Правообладатель объекта недвижимости это

Органы госвласти и местного самоуправления будут выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

После этого сведения о правообладателях внесут в реестр недвижимости. Но что делать, если вас приняли за собственника, только это не так?

В конце июня 2021 г. вступил в силу закон, которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимого имущества 1 .

Какие объекты недвижимости признаются ранее учтенными?

К таковым относятся две категории объектов:

  • объекты недвижимости, поставленные на технический или государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. (например, органами БТИ);
  • объекты, не поставленные на технический или кадастровый учет, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с условным номером.

Такие объекты недвижимости из-за неполноты имеющихся данных трудно идентифицировать. Это касается, например, земельных участков, поставленных на учет без описания границ. То же самое относится и к правообладателям этих объектов. Даже если права на ранее учтенный объект зарегистрированы в ЕГРН, часто о собственнике объекта можно узнать только его фамилию, имя и отчество. При отсутствии иных данных (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, и т.д.) действительного правообладателя объектов невозможно достоверно установить. Государственная регистрация прав и кадастровый учет объектов недвижимости осуществляются по желанию правообладателей, поэтому обязать их внести в реестр соответствующие сведения нельзя.

Сведения о правообладателях внесут в ЕГРН, даже если они не просили об этом?

Согласно новым правилам органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органы местного самоуправления (местная администрация) будут проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и объектов, которые могут быть признаны ранее учтенными. Данные органы вправе обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за внесением сведений о правообладателях в ЕГРН. При этом в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и Севастополя, указанные мероприятия проводятся в том случае, если документы на объекты были оформлены до 1 апреля 2014 г.

Новые нормы не требуют каких-либо действий от правообладателей, все функции возложены на органы власти. Но правообладатели вправе самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на такие объекты.

Что даст выявление правообладателей?

Основной целью реформы можно назвать создание достоверной базы данных о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, доступной широкому кругу лиц. Чтобы получить информацию, достаточно будет заказать выписку из ЕГРН в отношении ранее учтенного объекта.

Возможность выявления правообладателей ранее учтенных объектов важна как для государства, поскольку позволит расширить круг налогоплательщиков, так и для граждан и других участников гражданского оборота, поскольку поможет, например, разыскать имущество должника, упростить оформление наследства в отношении ранее учтенных объектов и т.д.

Как будут выявлять правообладателей?

Проведение мероприятий по выявлению правообладателей можно разделить на несколько этапов.

1. Сбор информации.

Уполномоченный орган анализирует данные из архивов. Для этого он наделен правом запрашивать информацию в органах и организациях, ранее осуществлявших учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, в архивах органов БТИ, земельных комитетов местной администрации и т.д.), у нотариусов, в органах МВД, ЗАГС, Пенсионном фонде РФ, налоговых органах и пр. Если полученная информация противоречива, то дальнейшие мероприятия до появления новых данных не проводятся. Также сведения о ранее учтенных объектах могут быть представлены их правообладателями и другими заинтересованными лицами (например, собственник земельного участка может сообщить о ранее учтенном здании на его территории).

В отношении ранее учтенных зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства уполномоченным органом проводятся осмотры. Если натурный осмотр показал, что объект прекратил свое существование, уполномоченный орган вправе обратиться за снятием его с учета.

Если ранее учтенным объектом является земельный участок, то при необходимости уполномоченный орган вправе инициировать проведение кадастровых работ по установлению границ такого участка и внесение сведений о его границах в государственный кадастр недвижимости (при условии, что от правообладателя участка не поступили возражения).

2. Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, его опубликование и направление правообладателю.

Проект размещается на сайте города федерального значения или муниципального образования, а также направляется предполагаемому правообладателю. Предполагаемый правообладатель или иные заинтересованные лица (например, его наследники) в течение 30 дней со дня получения проекта вправе направить свои письменные возражения с приложением документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта. В этом случае решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается. Обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе уполномоченный орган сможет не ранее чем через 1 год.

3. Принятие решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и внесение в ЕГРН сведений об объекте и его правообладателе.

Если в течение 45 дней со дня получения письма правообладателем в уполномоченный орган не поступят возражения, принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, информация вносится в ЕГРН, правообладателю направляется уведомление.

К чему приведет выявление правообладателей по новым правилам?

