Как узнать будут ли сносить гаражи

Как узнать и где посмотреть какие гаражи идут под снос?

План по ликвидации: как узнать и где посмотреть какие гаражи идут под снос?

С каждым годом в крупных городах России становится все меньше гаражных кооперативов, снос самовольно возведенных боксов — уже не редкость. Их ликвидируют под муниципальные нужды, предоставляя собственникам сумму, возмещающую ущерб. Таким образом, администрация получает участок для строительства муниципальных и частных сооружений, а владельцы – денежную выплату в размере рыночной стоимости объекта.

Цель сноса гаражей

Уже много лет по всей России действует программа сноса металлических гаражей и других видов построек данного типа. За счет демонтажа гаражей городские власти решают проблему нехватки земельных площадей для возведения жилых домов, офисов и торговых центров.

Еще одной целью программы является строительство магистралей и дорог. Самовольные сооружения и кооперативы предполагается в ближайшем будущем полностью заменить на подземные парковки и закрытые стоянки.

Законодательная база

Чем регламентирован снос гаражных построек?

Действие городских властей в этом случае регламентируются статьями 279, 280, 281 и 282 Гражданского кодекса РФ.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Согласно ст. 279 ГК РФ, снос гаражей ракушек и других построек данного типа осуществляется следующим образом:

  1. Хозяин теряет права собственности на свой участок;
  2. Право на постоянное пользование землей прекращается;
  3. Договор аренды граждан с властями может быть досрочно расторгнут.

Решение об изъятии земли принимается местными органами власти.Все условия и сроки определяются с оглашением об изъятии участка и находящимся на нем сооружений.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если хозяин не заключил соглашение об изъятии, то законом разрешается принудительное изъятие земли. Процедура осуществляется в суде.

Как узнать какие гаражи идут под снос?

Прежде всего, в зону риска попадают следующие сооружения:

  1. Мешающие строительству новых магистралей.
    Если по плану градостроительства на месте построек решили проложить дорогу, то все объекты на участке будут ликвидированы.
  2. Самовольные сооружения.
    Это предполагает отсутствие свидетельства на имущество и землю, что делает ее нелегальной. В этом случае она будет снесена, а ее владелец не сможет добиться компенсации.
  3. Стоящие на арендованной у государства земле.
    Как правило, договор аренды заключается на несколько лет. По истечению срока действия договора администрация вправе не продлевать срок действия аренды в целях дальнейшего распоряжения землей по своему усмотрению.
  4. Легальные постройки также находятся в группе риска.
    Если у владельца есть все бумаги на собственность, это его не спасет перед программой демонтажа. Информация о том, снесут ли гараж полезна как собственникам, так и гражданам, планирующим в ближайшее время купить бокс. Обязательный пункт процедуры купли-продажи – получение данных о программе сноса гаражей своего города. Перед оформлением важно заранее узнать, не будет ли она в скором времени ликвидирована государством?

Где посмотреть информацию о сносе гаража?

Узнать, какие участки будут изъяты, можно несколькими способами:

  1. На официальном сайте администрации города.
    Как правило, задолго до вступления приказа о демонтаже сооружений в силу информацию выкладывают в свободный доступ для ознакомления.
  2. На официальном сайте района города.
    В крупных городах каждый район имеет свой сайт, на котором публикует все приказы, новости, касающиеся района и постановления.
  3. На сайте Департамента архитектуры и строительства города.
  4. По телефону.
    Позвонив в администрацию города, можно узнать о текущих планах сноса гаражей.
  5. В кооперативе

В соответствии с Гражданским кодексом, владельца должны предупредить минимум за месяц до даты ликвидации уведомлением, переданным лично в руки. За этот срок предполагается, что хозяин сможет успеть перевезти имущество и собрать необходимые документы для получения компенсации.

ВАЖНО! Если инициатором демонтажа является городская администрация, то по закону все затраты и издержи на ликвидацию ложатся на органы местного самоуправления. Хозяину не придется оплачивать процедуру демонтажа.

Если объект расположен в ГСК, то владельцы вправе потребовать компенсацию или оформить сделку купли-продажи.

Процедура сноса гаражей в ГСК пройдет быстро и без затрат, если у владельца имеются все необходимые бумаги, доказывающие право на собственность. При отсутствии таковых, хозяину нужно срочно оформить право владения, иначе он не сможет получить компенсацию. Решение о том, кому положена компенсация, а также сам размер выплаты, принимается местными органами власти. Например, в Москве всем законным владельцам предусмотрены выплаты равные рыночной стоимости ликвидированных сооружений.

