Несанкционированная свалка мусора куда обращаться

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки?

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки

Иск о ликвидации свалки — это частный случай иска о возмещении вреда окружающей среде. Ликвидировать свалку — значит восстановить то состояние, в котором окружающая среда была причинения до причинения вреда.

Согласно положениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды).

Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Согласно положениям ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 53 АПК РФ, обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц вправе осуществить: государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а также организации и граждане.

Постановление Пленума ВС от 30.11.2017 №49 п.3. предусматривает возможность обращаться с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, уполномоченным органам государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурору, гражданам, общественным объединениям и НКО, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Список лиц, которые вправе подать такой иск:

  1. Прокурор, руководствуясьп. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В ряде субъектов РФ созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры, которые в том числе вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства; узнать информацию о нужном регионе и адресе специализированной прокуратуры в своем городе можно на сайте https://genproc.gov.ru/structure/specific/
  2. уполномоченные органы государственной власти РФ, на основании ст. 5 Закона об охране окружающей среды. Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам на основании пп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства или Федеральное агентство по рыболовству, вправе предъявлять иски о причинении вреда водным биологическим ресурсам;
  3. уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, на основании ст. 6 Закона об охране окружающей среды. Например, это может быть министерство природных ресурсов и экологии субъекта РФ;
  4. государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, на основании п. 1 ст. 66 Закона об охране окружающей среды;
  5. общественные объединения и некоммерческие организации в области охраны окружающей среды смогут предъявить такой иск на основании п. 1 ст. 12 Закона об охране окружающей среды;
  6. граждане РФ, руководствуясь п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды и правом на благоприятную окружающую среду в соответствие со ст.58 Конституции РФ;
  7. органы местного самоуправления с учетом того, что они отвечают за благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на своих территориях, на основании ст. 3 Закона об охране окружающей среды;
  8. собственник или иной владелец имущества (например, земельного участка или здания), чьи права нарушаются незаконным размещением отходов. Так, собственник может предъявить негаторный иск — иск об устранении нарушения прав, не связанных с лишением владения, на основании ст. ст. 304, 305 ГК РФ, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153. В таком случае, суд может возложить на нарушителя обязанность совершить определенные действия (например, вывезти мусор), а также воздержаться от действий (например, прекратить размещать отходы производства на земельном участке). При неисполнении ответчиком обязанности совершить действия на основании решения суда истец вправе совершить их самостоятельно, предварительно или впоследствии взыскав с ответчика денежные средства по правилам об изменении способа и порядка исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ) или по правилам части 3 статьи 174 АПК РФ, если им заявлялось требование о взыскании денежных средств в случае неисполнения судебного акта об обязании совершить действие в определенный срок.

Таким образом, можно обратиться с иском об устранении нарушений права собственности на земельный участок путем обязания прекратить размещать отходы производства на этом участке, а также вывезти мусор с участка в конкретный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Если мусор не будет вывезен в этот срок, истец может просить суд взыскать с ответчика денежную сумму в рублях, которая должна соответствовать стоимости работ по вывозу мусора. В силу положений статей 12 и 304 ГК РФ суд может обязать ответчика не только воздерживаться от совершения каких-либо действий, но и совершить какие-либо действия, если это необходимо для устранения нарушения права истца. Согласно части 3 статьи 174 АПК РФ арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.

Напомню, что ст.3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность на органы государственной власти РФ, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления возлагается за ненадлежащее обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

  • 14 мая 2020, 09:18

Отказ администрации района принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, организованной до 01.01.2020, не основан на законе.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действовавшей до 01.01.2020, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

Читайте также  Когда можно шуметь в квартире по закону спб

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий (в данном случае несанкционированной свалки бытовых отходов).

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Поскольку данная свалка не относится к числу вновь образованных, и функционирует несколько лет, а на момент ее образования региональный оператор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов не был определен, именно органы местного самоуправления обязаны ее ликвидировать.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

14 мая 2020, 09:18

На обращение в районную администрацию по вопросу ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной вблизи нашего поселка, я получил отказ со ссылкой на то, что в соответствии с заключенным соглашением с 01.01.2020 полномочия по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на регионального оператора. Права ли администрация района?