Можно ожидать, что после проведения указанных выше мероприятий из ЕГРН исключат информацию о несуществующих объектах недвижимости, а сведения о существующих объектах и их правообладателях будут проверены и дополнены, что положительно скажется на гражданском обороте.

Безусловно, результаты введения новых правил во многом будут зависеть от уполномоченных органов. При этом в самом механизме выявления правообладателей можно усмотреть недостатки.

Во-первых, реализация мероприятий полностью возложена на органы местного самоуправления, которые не вполне знакомы с системой регистрации и учета прав на объекты недвижимости. Например, законодатель поручает им проводить осмотры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства для установления существования этих объектов. Тем не менее на практике вопрос о том, прекратил ли объект существование, может быть довольно сложным и требующим специальных знаний. Особенно это касается объектов незавершенного строительства. Представляется, что в осмотрах должны участвовать кадастровые инженеры. В этом случае процесс станет менее оперативным, но будут исключены проблемы в будущем.

Во-вторых, вопросы вызывает процесс уведомления правообладателей. На практике они редко обращаются к сайту местной администрации, а иногда даже не получают почту по адресу регистрации. Поэтому процедура принятия решения о выявлении правообладателя объекта при неполучении от него возражений представляется довольно жесткой.

Учитывая важность регистрации прав на объекты недвижимости, правообладателям рекомендуется самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на них.

(Что такое регистрация права на участок, для чего она нужна и что будет, если право не зарегистрировать, – читайте в статье «Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.»).

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст. 209 — 306)

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см.:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13

См. схему «Право собственности и другие вещные права»

  • Глава 13. Общие положения (ст. 209 — 217)
    • Статья 209. Содержание права собственности
    • Статья 210. Бремя содержания имущества
    • Статья 211. Риск случайной гибели имущества
    • Статья 212. Субъекты права собственности
    • Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц
    • Статья 214. Право государственной собственности
    • Статья 215. Право муниципальной собственности
    • Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
    • Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Глава 14. Приобретение права собственности (ст. 218 — 234)
    • Статья 218. Основания приобретения права собственности
    • Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
    • Статья 220. Переработка
    • Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
    • Статья 222. Самовольная постройка
    • Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
    • Статья 224. Передача вещи
    • Статья 225. Бесхозяйные вещи
    • Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
    • Статья 227. Находка
    • Статья 228. Приобретение права собственности на находку
    • Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
    • Статья 230. Безнадзорные животные
    • Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
    • Статья 232. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
    • Статья 233. Клад
    • Статья 234. Приобретательная давность
  • Глава 15. Прекращение права собственности (ст. 235 — 243)
    • Статья 235. Основания прекращения права собственности
    • Статья 236. Отказ от права собственности
    • Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
    • Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
    • Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
    • Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка
    • Статья 239.2. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
    • Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
    • Статья 242. Реквизиция
    • Статья 243. Конфискация
  • Глава 16. Общая собственность (ст. 244 — 259)
    • Статья 244. Понятие и основания возникновения общей собственности
    • Статья 245. Определение долей в праве долевой собственности
    • Статья 246. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
    • Статья 249. Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности
    • Статья 250. Преимущественное право покупки
    • Статья 251. Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
    • Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
    • Статья 253. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
    • Статья 254. Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
    • Статья 255. Обращение взыскания на долю в общем имуществе
    • Статья 256. Общая собственность супругов
    • Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (ст. 260 — 287)
    • Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю
    • Статья 261. Земельный участок как объект права собственности
    • Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
    • Статья 263. Застройка земельного участка
    • Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
    • Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
    • Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении
    • Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
    • Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного пользования
    • Статья 270 (утратила силу)
    • Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости
    • Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
    • Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
    • Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
    • Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
    • Статья 276. Прекращение сервитута
    • Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений
    • Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок
    • Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок
    • Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
    • Статья 283 (утратила силу)
    • Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению
    • Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками
  • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (ст. 288 — 293)
    • Статья 288. Собственность на жилое помещение
    • Статья 289. Квартира как объект права собственности
    • Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
    • Статья 291. Товарищество собственников жилья
    • Статья 292. Права членов семьи собственников жилого помещения
    • Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
  • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст. 294 — 300)
    • Статья 294. Право хозяйственного ведения
    • Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
    • Статья 296. Право оперативного управления
    • Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
    • Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения
    • Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
    • Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
  • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав (ст. 301 — 306)
    • Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения
    • Статья 302. Истребование имущества от добросовестного приобретателя
    • Статья 303. Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
    • Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
    • Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником
    • Статья 306. Последствия прекращения права собственности в силу закона
Читайте также  Как снять показания счетчика газа
>
Общие положения (ст. 209 — 217)
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правообладатель объекта недвижимости это

Управление Росреестра по Свердловской области информирует об изменении законодательства в сфере государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет недвижимости.

