Межевание многоквартирных домов плюсы и минусы

Простыми словами: межевание территории многоквартирных домов

В январе этого года при администрации Великого Новгорода была создана рабочая группа для определения возможности перераспределения земельных участков под многоквартирными домами, исключения из границ земельных участков проездов к муниципальным учреждениям и их объектам, другим многоквартирным домам. В её состав вошли представители комитета архитектуры и градостроительства, комитета по управлению ЖКХ, комитета по строительству, контрольно-административного управления мэрии, МБУ «Городское хозяйство», депутаты гордумы и др.

На данный момент состоялось уже шесть встреч рабочей группы. По словам руководителя комитета архитектуры и градостроительства Евгения Жилина, новгородцы начали намного активнее интересоваться темой межевания около года назад. Ранее, когда с 2008 по 2012 годы администрацией города выполнялись проекты межевания, далеко не все собственники посещали предварительные публичные слушания.

«ВНовгороде.ру» разбирается, почему важно провести межевание территории, прилегающей к дому, и какие у этой процедуры есть минусы.

Что такое межевание?

Согласно определению, это геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. Говоря проще, после межевания собственники чётко знают, какая часть придомовой территории им принадлежит, и это зафиксировано документально. Важно понимать, что проект межевания и проведение межевания – разные вещи.

Зачем это нужно?

В соответствии с ФЗ-№189 межевание – один из шагов на пути к оформлению земли в собственность жильцов. Второй шаг – постановка на кадастровый учет. Это дает всем жильцам право на долю земли, пропорциональную доли занимаемой площади в доме. После проведения межевания на участке могут быть оборудованы автостоянка, детская площадка, хозяйственные постройки, поставлено ограждение и т.п. Кроме того, эта процедура определяет зону ответственности управляющей компании в том, что касается уборки, благоустройства, состояния газонов и деревьев. Только дома с произведённым межеванием могут участвовать в программе капитального ремонта.

От чего может защитить межевание?

Так жильцы могут отстоять свою территорию, когда возникает опасность незаконной застройки, открытия магазинов и кафе. Также можно увеличить расстояние от детской площадки до проезжающего транспорта.

Что делать, если на придомовой территории расположен какой-либо объект?

Как правило, владельцы объектов – магазинов или гаражей – заключают договор с муниципалитетом. При проведённом межевании жильцы могут оспорить право местной администрации получать арендную плату за использование этой земли. Если объект появился здесь нелегально, можно потребовать его сноса через суд.

А если в моём доме есть коммерческое помещение – на что имеет право его хозяин?

Если юридическое лицо является собственником помещения в вашем доме, оно имеет право голоса наряду с жильцами. При этом неважно, является ли это помещение жилым или коммерческим.

Кто должен это делать и оплачивать?

В новостройках эта обязанность возлагается на застройщиков – без этого они не смогут сдать объект. В старых домах межевание проводится по инициативе собственников помещений. Администрацией Великого Новгорода на бюджетные средства были разработаны проекты межевания. Ими определены условные границы для территорий всех многоквартирных домов. Если жильцы хотят внести в проекты изменения, то нужно получить разрешение рабочей группы, после чего самостоятельно заказать и оплатить корректировки. И уже потом на основании проекта проводится, собственно, процедура межевания – за неё также платят собственники.

Как провести межевание?

Сначала должно состояться общее собрание жильцов, на котором будут определены цели оформления земли. Межевание может быть проведено либо в минимальных пределах – по контуру дома, либо в максимальных, включая все прилегающие площадки. Затем собственники обращаются в кадастровую организацию, специалисты которой согласуют схему с городской администрацией и предоставят готовый межевой план на электронном носителе. Жильцы должны передать его в Кадастровую палату, где участок в течение десяти дней будет поставлен на учёт. Кроме того, специалисты установят на участке межевые знаки (столбики с номерными отметками) – они укажут точные границы территории.

Какие есть минусы?

Во-первых, за участок нужно будет платить земельный налог. Чем больше помещение, занимаемое жильцом, тем больше будет сумма. Законом предусмотрено частичное освобождение от налога некоторых категорий льготников. Во-вторых, после межевания на жильцов возлагается содержание и ремонт размещённых на участке объектов, в том числе дорог и тротуаров.

Как узнать, проходила ли межевание моя придомовая территория?

Эта информация размещена на сайте кадастровой палаты. Также можно сделать запрос в государственный кадастр недвижимости.

Что делать, если я считаю, что территория моего дома используется как общественная?

Обращаться в рабочую группу для определения возможности перераспределения земельных участков под многоквартирными домами, исключения из границ земельных участков проездов к муниципальным учреждениям и их объектам, другим многоквартирным домам.