Отказ администрации района принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, организованной до 01.01.2020, не основан на законе.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действовавшей до 01.01.2020, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий (в данном случае несанкционированной свалки бытовых отходов).

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Поскольку данная свалка не относится к числу вновь образованных, и функционирует несколько лет, а на момент ее образования региональный оператор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов не был определен, именно органы местного самоуправления обязаны ее ликвидировать.

Несанкционированная свалка мусора куда обращаться

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила).
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).
Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Таким образом, ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка.
В рассматриваемой ситуации земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не разграничен, не сформирован.
В соответствии с п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к данному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Соответственно, для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на которую не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
Из анализа судебной практики следует, что, согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления (смотрите, например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-47923/19 по делу N А06-7485/2018, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12АП-6765/19, Апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 21 мая 2019 г. по делу N 33а-3471/2019).
Вместе с тем обращаем внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27.02.2018 N 559-О, согласно которой до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.
Поэтому ответить однозначно на вопрос не представляется возможным. Окончательное решение о правомерности возложения обязанности на городское поселение ликвидировать несанкционированную свалку в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Читайте также  Что нужно для прописки новорожденного

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Пути решения проблемы несанкционированного размещения отходов рассмотрены в Администрации города

13 февраля 2020

Под руководством первого заместителя главы Администрации Ростова-на-Дону Юрия Овчинникова и с участием министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Михаила Фишкина состоялось совещание по вопросам выполнения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного размещения отходов на территории города.

На совещание были приглашены главы районов, руководители правоохранительных органов, региональных служб государственного экологического и строительного надзоров, представители регионального оператора по вывозу мусора и обращению с ТКО – группы компаний «Чистый город».

Председатель комитета по охране окружающей среды Андрей Куренков отметил, что предотвращение и ликвидация несанкционированных свалок, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, остается одним из проблемных вопросов.

Отходы на несанкционированных свалках представляют собой преимущественно строительный мусор от ремонта, разборки и сноса зданий, которые осуществляют юридические и частные лица.

Полномочиями по осуществлению контроля в сфере обращения с отходами наделены региональные и федеральные службы в рамках своей компетенции.

У Администрации города и районов недостаточно полномочий, чтобы реально противостоять образованию стихийных свалок строительного мусора.

Орган местного самоуправления воздействует на нарушителей только через административное наказание за нарушение Правил благоустройства в части совершения действий, повлекших загрязнение территории.

– В этой связи одной из основных задач комитета при реализации полномочий в области охраны окружающей среды является выявление и предупреждение административных правонарушений, предусмотренных областным законом «Об административных правонарушениях», – подчеркнул Андрей Куренков.

По поручению главы Администрации города еженедельно проводятся рейды по выявлению фактов нарушения Правил благоустройства и привлечению к административной ответственности строительных организаций.

За второе полугодие прошедшего года специалистами комитета и районных администраций города выявлено 258 фактов нарушений строительными организациями при обращении с отходами производства и потребления, по каждому составлены протоколы об административных правонарушениях. С начала текущего года составлено 38 протоколов об административных правонарушениях.

Однако, как отмечалось на совещании, предпринимаемые городскими властями усилия недостаточны, и одними лишь административными мерами проблему по контролю за утилизацией строительных отходов на территории города не решить.

Юрий Овчинников обратил внимание участников совещания на недостаточную информированность о том, каким образом можно законно утилизировать строительные отходы, в том числе, небольшие объемы строительного мусора от населения.

– Должна быть выработана единая схема обращения с такого рода отходами, люди должны знать, какие именно фирмы и на каких условиях занимаются утилизацией строительных отходов, – отметил первый заместитель градоначальника.

Также было предложено сформировать рабочую группу по реализации мероприятий по выявлению и пресечению несанкционированного размещения отходов, в состав которой войдут представители правоохранительных и природоохранных органов.

В рамках работы рабочей группы необходимо обеспечить оперативный обмен информацией, а также проведение совместных регулярных выездов и рейдов на проблемные территории города, с участием общественных инспекторов и казачьей дружины.

Для решения проблемы стихийных свалок строительных отходов главам администраций районов поручено организовать на своих территориях проведение инвентаризации мест незаконного размещения отходов с целью принятия превентивных мер и передачи полученной информации рабочей группе для определения мест проведения рейдовых обследований.