С 29.06.2021г. будет проводиться процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Данная возможность предусмотрена Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суть: наполнение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в целях вовлечения их в гражданский оборот. Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты недвижимости, права на которые возникли до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) с 31.01.1998г.

На территории Свердловской области органы местного самоуправления наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в случаях:

· если правоустанавливающие документы на объекты оформлены до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ;

· если права на объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРН.

«В 2020 году на Среднем Урале выявили 3494 неиспользуемых или бесхозных земельных участка. Это 429,3 гектара, с которых муниципалитеты могли бы получать налоги, продать или сдать в аренду. Мы работаем вместе с органами местного самоуправления. Наша задача — выявить самозахваты, а также объекты, которые явно находятся у кого-то в пользовании, но это не отражено ни в одном реестре. Никто не знает, где пределы этой земли, она никогда не межевалась, координаты не устанавливались. Несколько лет назад мы реализовали пилотный проект по выявлению правообладателей земли на территории Сысерти. Он дал результаты, поэтому удачную практику распространили на весь регион», — прокомментировал Игорь Цыганаш, руководитель Управления Росреестра по Свердловской области.

Последовательность действий органов местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (далее – правообладатели) определена в новой статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, и направление запросов в органы власти, организации, осуществлявшие до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, БТИ, Кадастровая палата), нотариусам, в налоговые органы, органы внутренних дел, Пенсионный фонд РФ.

2 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю, размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Закона о регистрации.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

— если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

— если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя орган МСУ направляет в орган регистрации: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

В этот же срок копия решения о выявлении правообладателя направляется лицу, выявленного в качестве правообладателя, по адресу регистрации, а при наличии адреса электронной почты – только по электронной почте.

Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право на выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, и обращение в орган регистрации без доверенности с соответствующим заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края

Прокурор разъясняет

  • Совместный проект прокуратуры Приморского края и ГТРК «Владивосток» «Закон и порядок»
  • Выступления на телевидении
  • Интервью. Вопрос к прокурору
  • 8 февраля 2021, 15:34

Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.

Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.

С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.

В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.

Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.

Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.

Читайте также  Список собственников помещений в многоквартирном доме

Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.

Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.

В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.

Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока

Прокуратура
Приморского края

Прокуратура Приморского края

8 февраля 2021, 15:34

Законом установлена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.

Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.

С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.

В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.

Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.

Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.

Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.

Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.

В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.

Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока

Владение законное, незаконное, юридическое и физическое // Анализ в определении Верховного суда об источнике повышенной опасности

Недавно гражданская коллегия Верховного суда (ВС) выпустила любопытное определение, в котором довольно подробно разобрала варианты владельческих ситуаций. Вопрос о том, кто является владельцем, встал в контексте правил об источнике повышенной опасности. За рулем чужого автомобиля был человек, которому собственник дал ключи и регистрационные документы. Является ли он владельцем? Если да, то отвечать за ущерб должен именно он.

Нижестоящие суды разошлись во мнениях. С одной стороны, была высказана позиция, что при таких обстоятельствах водитель является владельцем. Так посчитали первая и кассационная инстанции. С другой стороны, апелляция сочла, что для признания водителя владельцем необходимы еще доказательства наделения правом на владение, в качестве которых может выступать, например, доверенность. Так как ее не было, то владельцем продолжает быть собственник.

Верховный суд не поддержал полностью ни один из вариантов. Он аккуратно обошел вопрос о праве на владение. Действительно, чтобы признать кого-либо владельцем, совсем не обязательно, чтобы у него было право на владение. Это очевидный тезис, который не учла апелляция. При этом ВС не согласился и с выводом о том, что владение как факт было передано водителю. В определении довольно подробно изложено то, какие бывают виды владения. Это описание заслуживает цитирования (выделение полужирным мое).

«Под владением в гражданском праве понимается фактическое господство лица над вещью. Такое господство может быть владением собственника, а также обладателя иного вещного права, дающего владение; владением по воле собственника или для собственника (законное владение, которое всегда срочное и ограничено в своем объёме условиями договора с собственником или законом в интересах собственника); владением не по воле собственника (незаконное владение, которое возникает в результате хищения, насилия, а также вследствие недействительной сделки).