Например, собственники обратились с просьбой исключить из границ участка проезд общего пользования между домами 63 корпус 1 и 65 корпус 2 по улице Большой Московской. По мнению жильцов, он является продолжением переулка, ведёт к канализационной насосной станции и потому должен относиться к муниципальной территории. Таким образом собственники хотели бы восстановить границы, изначально заложенные в проект на стадии строительства дома. В этом году жильцы заасфальтировали проезд своими силами, с привлечением средств магазина, расположенного на первом этаже дома, но считают, что не обязаны делать это. Однако рабочая группа заключила, что следить за этой дорогой должны собственники домов – и об этом они должны договориться сами.

С аналогичным предложением обратились собственники дома 2, корпус 1 по улице Заставной. Они считают, что по дороге мимо этого дома осуществляется проезд не только в другие дворы, но и к колледжу искусств. Члены рабочей группы сделали вывод, что этот маршрут не является единственным возможным и потому участок не должен быть передан муниципалитету.

Совсем другая ситуация сложилась с домом 4 по улице Козьмодемьянской. Тротуаром со стороны проезжей части пользуются не только жильцы дома, но и другие горожане, проходящие по нему из центральной части города. Поэтому решение принять этот участок в общегородские границы распространяется и на два близстоящих дома, мимо которых следует тротуар.

Застройка города сложилась таким образом, что через территорию одного дома ездят жильцы других. Естественно, у собственников возникают вопросы, и они просят администрацию взять такой проезд на баланс, чтобы не ремонтировать его за свой счёт, – говорит Евгений Жилин. – Однако рабочая группа создавалась для рассмотрения вопросов о дорогах, ведущих к детским садам и школам. Такие обращения получают только положительное решение, в случае, если данный проезд является основным.

Часто обсуждается также размещение площадок для мусорных контейнеров, которыми пользуются жильцы нескольких домов.

В том случае, когда горожане изъявляют желание ухаживать за городским участком, в комитете по управлению ЖКХ оформляется соглашение о закреплении прилегающей территории.

Каков порядок подачи обращения в рабочую группу?

Заявление направляется депутату по соответствующему округу либо в комитет архитектуры и градостроительства. Срок принятия решения составляет не более 30 дней. На основании решения рабочей группы дается поручение администрации Великого Новгорода.

Зачем нужно межевание земли под многоквартирным домом, подробно рассказали эксперты Кадастровой платы.

Многоквартирный дом (МКД) — это не только квартиры в нем, но и подъезды, крыша, чердаки, подвалы, стены, паркинг, детская площадка, клумбы, а также земля, на которой он стоит. Собственники квартир имеют полное право пользоваться этим имуществом, но не являются его владельцами, то есть не могут сдать, продать или переоборудовать по своему усмотрению. Для того чтобы законно совершать сделки и распоряжаться общедомовым имуществом, необходимо оформить его в общую долевую собственность всех владельцев квартир.

«Немало жителей многоквартирных домов считают, будто этот самый участок у дома изначально принадлежит им, но это не совсем верно. Право на владение придомовой территорией приходит лишь после официального внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о регистрации земельного участка и получения кадастрового номера», — говорит заместитель директора кадастровой палаты по Костромской области Светлана Резвова.

Читайте также  Как сделать дарственную на дом и землю

Межевание земель представляет собой комплекс инженерно-геодезических работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению местоположения границ и площади участка, а также юридическому оформлению полученных материалов.

Территорию, прилегающую к муниципальным многоквартирным домам, отмежевывают за счет городского бюджета. Если этим вопросом занимаются органы самоуправления, деньги также предоставляет администрация.

Но бывает так, что сами жильцы МКД берутся за формирование придомового участка. Решение о межевании территории принимается во время собрания жильцов, где граждане определяют уполномоченное лицо. От его имени делается обращение в организацию, имеющую лицензию на проведение кадастровых работ.

«Главная проблема в случае с многоквартирными домами, так это разделение придомового участка. Нельзя так просто поставить забор вокруг дома и сказать, что «Участок мой, так как я живу в этом доме». Все это должно быть юридически оформлено, и только специалист сможет помочь разобраться в вопросе распределения земель вокруг дома», — комментирует Светлана Резвова.

Как правильно формировать земельный участок под многоквартирным домом

Во-первых, нужно подготовить и утвердить проект межевания в соответствии с которым определяются границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Во-вторых, следует провести работы по подготовке документов на земельный участок, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.