Самовольные постройки

За снос самовольных гаражей денежная выплата от государства не предусмотрена.

Если гараж был возведен на произвольно занятом участке, то получить свидетельство практически нереально.

Легализовать его можно двумя методами:

  1. Обратиться в комиссию по пресечению самовольных построек с прошением о сохранении сооружения.
  2. Подать в суд иск о требовании узаконить объект.

Для признания судом легальности гаража потребуется предоставить следующие бумаги:

  1. документы, подтверждающие возведение объекта своими руками (смета, накладные, чеки на строительные материалы, акт работ);
  2. справка из Росреестра об отсутствии притязаний на объект других граждан;
  3. технический паспорт;
  4. справка о соблюдении санитарных норм и противопожарной безопасности;
  5. подтверждение об отсутствии нарушения интересов третьих лиц.

ВАЖНО! Если участок не предназначен для строительства, то оформить право на постройку не получится. А значит, компенсацию органы власти не предоставят.

Гараж сносят — что делать?

Первое, что необходимо сделать при уведомлении о ликвидации постройки, это проверить наличие всех необходимых бумаг. Без доказательств государство не возместит ущерб.

В префектуру округа или районную администрацию нужно подать следующие документы:

  1. документ, на основании которого хозяином занимается земля;
  2. свидетельство о членстве в кооперативе (если объект находится в ГСК); право собственности;
  3. бумага, на основании которой получено имущество.

Какая положена компенсация?

После предоставления бумаг, префектура назначит оценку объекта. Согласно ст. 281 ГК РФ, размер выплачиваемых средств должен равняться рыночной стоимости постройки.Главная причина недовольства большинства собственников – маленький размер возмещенного ущерба. Решение оценочной комиссии не всегда устраивает граждан. Единственная возможность оспорить назначенную сумму выплаты – заказать независимую оценку. Однако даже в этом случае органы власти могут проигнорировать документ с решением независимого эксперта и назначить компенсацию, установленную своей комиссией.

Срок выплаты зависит от загруженности ответственных лиц за обработку данных и выдачу денежного возмещения.

Можно лишь назвать приблизительные сроки:

  1. решение о назначении денежной компенсации за снос гаража принимается в течение 10 рабочих дней;
  2. оценка собственности длится около 5 дней;
  3. выплата производится в течение недели после оценки.

Предотвратить снос не получится, даже если вы предоставите все документы на право владения. Единственный выход получить возмещение ущерба – подать заявление в префектуру района со всеми необходимыми документами.

Если демонтаж произошел без уведомления, то гражданин вправе подать в полицию с заявлением об нанесении ущерба. Надеемся, что наша статья помогла вам понять, что делать, если снесли гараж и как узнать о планах градостроительства.

Живем в России © Журнал для собственников недвижимости в России

Наши Telegram — каналы @mgsa_130 @mentussr

АвтоСайт теперь можно читать и в Telegram.

Шанс для миллионов: кого затронет «гаражная амнистия»

«Законным путём идти можно. Дойти трудно», — сетовала героиня легендарного фильма «Гараж», повествующего о жарких заседаниях гаражного кооператива во времена СССР. Будни владельцев гаражей с тех пор не стали легче: местные власти периодически сносят гаражи, пользуясь пробелами в законодательстве, в котором не был прописан статус гаражей и порядок регистрации прав на них.

Читайте также  Экспликация квартиры что это

В Москве кампания по сносу гаражей стартовала еще в 2000-х. «Очень много московской земли занято «плоскостными» гаражами типа бунгало. И все они должны быть перестроены в многоэтажные», — настаивал бывший мэр Юрий Лужков. Гаражи сносят «только тогда, когда без этого невозможно построить новую дорогу, станцию метро или поликлинику», — объяснял политику мэр Сергей Собянин. За каждый снесенный гараж власти выплачивают компенсацию 150-300 000 рублей, указывал Собянин.

Почему власти сносят гаражи?

У большинства владельцев гаражей нет документов на постройки, кроме гаражных книжек кооперативов, которые правоустанавливающими документами не являются, объясняет председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков причину, по которой власти с легкостью сносят такие постройки. Гаражные кооперативы и товарищества, как правило, землю в собственность не получали, а арендовали ее, и часть участков была выделена еще советскими исполкомами и предприятиями и своевременно переоформлена не была.