При рассмотрении настоящего спора стороны не ссылались на то, что автомобиль «Toyota Avensis» находился в чьём-то незаконном владении. Соответственно, суду следовало разрешить вопрос, находился ли он во владении собственника либо во владении другого лица по воле собственника, имея в виду, что для признания того или иного субъекта владельцем источника повышенной опасности необходимо установить наличие одновременно как факта юридического владения, так и факта физического владения вещью.

При этом необходимо учитывать, что письменная доверенность не является единственным доказательством наделения лица, не являющегося собственником, правом владения транспортным средством, а факт управления транспортным средством, в том числе и по воле его собственника, не всегда свидетельствует о законном владении лицом, управлявшим им, данным транспортным средством.

Читайте также  Кадастровая ошибка как исправить разъяснение росреестр

В связи с этим передача транспортного средства другому лицу в техническое управление без надлежащего юридического оформления такой передачи не освобождает собственника от ответственности за причинённый вред».

Итак, для протокола отметим, какие виды владения выделяет ВС.

Владение законное и незаконное, на первый взгляд, разделяются по критерию воли собственника. Однако в тексте определения этот критерий не выдержан последовательно. Например, законным может быть владение «по воле собственника или для собственника». Видимо, бывают случаи, когда владение для собственника бывает не по его воле. В свою очередь, к владению незаконному отнесено владение вследствие недействительной сделки. Известно, однако, что бывают недействительные сделки без пороков воли. В таком случае владение все же следует считать полученным по воле собственника, но незаконным.

Наконец, ВС прямо пишет, что «факт управления транспортным средством, в том числе и по воле его собственника, не всегда свидетельствует о законном владении». На этой фразе я ниже остановлюсь подробнее.

Есть еще владение юридическое и физическое. Что понимается под каждым из них, понять не менее сложно, чем разобраться в критерии разделения законного и незаконного владения. Очевидно только, что под юридическим владением понимается не само право на владение, так как ВС написал, что владение — это «фактическое господство». Вероятно, что это владение, основанное на праве. Главное — оно может отличаться от физического владения. Иными словами, у вещи могут быть два разных владельца — юридический и физический.

На самом же деле здесь, мне кажется, смешиваются две классификации владения. «Юридическое и неюридическое» владение — это владение, основанное и не основанное на праве на владение. Я склоняюсь к мысли, что такое разделение совпадает с законным и незаконным владением. «Нефизическое и физическое» владение — это владение опосредованное и непосредственное. Выделение «физического» владения в таком контексте подразумевает, что у вещи могут быть два владельца. Иными словами, ВС, кажется, признает возможность хорошо известного двойного владения в российском праве, однако не ясно, насколько это признание осознанно. Впрочем, едва ли стоит спорить с тем, что двойное владение есть в российском праве.

Наконец, есть еще некое «техническое управление» — фраза, использованная для иллюстрации ситуации, когда кто-то контролирует вещь, но не является ее владельцем. Такое положение тоже хорошо известно теории владения в виде фигуры так называемого владеющего слуги (от Besitzdiener в немецком праве): кто-то получает власть над вещью, но находится под контролем ее владельца. В таком случае последний продолжает быть владельцем в глазах права.

Верховный суд, очевидно, связывает ситуацию «технического управления» с упоминаемым им фактом управления по воле собственника, который «не всегда свидетельствует о законном владении». Надо признать, что фраза построена крайне неудачно. Может показаться, что тот, кто «технически» управляет машиной, является в таком случае ее незаконным владельцем. В действительности же он просто не является владельцем.

В итоге рассуждения ВС, мне кажется, довольно сильно запутали ситуацию для нижестоящих судов. Достаточно четкой характеристики различных видов владения в определении нет. Суды, я боюсь, при новом рассмотрении этого дела увязнут в рассуждениях о том, каковы критерии «технического» управления и в чем его отличие, например, от «юридического» (?) управления.

На мой взгляд, в этом споре можно было дать более простое указание: выяснить, был ли водитель нанят собственником. Если был, то его можно признать «владеющим слугой», а реальным владельцем будет собственник. Если же водитель не был работником, то он являлся владельцем. У кого были «регистрационные документы», была ли «доверенность на управление» — не важно. Важно, кто фактически контролировал движение автомобиля и каковы были его юридические отношения с собственником.