В-третьих, нужно предоставить в Кадастровую палату документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

«Во время составления заявления нужно прописать, что вы просите сформировать и оформить участок в собственность, а не просите выделить участок — это ошибка. Также, обязательной должна быть формулировка «Участок под многоквартирным домом и прилегающую к нему территорию». Если заявление будет неверно составлено, есть вероятность, что в качестве участка вы получите только землю под фундаментом дома», — сообщает Светлана Резвова.

Как можно использовать придомовую территорию

Придомовой территорией, принадлежащей многоквартирному дому, жители могут распоряжаться по своему усмотрению. На ней можно организовать автостоянку оснащенную шлагбаумом, построить детскую или спортивную площадку, посадить деревья и обустроить клумбы.

Кадастровая палата напоминает гражданам, что согласно действующим нормативам ст. 60 введенной решением Думы города Костромы* жителям домов с этажностью не более трех этажей, принадлежит территория с внутренней границей не более 15 м. от МКД, и внешней — 5 метров от дома. В домах от четырех этажей и более, внутренние границы прилегающей территории — 25 метров, внешние — 10 метров. Вся остальная территория может быть использована городом по своему усмотрению (во дворе могут появиться платные парковки, магазины и т.д.).

*Об утверждении правил благоустройства территории города Костромы от 25 апреля 2013 г. (с изменениями на 21 декабря 2018 г.)

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

Читайте также  Как посмотреть кадастровый план земельного участка

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Межевание территории многоквартирного дома: плюсы и минусы

Одним из вопросов, который необходимо решить вновь созданному ТСЖ, является принятие решения о межевании, то есть определении границ земельного участка в горизонтальной плоскости и постановке земельного участка на кадастровый учет.

Согласно ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен дом (с элементами озеленения и благоустройства) включается в состав общего имущества МКД. Таким образом, земельный участок, занимаемый МКД, уже принадлежит дому в силу закона (не будучи оформленным в общедомовую собственность).

Вместе с тем оформление земельного участка в общедомовую собственность, позволяющую им распоряжаться, происходит только после определения границ и размера земельного участка (межевания) и постановки его на кадастровый учет (с присвоением кадастрового номера, который подлежит занесению в кадастровый реестр).

Процедура межевания и постановки земельного участка на учет не является приватизацией земли, так как передачи земли в собственность не происходит (она уже находится в собственности в силу закона), однако при межевании земельный участок надлежащим образом оформляется.

Читайте также  Как оформить дарственную на долю квартиры

Каковы последствия отказа от межевания придомовой территории и оформления земельного участка в общедомовую собственность?

• Риск точечной застройки без должного соблюдения градостроительных нормативов либо перекраивание границ земельного участка не в пользу собственников МКД.

• Невозможность распоряжаться земельным участком (например, поставить шлагбаум).

• Отсутствие оснований требовать благоустройства и уборки дворовой территории с ТСЖ (так как точные границы земельного участка не определены).

• Без межевания жилой дом не может участвовать в программе капитального ремонта и получить денежные средства из федерального бюджета, то есть капитальный ремонт будет осуществляться только за счет средств собственников помещений в доме.

Соответственно преимущества межевания придомовой территории и оформления земельного участка в общедомовую собственность определяются как:

• невозможность точечной застройки во дворах (застройщики пользуются тем, что отдельные земельные участки не оформлены в общедомовую собственность, перекраивают границы в свою пользу и строят на таких участках новые дома);

• законное право распоряжаться земельным участком (например, сдать его часть в аренду третьим лицам или поставить по периметру участка забор);

• точное представление о территории, за содержание и ремонт которой собственники МКД платят деньги.

Не следует проводить межевание до тех пока, не будут заключены договоры ресурсоснабжения с РСО с подписанными актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ТСЖ и РСО. Если межевание проведено до заключения договора ресурсоснабжения с РСО, это дает РСО лишний козырь в требовании принятия на баланс внешних подземных сетей (теплотрассы, водопровода и канализации).

Следует отметить, что земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу (п. 6 ст. 389 НК РФ). Таким образом, налог за землю, оформленную в общедомовую собственность, не платится.

Решение о межевании принимается общим собранием (пп. 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ) большинством, не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Повестка вопросов общего собрания, принимающего решения о межевании земельного участка, может иметь такой вид:

• О принятии решения о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором находится МКД, определении источника финансирования указанного вида работ.

• О принятии решения о выборе уполномоченного лица (лиц), ответственного (ответственных) за координацию действий, связанных с проведением кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором находится МКД.

Обязательно следует определить источник финансирования кадастровых работ и предусмотреть такую статью расходов в смете доходов и расходов. Если источник не определен, финансирование кадастровых работ будет нецелевым использованием денежных средств.