Госдума предпринимала попытку упорядочить взаимоотношения властей и граждан в гаражном вопросе в 2016 году, но законопроект был отправлен на доработку. Правовой статус «гаражей» и «машиномест» как объектов недвижимости долгое время оставался не урегулированным, частично это было сделано в 2017 году, но касалось кадастрового учета только тех машиномест, которые расположены в зданиях.

Новую попытку узаконить гаражи власти предприняли 13 февраля: Минэкономразвития внесло в правительство новый законопроект о «гаражной амнистии», который должен заполнить пробелы текущего законодательства. Forbes ознакомился с основными положениями законопроекта.

Кого коснется гаражная амнистия

Гаражных построек, которые потенциально могут попасть под «амнистию», насчитывается более 5,7 млн, сообщил Forbes представитель Росреестра (ведомство участвовало в разработке проекта). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, почти 3,1 млн объектов записаны в ЕГРН как здания или сооружения, но права зарегистрированы только на 1,7 млн из них, еще 2,6 млн объектов записаны как помещения, но зарегистрированы только 65% из них. По факту гаражей еще больше. Есть дополнительная информация по неоформленным строениям, которую предоставили регионы, однако точных цифр не существует, пояснил представитель Росреестра.

Предложенный Минэкономразвития документ определяет несколько условий, которым должны соответствовать гаражи, чтобы попасть под «амнистию». Первое: это должны быть капитальные постройки — в виде индивидуального гаража или бокса в гаражном кооперативе, которые были построены до 2004 года. Второе: они должны быть расположены на государственной или муниципальной земле. Самовольные и стихийные постройки легализованы не будут, отмечает представитель Росреестра в ответ на запрос Forbes.

Оформление прав граждан на участки будет проводится в заявительном порядке — при подаче в Росреестр соответствующего заявления и документов, подтверждающих права гражданина на строение и землю под ним. На первом этапе хозяин гаража сможет получить земельный участок на правах аренды. Переоформить землю в собственность можно будет после того, как будет оформлен сам гараж. Вопрос с собственностью земли будет отдан на откуп муниципалитетам, которые получат возможность установить дополнительный перечень документов, позволяющий оформлять права на землю.

Законопроектом установлен перечень документов, которые могут считаться подтверждением права владения гаражом. В их числе:

  • квитанции на оплату содержания и ремонт гаража
  • выплаты пая в кооперативе
  • договор купли—продажи
  • решение кооператива о распределении гаража
  • документы технической инвентаризации

Гаражная амнистия должна занять 4 года. Предполагается, что новый порядок регистрации гаражного имущества вступит в силу в 2021 году, планируемый срок окончания «гаражной амнистии» — 1 января 2025 года.

Зачем нужна амнистия?

Введение земли, занятой гаражами, в гражданский оборот, приведет к оживлению экономической активности — россияне смогут по закону продавать это имущество, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Впрочем, амнистия — «социально чувствительный вопрос», который потребует «аккуратного прописывания новых нормативных требований», признает глава «Опоры России». Кроме того, с зарегистрированных объектов недвижимости владельцам гаражей придется платить налог, так что в первую очередь в таком законопроекте заинтересовано правительство, отмечает директор департамента развития продукта ГК ФСК Павел Брызгалов.

Необходимость «гаражной амнистии» назрела сама по себе, как и «дачная амнистия», это не результат какого-то лобби, уверен гендиректор девелопера ГК МИЦ (входит в топ-20 крупнейших застройщиков страны по версии Forbes) Даромир Обуханич.

Новое регулирование не решит вопроса с землей, в котором как раз и заключается главная проблема для большинства гаражей, отмечает партнер Bryan Cave Leighton Paisner Russia Виталий Можаровский: «Оформлять гаражи без земли — это нонсенс, а если это будет дорого, многие на это просто не пойдут».

Выиграют ли девелоперы?

«Возможно, половина обладателей гаражей не пойдет их регистрировать. Речь может идти об огромном земельном массиве, который в некоторых случаях можно использовать более эффективно, в том числе для девелопмента», — предполагает Широков из ТПП. Если не будет принято политическое решение отдать землю за символическую цену, и если сумма расходов на оформление земли и регистрацию права собственности на гараж останется сопоставимой со стоимостью самого гаража, то вряд ли найдется много желающих оплатить такие расходы и зарегистрировать свои гаражи, критичен Можаровский.