Кроме того, признано целесообразным рекомендовать соответствующим надзорным органам разработать региональный нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы обращения с отходами, образующимися на объектах строительства.

Также участники совещания коснулись вопроса состояния и обслуживания контейнерных площадок, совершенствования работы по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории города.

Принято решение более тесно взаимодействовать по данным вопросам с региональным оператором.

– У нас общая задача – чтобы город был чистым и благоустроенным, и решить эту задачу можно только совместными усилиями, – подчеркнул Юрий Овчинников. – Мы должны последовательно и настойчиво работать в этом направлении, выработать такой алгоритм действий, чтобы поставить надежный заслон любым попыткам захламлять наш город.

Как бороться с незаконными свалками

Чем опасно захоронение отходов?

90% всех бытовых отходов, которые выбрасывают жители России, оседает на свалках и полигонах​. Свалки и полигоны — это не одно и то же. Если свалка — это нерегулируемое стихийное явление, вред которых для многих более-менее очевиден, то с полигонами не все так прозрачно.

  1. Только самые современные полигоны оснащены системами сбора фильтрата и свалочного газа, имеют изолирующий слой. Большинство полигонов — это просто свалка мусора в карьере;
  2. Опасные отходы запрещено выбрасывать в обычные мусорные контейнеры, тем не менее контроль за сбором опасных отходов отсутствует. На полигоны и стихийные свалки гарантированно поступают отходы, содержащие ртуть, кадмий, свинец и другие токсичные вещества;
  3. Уже сегодня совокупная площадь полигонов России превышает совокупные размеры Москвы и Московской области. Во многих регионах наблюдается острый дефицит территории для полигонов.

Помимо легальных полигонов, в России тысячи несанкционированных свалок. В труднодоступных регионах свалка — это единственный способ избавиться от отходов.

Как это нарушает экологические права жителей?

Несанкционированные свалки или устаревшие полигоны нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированные статьей 42 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Какие еще существуют ограничения?

В соответствии с Законом РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 12) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Это не эфемерный запрет, а условия, продиктованные необходимостью защитить здоровье человека и всей экосистемы от тяжелых последствий. Помимо высокотоксичных веществ, попадающих в почву и грунтовые воды, спустя некоторое время полигон начинает выделять газ. Он токсичен и взрывоопасен, имеет неприятный запах. Свалочный газ состоит из органических соединений, в основном метана. По данным исследований, до 20% выбросов парниковых газов составляет метан, выделяемый полигонами планеты.

Читайте также  Как подать в суд на тсж

Что происходит на практике с мусорной реформой?

В 2019 году в России стартовала мусорная реформа. Ее целью была легализация мусорного рынка и сокращение объемов захоронения отходов.

  1. Территориальные схемы обращения с отходами в регионах не предусматривают иной путь, кроме захоронения на полигоне;
  2. Региональным операторам сегодня выгоднее вывезти отходы на полигон, чем отправить на переработку;
  3. Вывоз отходов оплачивается исходя из норматива на количество квадратных метров в собственности или количество проживающих. Нормативы определяются регионами. В некоторых регионах нормативы оказались завышены, в других — занижены. Это привело к возмущению граждан и бизнеса и к мусорным коллапсам по причине банкротств регоператоров. Оплата по нормативу сегодня не стимулирует жителей разделять отходы и уменьшать количество производимого мусора.

Как реформа повлияла на раздельный сбор?

Недавно в России начали строить комплексы по переработке отходов и мусоросжигательные заводы. Комплекс по переработке отходов представляет собой гигантскую сортировку. Вторую жизнь обретает не так много видов отходов: пэт-бутылка и флаконы из-под бытовой химии и косметики, пленка (не пакеты), металл, стекло, картон, органические отходы (редко). Далеко не весь пластик отбирается для последующей переработки. Это происходит по двум основным причинам: очищать загрязненный пластик дорого, многие изделия производят из композитных материалов, а их гораздо сложнее перерабатывать. Из смешанных отходов сегодня можно извлечь не более 20% полезных фракций для переработки. Большую часть бытовых отходов составляет органика. Лишь на некоторых сортировочных комплексах их компостируют.