Заборы под снос

Верховный суд запретил проводить межевание без соседей

История, которая дошла до Верховного суда страны, типична. В жилом комплексе, состоящем из пяти корпусов, один решил обособиться. ТСЖ того корпуса оформило в свое пользование большой участок вокруг дома и перегородило свою как бы придомовую территорию. Железный занавес был установлен посреди общего двора, ведь изначально жилой комплекс строился как единый квартал. Теперь один из корпусов стал первым среди равных. Внутри — детские площадки, спортгородок, клумбы.

Жильцам же других домов, как говорится, ни пройти ни проехать.

«Собственники помещений корпусов 1, 3, 4, 5 фактически оказались лишены элементов благоустройства и озеленения придомовой территории, предназначенных для обслуживания и эксплуатации всех пяти корпусов жилого комплекса», говорится в материалах Верховного суда.

Забор ограничил жильцам остальных четырех корпусов многоквартирного дома проход через придомовую территорию жилого дома, а также въезд и выезд транспортных средств, в том числе специальной техники: «скорой помощи», пожарных и других.

Как такое получилось? Формально все было по закону: был разработан проект межевания территории, проведены публичные слушания, чиновники утвердили новые границы участков. А после того, как нужные печати были поставлены, в ноябре 2017 года во дворе появился забор.

Как нередко бывает, для жильцов остальных корпусов стало новостью, что, оказывается, были публичные слушания, якобы кто-то интересовался их мнением. Но как бы то ни было, пришлось судиться.

Нижестоящие инстанции поддержали чиновников и огороженный корпус. Мол, раз все формальности соблюдены, то забору быть. Но это лукавая логика, и закону она не соответствует. Верховный суд детально объяснил, в чем были неправы те, кто решил забрать себе часть общего двора.

«Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила ранее вынесенные судебные акты и приняла новое решение, — рассказал «РГ» старший юрист адвокатского бюро Денис Глухов. — Судьи указали, что собственники помещений в многоквартирных домах становятся совладельцами земельного участка под ним с момента его формирования в кадастре. Нарушения же их прав, как собственников земельного участка, проектом межевания могут устраняться в порядке негаторного иска, требование о соблюдении срока исковой давности к которому не применяется».

По его словам, Судебная коллегия отметила, что нарушение проектом межевания нормативов определения площади участков, выделяемых под домом, не может быть признано законным. А тайные публичные слушания не могут служить прикрытием для неправомерного перераспределения земли.

«Из определения ВС стало понятным, что исключительно формальный подход судей нижестоящих инстанций к рассмотрению такого спора недостаточен: коллегия критически оценила формальное проведение публичных слушаний, указав на обязательность учета мнения населения, высказанного в ходе данной процедуры, так как иное противоречит ее существу», — говорит Денис Глухов.

В данном случае слушания проводились в режиме секретной операции, на них присутствовал только один жилец, и по стечению обстоятельств это был жилец того самого корпуса, который огораживал себя забором. Надо ли говорить, что жильцу все понравилось. Но было ли это мнением общественности?

Видимо, по причине своей природной скромности, организаторы слушаний не стали широко распространяться, что такое обсуждение проводится. Ни плакатов, ни объявлений, ничего не было. Просто тихо послушали сами себя и все.

При этом в суде ответчики привели дивный довод, мол, результаты слушаний все равно не могли повлиять на окончательное решение. Нижестоящие суды с этим согласились. Мол, чиновники вправе учесть имеющиеся замечания, однако данные замечания не являются обязательными к принятию. Но судьи, особенно нижестоящие, тоже люди, и они могут ошибаться.

«Между тем публичные слушания — это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов, — отметил Верховный суд. — Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание».

Конечная цель такого обсуждения, продолжает Судебная коллегия, выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

«Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания», — подчеркнул Верховный суд.

Иными словами, мнение людей надо услышать и учесть, а формальные публичные слушания в данном случае этого не позволили.

«Безусловно, для последующей практики определение крайне ценное, имеет подробную аргументацию для собственников жилых помещений, а также будет полезно городским административным структурам для принятия дальнейших распоряжений в вопросах городского землеустройства», — говорит Денис Глухов.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Хотя разъяснения даны по поводу конкретного дела, выраженные в документе правовые позиции Верховного суда России крайне важны. На них теперь должны ориентироваться нижестоящие судебные инстанции. Именно так и вырабатывается единая судебная практика: по схожим вопросам принимаются уже выработанные на примере других дел и ставшие стандартными решения.

Проекты застройки должны работать на благо: создавать комфортную среду, развивать инфраструктуру, не нарушая права граждан, живущих по соседству. Возникающие спорные вопросы должны решаться цивилизованным способом, создавая комфорт для новых проектов, нельзя разрушать уже сложившиеся условия других.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»