Участки, которые заняты гаражами, безусловно, представляют для девелоперов интерес, признает гендиректор ГК МИЦ Даромир Обуханич. Особенно привлекательными, по его словам, могут быть те участки, к которым прилегает другая незастроенная территория. Впрочем, ввод в оборот земли под гаражами на земельный рынок вряд ли повлияет, уточняет он — это сложный и медленный процесс, и девелоперы столкнутся с рядом трудностей на начальном этапе привлечения проектного финансирования.

Коллеги Обуханича по девелоперскому рынку еще более скептичны по отношению к землям под гаражами. Гаражи часто расположены на пустырях и в технических зонах, такие участки редко представляют интерес для жилищной застройки, говорит Брызгалов из ГК ФСК. Еще один барьер для девелоперов — у таких участков много собственников, а значит, трудно договориться. «Привлекательность земель гаражных кооперативов не стоит преувеличивать», — согласна управляющий партнер компании «Метриум» Марина Литинецкая. Помимо зачастую невыгодного расположения гаражных кооперативов, в любом ГСК найдутся десятки и даже сотни человек, с которыми нужно договориться о продаже участка с гаражом, объясняет она. «Многие из них могут быть пожилыми людьми, жить за границей, либо находиться в состоянии судебных споров по поводу гаража. Это огромное количество обременений», — продолжает Литинецкая. Пока, по ее словам, у столичных застройщиков масса других привлекательных вариантов земельных участков — земли вдоль Москвы-реки, участки у МЦК и МКАД, бывшие промзоны.

PRO новостройку +7 800 301-79-56

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Гаражи и их снос: дополнительная информация

Самовольных кооперативов с каждым годом становится всё меньше. Перестал быть редкостью и снос построек, признанных самовольными. Обычно ликвидация проходит под муниципальные нужды, потом собственникам выплачивают соответствующую компенсацию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !

Снос гаражей: с какой целью

Программа сноса металлических гаражей действует на территории России достаточно давно. То же касается других построек с подобной конструкцией. Благодаря этому местные органы власти решают проблему, связанную с нехваткой свободных площадей для возведения новых домов.

Строительство магистралей и дорог – ещё одна цель, поставленная перед теми, кто реализует данную программу. Предполагается, что закрытые и подземные парковки полностью заменят стандартные гаражи в ближайшем будущем.

Законодательное регулирование

В данном случае городские власти опираются на несколько статей Гражданского Кодекса:

  1. 279.
  2. 280.
  3. 281.
  4. 282.

Снос подобных построек предполагает использование определённой последовательности действий:

  • Сначала владелец лишается прав собственности на строение.
  • Прекращается так же право постоянно использовать землю, где находится постройка.
  • Досрочно расторгается договор аренды, если его заключали с местными властями.

Информирование о сносе гаражей.

Местные органы власти отвечают за принятие решения о том, чтобы изъять участок. Условия и сроки осуществления процедуры определяются отдельно. Закон разрешает провести процедуру изъятия даже принудительно, если владелец отказывается от подписания договора. Тогда приходится обращаться к судебной инстанции.

Как узнать, какие гаражи будут сносить

В зону риска попадают сооружения, которые отвечают следующим условиям:

  1. Создание дополнительных препятствий для нового строительства. Все объекты будут ликвидированы на участке, где, согласно решению местных властей, должна пройти новая дорога.
  2. Сооружения, признанные самовольными. Постройка будет нелегальной, если отсутствует регистрационное свидетельство, подтверждающее права на землю, имущество. Тогда снос будет осуществлён, и владельцу практически невозможно добиться компенсации.
  3. Объекты, расположенные на земле, арендованной у государства.

Информация о сносе будет полезна как старым, так и новым собственникам. Где можно посмотреть данные о действующих и будущих программах? Вариантов всего несколько:

  • Официальный сайт администрации города. Данные выкладывают в свободный доступ обычно ещё до того, как действия будут осуществляться в реальности.
  • Официальный сайт конкретного городского района. Для крупных городов наличие такой страницы – обычное дело. Здесь так же публикуются любые приказы и официальные документы, связанные с той или иной постройкой.
  • Сайт Департамента архитектуры и строительства.
  • По телефону. Можно просто связаться с городской администрацией.

Что говорит закон о сносе гаражей?

Владельца, согласно закону, должны предупреждать минимум за месяц до того, как начинать что-то делать. Для этого составляется специальное уведомление, которое нужно передать гражданину лично в руки. Предполагается, что за этот срок владелец сумеет подготовиться и перевезти имущество.