«Мусорная реформа» уничтожила раздельный сбор отходов во многих населенных пунктах, в которых он была налажен. Например, под давлением регоператора, компания, установившая на территории Владимира более 300 контейнеров для раздельного сбора отходов, вынуждена была их демонтировать. Несмотря на возмущение жителей, раздельный сбор в город так и не вернулся.

Как можно повлиять на ситуацию, если рядом есть незаконная свалка?

Правовой инструментарий:

Обращение следует в первую очередь адресовать администрации того муниципального образования, на территории которого расположена свалка. Нужно обязательно направить его копии в Управление Росприроднадзора, а также Роспотребнадзора (в случае, если имеется опасность инфекционного заражения жителей. Например, если мусор складируется в непосредственной близости от источника питьевой воды). К обращению необходимо приложить фотографии, а также отметить на карте места, где был обнаружен мусор, и в виде ссылки или скриншота добавить в обращение через электронную приемную ведомства.

Можно обратиться в природоохранную прокуратуру, она осуществляет надзор за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе в области обращения с отходами. С помощью таких обращений неравнодушным гражданам и активистам движения ЭКА неоднократно удавалось побудить ответственных лиц к устранению несанкционированных свалок.

Если чиновники пишут отписки, вам необходимо жаловаться в прокуратуру​ в связи с бездействием ответственного органа власти. Даже если решение о ликвидации свалки принято и на это выделены бюджетные средства, рекомендуем продолжать ​​контролировать действия ответственного органа по ликвидации свалки.

Если же свалка обнаружена в лесу или на землях сельскохозяйственного назначения, жалобу следует направлять не только в муниципалитет, но и в соответствующий орган власти. Если свалка в лесу, то за это отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства. За ликвидацию свалок на сельхозземлях отвечает Россельхознадзор.

Бороться с незаконным свалками можно и нужно. Есть пример предотвращения строительства незаконного полигона в Архангельской области, в районе станции Шиес. Удалось добиться и ликвидации свалки в Щелканово Московской области. В обоих случаях суд в итоге стал на сторону истцов и удовлетворил их требования.

Другие способы защиты экологических прав

Одно обращение хорошо, а много — лучше. Усилить действенность может отправка в ответственные органы власти идентичных единичных обращений от множества людей. На каждое такое обращение по закону «Об обращениях граждан» чиновники обязаны ответить. В случае большого числа обращений станет очевидно, что проблема действительно волнует широкий круг граждан и ее трудно будет игнорировать. По массовым обращениям накапливается статистика, которая затем передается в вышестоящие органы. Это может быть эффективнее, чем сбор подписей под петициями, размещенными на негосударственных сайтах, либо подача обращения с коллективными подписями, на которые может поступить одна отписка.

Другой способ привлечь внимание общественности и СМИ — это проведение публичных мероприятий. Одиночные пикеты не требуют согласования, при организации массового пикета или митинга советуем внимательно изучить законодательные требования и рекомендации для заявителей таких мероприятий, чтобы соблюсти их и обеспечить правовую безопасность для организаторов и участников. В составлении правильных обращений в органы власти, организации публичных мероприятий и в изучении других законных методов борьбы за защиту своих экологических прав вам поможет пособие «Экозащитная кампания своими руками».

Работа со СМИ и ведение соцсетей — еще один способ привлечь общественное внимание и побудить ответственные органы власти быстрее устранить свалку и другие нарушения экологических прав.

Искать причину болезни, а не только лечить ее последствия

Образование свалок — результат неэффективного обращения с отходами. Но для сокращения объема отходов необходимо менять культуру потребления.

Комплексно решить проблему поможет:

  • изменение жизненного цикла товаров, например, сокращение одноразовых предметов в пользу многоразовых;
  • снижение объема отходов за счет оптимизации упаковки;
  • внимательное отношение к используемым материалам — они должны легко перерабатываться.

Отходы производит каждый из нас, и от ответственного обращения с ними — сокращения, раздельного сбора и переработки — зависят размеры свалок. На ресурсе Ecowiki размещены прикладные материалы и инструкции по сокращению своего мусорного следа и вовлечению в это важное дело других людей.

Об авторах:

  • Юлия Ключкина, юрист-экозащитник Движения ЭКА
  • Мария Малороссиянова, эколог, координатор проектов Движения ЭКА
  • Татьяна Честина, председатель правления Движения ЭКА