании, «пробить» нужные данные не составит труда, в том числе через знакомых сотрудников полиции. Поэтому стоит все-таки учитывать вероятность отказа в приеме на работу, правда, неофициально.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к ст. 3.9 КоАП

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП РФ в статье 3.9 «Административный арест» содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Читайте также  Как расторгнуть договор оферты

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «е» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Судебная практика по статье 3.9 КоАП

62. Согласно статье 3.9 КоАП административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам иных категорий. В своем определении N 195-О от 13 июня 2006 г. 1 Конституционный Суд счел, что законодатель имеет право применять различные виды наказания в зависимости от того, совершено то же самое административное правонарушение мужчиной или женщиной. Целью такого разграничения являлась защита здоровья и социального благополучия женщины, которая являлась матерью. В любом случае административный арест может быть назначен только по решению суда и только в исключительных случаях, когда более мягкое наказание (например, штраф) не является целесообразным. В случае, когда речь идет о мужчине-обвиняемом, судья должен принимать во внимание вопрос о том, является ли ответчик единственным родителем, осуществляющим уход за своим ребенком или детях.

Административное наказание назначено Елсакову С.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено Березину А.Г. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 20.21 названного Кодекса. В соответствии со статьей 32.8 названного Кодекса срок административного задержания засчитан в срок административного ареста.

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Данный срок постановлено исчислять с 10.00 часов 1 апреля 2013 г., срок административного задержания с 23.00 часов 29 марта 2013 г. зачтен в срок административного ареста в соответствии с требованиями части 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Как усматривается из материалов дела, 14 июня 2016 г. к Фомину Д.В. были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставлении и задержания (л.д. 8, 37 — 38).

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Власюку А.Т. административного наказания соблюдены.
В настоящей жалобе защитник Дорошкина Н.А., не оспаривая факта совершения Власюком А.Т. вмененного административного правонарушения, заявляет, что назначение указанному лицу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку на территории Российской Федерации проживают его мать и бабушка, являющиеся гражданами Российской Федерации, сам он обучается в институте на территории данного государства.

Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Багдасарову Э. административного наказания соблюдены.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, родственников, имеющих вид на жительство, а равно утрата семейных и социальных связей на территории страны происхождения, не является основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей
  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил порядок производства по делу об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста

В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Читайте также  Сколько срок давности по кредиту

В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

— лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

— санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

— фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

При этом по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Вместе с тем, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества), и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016).

Управление по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.