Либо заняться сбором документов для получения компенсации. Все издержки и затраты ложатся на представителей администрации, если именно этот орган занимается процессом, принимает соответствующее решение. Хозяину ничего оплачивать не придётся.

При наличии кооператива

Если у владельца имеются все документы, подтверждающие официальное имущественное право – то снос гаражей проходит быстро, без задержек и дополнительных сложностей. Если же бумаги отсутствуют – то рекомендуется позаботиться об оформлении права собственности, иначе возникнут проблемы с получением компенсации.

Местные органы власти принимают решения по поводу того, кому положены компенсации, и в каком размере. Например, на территории Москвы компенсируют полную рыночную стоимость снесённого объекта.

При самовольных постройках

Денежные выплаты от государства не предусмотрены, если сносят самовольные постройки. Получить свидетельство о собственности практически невозможно, если гараж возведён на участке, занятом произвольно. Существует два метода для легализации объекта:

  1. Обращение к сотрудникам комиссии по пресечению самовольных построек с прошением сохранить объект.
  2. Подача искового заявления с требованием узаконить имеющуюся постройку.

Что означает снос гаража? Расскажет это видео:

Чтобы признать возведённый объект законным, понадобится следующая документация:

  • Любые доказательства того, что гражданин возвёл объект собственными руками, в связи с чем понёс определённые траты. Это могут быть сметы и накладные, разнообразные чеки и так далее.
  • Справка из Росреестра о том, что другие претенденты на объект отсутствуют.
  • Техпаспорт.
  • Кадастровый паспорт.
  • Справка о том, что соблюдаются нормы по пожарной безопасности.
  • Подтверждение того, что интересы других лиц не нарушаются.

Что делать

Первый шаг – проверка наличия всех необходимых бумаг. Государство не возместит ущерб, если доказательства отсутствуют. Префектуре города или района требуется сдать следующие виды бумаг:

  1. На основании которых было получено имущество.
  2. Оформленное документально имущественное право.
  3. Свидетельство о членстве в кооперативе.
  4. Документ, на основании которого владельцем занята земля.

Компенсация: какая полагается

Когда все документы поданы – назначается независимая оценка самого имущества. Согласно законам, компенсация должна быть равна рыночной стоимости объекта. Маленький размер по возмещённому ущербу становится как раз главной причиной для недовольства со стороны граждан. Решение оценочной комиссии устраивает их далеко не всегда.

Как получить компенсацию за снос гаража? Смотрите видео:

Срок выплаты зависит обычно от того, насколько загружены ответственные лица. Можно рассказать о сроках лишь приблизительно:

  • На протяжении десяти дней принимается решение о том, чтобы назначить компенсацию за снос гаража.
  • На оценку собственности уходит до 5 дней.
  • Выплату нужно осуществить за неделю после того, как всё сделано.

Можно ли оспорить

Снос самовольных построек оспорить очень сложно. Обычно стараются показать, что действия властей были незаконными по тем или иным причинам. Допустимо обращение в суд с требованием о компенсации за ущерб, когда снос уже завершился. Или в правоохранительные органы с тем, чтобы действия признали незаконными.

Заключение

Ошибки в оформленных ранее документах – причина, по которой чаще всего возникают проблемы у владельцев гаражей. Потому этому вопросу рекомендуется уделять как можно больше внимания, с самого начала.

Лучше обращаться за помощью к профессиональным юристам, они не упустят из виду ни одного нюанса, который может иметь значение для того или иного гражданина. И помогут разобраться с властями при необходимости.

«Гаражная амнистия»: какие гаражи пойдут под снос и как оформить право собственности

В прошлом году спор о праве на гараж даже стал предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (постановление от 26 ноября 2020 года №48-П). Очевидно, что необходимость в законе о так называемой «гаражной амнистии» назрела уже давно. И в этом году, наконец, его обещают ввести.

Законопроект №1076374-7 уже прошел второе чтение, так что все его положения окончательно сформулированы.

Как будут оформлять капитальные гаражи

Гараж, возведенный до 30 декабря 2004 года, который отвечает признакам капитального строения (прочная связь с землей и невозможность перенести без несоразмерного ущерба целевому назначению — ст.1 Гражданского кодекса РФ), а также землю под ним, можно будет оформить в собственность в упрощённом порядке.

Для этого владелец обращается в местную администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом.

К заявлению нужно приложить:

— документ, подтверждающий выделение гаража работодателем или другой организацией или документ о передаче земельного участка под гаражное строительство кооперативу и решение общего собрания о распределении участка под гараж в пользу гражданина, либо документ о выплате паевого взноса за гараж;

— если ничего из перечисленного нет, можно предоставить договор о подключении гаража к инженерным сетям, заключённый до 30 декабря 2004 года, или документ о проведении техинвентаризации гаража до 2013 года.

Тем, кто покупал гараж у члена ГСК или унаследовал его, нужно предоставить те же документы, а ещё приложить договор о приобретении гаража или свидетельство о принятии наследства.

Если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, дополнительно потребуется оформить схему расположения участка. А для оформления самого гаража в собственность понадобится технический план строения. Эти документы изготавливает кадастровый инженер.

После вынесения решения о согласовании земельного участка администрация сама в течение 5 рабочих дней должна направить в Росреестр заявление о регистрации права собственности гражданина на гараж и земельный участок. Госпошлина за это не взимается.

Что ждет некапитальные гаражи

Если гараж металлический, без фундамента, то зарегистрировать собственность на него не удастся. Но вот оформить земельный участок под ним вполне допускается (чтобы избежать принудительного сноса).

Для этого также нужно обратиться в местную администрацию с документом, который подтверждает выделение гражданину участка гаражным кооперативом. Участок оформляется в собственность бесплатно. Но если он отнесен к категории ограниченных в обороте земель, то получить его можно будет только в аренду, за плату.

Обратите внимание, что под амнистию не подпадают некапитальные гаражи, которые стоят за границами гаражного кооператива.

Каким гаражам грозит снос

Закон предусматривает принятие органами местного самоуправления мер по выявлению на их территории неоформленных гаражей.

По итогам проверки они могут оказать содействие владельцу в легализации его гаража, а если он не соответствует требованиям закона — вынести предписание о сносе, как самовольной постройки.

Такая участь грозит гаражу, если его владелец не сможет подтвердить, что участок ему выделялся официально, уполномоченным органом.

Какие гаражи не подпадают под «амнистию»

Закон «о гаражной амнистии» не распространяется на гаражи, возведенные после 30 декабря 2004 года, а также на гаражи, которые используются:

— для предпринимательской деятельности или для нужд органов местного самоуправления;

— либо в качестве вспомогательного сооружения при частном, садовом или многоквартирном жилом доме или были приобретены по договору долевого участия в строительстве.

«Гаражная амнистия» пока планируется на 5 лет: на сайте Государственой Думы указан срок с 1 сентября 2021 года и до 1 сентября 2026 года. Об этом говорится в публикации канала «Юридические тонкости» на платформке «Яндекс.Дзен».

Демонтаж-шоу: как москвичи борются с РЖД за гаражи

С 1 сентября владелец любого гаража имеет законные основания приватизировать землю под постройкой. Однако далеко не у всех это получится сделать, так как за оставшееся до осени время многие могут остаться без гаражей. В том, как обычный россиянин может лишиться гаража даже при наличии законно оформленных на него документов, разбирался «ФедералПресс».

С сентября в России должна начаться гаражная амнистия, напрямую затрагивающая интересы тысяч владельцев «железных коней». В соответствии с ней граждане могут получить в бесплатную собственность земельные участки, на которых стоят их личные гаражи.

Правда, амнистия распространяется только на гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса России (до 30 декабря 2004 года), и касается земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Действовать гаражная амнистия будет в течение пяти ближайших лет, и после сентября 2026 года землю бесплатно получить уже не удастся (более подробно – «Несколько простых вопросов о том, как бесплатно получить землю под гаражом»).

В Тюмени снесут пищевой техникум

Но до старта гаражной амнистии в Москве возникла ситуация, которая может быть тиражирована практически во всех регионах.

Нежданные гости

7 июля в гаражный потребительский кооператив «Плющево», расположенный рядом с Казанско-Рязанским направлением Московской железной дороги (МЖД, входит в состав РЖД), прибыли сотрудница Алина Казакова, президент ассоциации «Доброе дело» Георгий Панферов, его коллега Кирилл Осипов, бойцы ОМОНа, рабочие, трактор и грузовики.

Трактор последовательно сорвал двери со 105 гаражей. Затем рабочие принялись выгребать из них имущество и грузить его в машины, после чего стали ломать гаражи. Вызванные охраной «Плющево» сотрудники полиции и Росгвардии в происходящее не вмешивались. Процесс сноса и «экспроприации» вещей из гаражей закончился только на третий день.

По словам председателя правления кооператива Людмилы Ананьевой, Кирилл Осипов раздавал владельцам гаражей бумагу с указанием адресов баз, где они могут получить вывезенное имущество (в распоряжении редакции есть документ, подписанный Георгием Панферовым, на него была поставлена печать «Доброго дела» и еще печать фирмы «ПиК Спецстрой»).

«Наши люди туда ездили – там стоят наглухо закрытые ангары», – сообщила Людмила Ананьева.

Людмила Ананьева обратила внимание на то, что ломка гаражей и вывоз имущества осуществлялись без какого-либо решения суда. Зато Алина Казакова сказала возмущенным членам кооператива, что снос проводится на основе внутреннего документа РЖД. Ни о какой компенсации речь даже не шла.

Обещали отреставрировать: в Пензе снесли единственный в РФ деревянный планетарий

Пострадавшие подали заявления в полицию, обратились в Кузьминскую межрайонную прокуратуру, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, МВД России, подали иск в суд.

На запрос редакции «ФедералПресс» в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре сообщили, что по обращению руководителя «Плющево» провели проверку относительно действий работников РЖД и никакого подтверждения изложенным доводам не нашли.

Все законно

Кооператив «Плющево» был организован для сотрудников оборонного завода «Молния» в 1980 году. В 2008 году ему потребовалось перезаключить договор аренды земли с МЖД, но компания отказалась это сделать. С тех пор «Плющево» фактически существовало на птичьих правах, переговоры с МЖД ни к чему не привели.

По мнению Людмилы Ананьевой, МЖД, возможно, не хочет заключать новый договор с «Плющево», чтобы вместо этого продать землю, занятую гаражами, с торгов. В феврале 2021 года представитель компании в открытую заявил владельцам гаражей: «Если хотите, вы можете снести свои гаражи и участвовать в тендере на общих основаниях».

По информации пресс-службы МЖД, гаражи «Плющево» на кадастровом учете вообще не состоят. «Эти постройки, обнесенные бетонным забором, не позволяют в полной мере обслуживать железнодорожную инфраструктуру, что может негативно сказаться на безопасности пассажирских перевозок», – прокомментировали в ней.

В центре Екатеринбурга начали сносить огромный недострой

Оказывается, согласно постановлению правительства от 12 октября 2006 года № 611, в полосе отвода железных дорог (занятые ими или прилегающие к ним земельные участки) запрещается размещение объектов, затрудняющих обслуживание железнодорожной инфраструктуры и влияющих на безопасность железнодорожного транспорта. В соответствии с этим Московская межрегиональная транспортная прокуратура выдала МЖД представление об устранении нарушений федерального законодательства.

«7 июля 2021 года земельный участок полосы отвода железной дороги был частично освобожден от незаконных построек, – говорится в ответе пресс-службы МЖД. – Имущество владельцев гаражных боксов перевезено на базу хранения, расположенную по адресу: г. Долгопрудный, ст. Хлебниково, ул. Новое шоссе, стр. 14/1, о чем были уведомлены присутствующие при демонтаже члены ГПК «Плющево», а также председатель автостоянки «ВИМ».

Загадочная ассоциация

Ассоциация «Доброе дело» – столь любопытная структура, что заслуживает отдельного описания. Как сказано на ее сайте, она предлагает «безвозмездную помощь в формировании и осуществлении проектов демонтажа (перемещение) любых объектов, находящихся в статусе «незаконных», находящихся в запустении, неработающих предприятий, некапитальных».

Еще, оказывается, «Доброе дело» имеет тесное взаимодействие с РЖД, Федеральной службой судебных приставов, управами округов Москвы, администрациями городов. Не чуждо оно благотворительности – «Доброе дело» опекает нескольких детских домов, помогает малоимущим, многодетным семьям, ветеранам, проводит спортивные мероприятия.

На портале «Доброго дела» красуется фото его президента Георгия Панферова (у ассоциации есть страницы в Instagram и «Вконтакте»), и он, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», является ее учредителем вместе с некими Натальей Кузьминой и Ириной Тарасенко. Также Георгий Панферов и Ирина Тарасенко выступают совладельцами «ПиК Спецстроя» и ассоциации «Поколение чемпионов».

Финансовое состояние «Доброго дела» очень туманно: последние сведения о нем в «СПАРК-Интерфакс» относятся к 2019 году, тогда оно получило убыток в размере 107 тыс. рублей. «ПиК Спецстрой» в 2018 году заработал 31,9 млн рублей выручки и 186 тыс. рублей чистой прибыли, в июне же текущего года ФНС приостановила проведение операций по его счетам за непредставление налоговой декларации.

Обе организации охотно сотрудничают с государственными и муниципальными органами. Судя по «СПАРК-Интерфакс», «Доброе дело» в 2020 году заключило по контракту с администрациями подмосковных городов Ступино и Красногорск на 200 тыс. рублей каждый. «ПиК Спецстрой» в 2020 году получил пять контрактов на 909,6 тыс. рублей, в 2021 году – четыре контракта на более чем 1 млн рублей. Среди его клиентов – администрации Щелково, Подольска, Ступино и Пушкино (об этом есть данные в «СПАРК-Интерфакс»).

По удивительному совпадению «Доброе дело» и «ПиК Спецстрой» арендуют офисы в здании научного института «Гинцветмет», принадлежащего государственной корпорации «Ростех».

«Доброе дело» явно специализируется на гаражах. В 2018 году оно снесло «ракушку», принадлежащую жителю Солнечногорска инвалиду Данияру Койчиеву, и увезло находившиеся в ней вещи на свою базу хранения (цитируются «Известия»).

Ответственность будет, но.

Эксперты расходятся во мнениях относительно правовой специфики сноса гаражей, построенных еще в советское время.

«Снос таких гаражей должен осуществляться либо на основании решения суда (если постройка незаконна), либо решения администрации с выплатой компенсации», – считает Наталья Скрябина, член Ассоциации юристов России.

Илья Бахилин, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры», утверждает, что подобные гаражи, как правило, сносятся на основании актов региональных властей в целях выполнения принятых ими программ строительства транспортной инфраструктуры, в том числе объектов железнодорожного транспорта. Такие действия в целом являются правомерными.

«Если же распоряжение или постановление о сносе не принималось, и это происходит по собственной инициативе МЖД, при том, что сносимый гараж находится в собственности других лиц (например, гаражного кооператива), то можно говорить о неправомерности сноса, – добавил он. – В случае же, когда гараж не оформлялся в чью-либо собственность (что часто бывает с советскими гаражами), ситуация в этом плане несколько сложнее, так как в случае оспаривания таких действий в суде придется доказывать законность владения».

Аналогичным образом эксперты высказывают противоположные взгляды по поводу наказания за вывоз имущества из гаража членов кооператива «Плющево». По словам Натальи Скрябиной, ответственность будет возложена на подрядчика.

«Подрядчик несет ответственность за хищение имущества, оказавшегося у него в связи с исполнением договора, согласно Гражданскому кодексу России и судебной практике», – считает она.

Илья Бахилин допускает, что вопрос будет решаться отнюдь не в рамках гражданского законодательства: «Если имущество действительно украдено, то речь идет об уголовном преступлении, и распределение гражданских обязанностей между сторонами договора подряда значения здесь не имеет. Ответственность будут нести те конкретные физические лица, которые совершили преступление, при наличии их вины (в том числе такое преступление может быть совершено при соучастии).

Все зависит от нюансов

Формально же противостоять сносу гаражей, как в случае «Плющево», довольно трудно, поскольку здесь много зависит от юридических тонкостей и действий непосредственно самой железной дороги. Если МЖД отказала гаражному кооперативу в заключении договора на новый срок, однако в течение года со дня истечения старого документа подписала договор с иным лицом, то, обращает внимание Наталья Скрябина, кооператив вправе потребовать в суде возмещения убытков.

«Если же МЖД осуществляет на этой территории теперь иную деятельность, то понудить к заключению договора аренды и предотвратить снос гаражей на его территории нельзя, поскольку это противоречит свободе договора», – рассказала она.

Точно так же будет непросто получить возмещение убытков или добиться от МЖД предоставления новых гаражей либо машино-мест.

«Требование к МЖД будет правомерным, только если речь идет о незаконом сносе, при этом нет никаких препятствий к тому, чтобы в судебном порядке добиваться восстановления гаража и заключения договора аренды на прежних условиях», – сообщил Илья Бахилин.

Наталья Скрябина с ним не согласна: «Учитывая, что преимущественное право аренды не действует, а территория используется для иных целей, если договором не были предусмотрены условия о предоставлении новых гаражей или машино-мест взамен утраченных на прежних условиях, то такой исход не обоснован».

Иными словами, разбирательство между «Плющево», МЖД и «Добрым делом» будет трудным и долгим. За оставшееся до сентября время еще много гаражей может быть снесено по всей России.

Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков