Как передать земельный участок в муниципальную собственность

Без хозяина: как поступить с «ничьей» землей

Оказавшись в сельской местности, каждый из нас видит заброшенные, неухоженные земельные участки, в летнее время заросшие травой. Главное здесь – не эстетически неприглядная картинка, а то, что это может быть опасно для соседних владений: например, из-за сухой растительности спровоцировать пожар. Как узнать, кто хозяин такого участка, какие штрафы для него предусмотрены и могут ли изъять землю, если за ней не ухаживать, рассказывает автор блога «Юрист объясняет» Евгений Фурин.

Какой участок признается бесхозным

Бесхозными принято называть участки, которые давно заброшены владельцами, не обрабатываются и не используются. Однако с точки зрения закона бесхозный и неиспользуемый участок – два разных статуса.

В силу ст. 225 ГК, бесхозным признается любое имущество, которое не имеет или утратило владельца; если владелец неизвестен или отказался от имущества. У неиспользуемого же участка всегда есть собственник, который известен.

Закон требует, чтобы земельный участок использовался, в соответствии с целевым назначением земель (вида разрешенного использования) – для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и проч. Если владелец этого не делает, такой участок может быть признан неиспользуемым или используемым с нарушением законодательства. Это может стать основанием для штрафов и даже привести к его изъятию.

Штрафы

Подавляющее большинство земельных участков, выделяемых гражданам, относятся к одной из двух категорий: земли населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. В зависимости от этой градации, а также вида разрешенного использования (узнать все параметры можно с помощью публичной кадастровой карты Росреестра) к участку будут применяться разные требования.

Если участок относится к землям сельхозназначения, на него действует Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельхозназначения…». В этом случае неиспользуемой считается земля, не меньше 50% площади которой заросло сорняками, а на оставшейся части деятельность не ведется или она используется не более, чем на 25%. Штраф рассчитывается следующим образом: в размере от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. рублей.

Если участок имеет целевое назначение «для садоводства и огородничества» или «для личного подсобного хозяйства», за его неиспользование в течение 3 лет могут выписать штраф, руководствуясь ч. 3. ст. 8.8 КоАП РФ. Это до 1,5% от его кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей. При неопределенной кадастровой стоимости – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Также в дополнение оформляется предписание об устранении нарушений, не выполнив которое, можно получить еще один штраф – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Когда участок относится к категории земель населенных пунктов, на него действуют местные правила благоустройства. Они есть почти во всех муниципалитетах. Правила могут регулировать максимально допустимую высоту травы и кустарников, расположение деревьев относительно границ участка; определять, какой участок считать неиспользуемым, а также вводить различные запреты: на складирование отходов, установку заборов выше определенных значений и т.д.

За нарушение этих правил устанавливается ответственность на уровне регионов. Например, согласно ст. 3.1(1) закона Вологодской области «Об административных правонарушениях в ВО», за нарушение муниципальных правил благоустройства собственникам участков грозят штрафы до 4 тыс. руб. А по всей Московской области действует штраф от 2 до 5 тыс. рублей, если с участка не будет убран борщевик (ст. 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях).

Куда обращаться

Участок с нарушениями может быть выявлен как в ходе самостоятельной проверки государственных или муниципальных органов, так и по жалобам соседей. Поэтому, если с соседней запущенной территории к вам проникают сорняки и борщевик, можно смело жаловаться местным властям.

Могут ли изъять бесхозный или неиспользуемый участок

За бесхозное имущество отвечают власти муниципалитета, на территории которого оно находится. В случае обнаружения такого земельного владения муниципалитет обращается в Росреестр, где участок ставят на учет в качестве «бесхозного». Если через год владельца не нашли, по решению суда он переходит в муниципальную собственность. В дальнейшем его могут продать на торгах или сдать в аренду заинтересованным лицам.

Участок, не используемый в течение 3 лет или используемый с нарушением закона, можно принудительно изъять у владельца, но до такого доходит крайне редко. Кроме того, отобрать собственность не всегда возможно – к примеру, участки с видом разрешенного использования «для ИЖС» не подлежат изъятию из-за неиспользования, так как сейчас законодательством не установлен обязательный срок, в течение которого должен быть построен дом.

Сроки и процедура изъятия участка

Закон требует, чтобы перед изъятием собственнику дали шанс устранить нарушения, а также предупредили о предстоящей процедуре. При этом владельцу должны дать разумный срок для приведения участка в порядок. Точный период времени не установлен, но схема такова: изъять участок можно, если он не используется минимум 3 года. Поскольку на момент обнаружения нарушений сложно сказать, сколько времени до этого он не использовался, отсчет этих 3 лет ведут, как правило, с момента первого обнаружения нарушения и вынесения первого предписания. Соответственно, максимальный разумный срок не может превышать 3 года.

Зачастую предписания выносятся несколько раз. Факт их неисполнения должен быть отдельно зафиксирован в ходе проверки. После этого в течение 30 дней муниципалитет принимает решение о дальнейшей судьбе участка.

Если решено его изъять, местные власти предлагают собственнику добровольно продать участок с торгов, а в случае несогласия обращаются в суд для принудительной продажи. В течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда муниципалитет обязан организовать публичные торги. Если участок находится в составе СНТ, он может быть продан без торгов членам этого товарищества (пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Вырученные с продажи деньги поступают бывшему собственнику за вычетом средств, потраченных на процедуру изъятия и продажи.

Можно ли занять бесхозный участок, и как это правильно сделать

Если по соседству с вами есть заброшенный участок, занимать его просто так нельзя – это могут счесть самозахватом земли и оштрафовать (при определенной кадастровой стоимости придется заплатить не менее 5 тыс. рублей; при неопределенной – до 10 тыс. рублей). Проще всего разыскать владельца и договориться о продаже земли. Узнать данные собственника можно с помощью выписки из Росреестра, отыскав интересующий участок на публичной кадастровой карте. Но это платная услуга.

Еще можно направить жалобу местным властям на бесхозный или неиспользуемый участок. В итоге он может быть передан в муниципальную собственность или продан на торгах. Тогда вы получите возможность завладеть им на законных основаниях.

Стоит помнить и про такой вариант, как приобретательная давность (ст. 234 ГК). По закону, если человек владеет чужим имуществом открыто и добросовестно, через 15 лет может оформить его на себя после решения суда.

Добросовестное владение – если, приобретая что-либо, лицо не знало о неправомерности завладения. Речь про те случаи, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако формально права собственности не оформлены. Открытое владение – когда лицо владеет вещью как своей собственной, ни от кого не скрываясь.

При таком положении дел в суд необходимо подавать через 18 лет после начала владения – 15 лет по закону плюс 3 года на истечение срока исковой давности, – чтобы бывший владелец не смог отсудить участок обратно.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Читайте также  Как выделить долю в квартире

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Рассмотрение вопросов о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность муниципальных образований и субъектов РФ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», пунктом 71 Положения о Минобороны России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Реализация указанных полномочий Минобороны России осуществляется Департаментом военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. № 444.

Таким образом, решение о передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность принимает Департамент с последующим изданием распорядительного акта Минобороны России.

Передача высвобождаемого недвижимого военного имущества (имущества не планируемого к использованию в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации) в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», в следующем порядке:

  1. Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче
  2. Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
  3. Подписание актов приема-передачи имущества между муниципальными органами или главами субъектов и Минобороны России
  4. Регистрация перехода права на недвижимое имущество.

Кроме того, передача высвобожденного военного имущества в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в следующем порядке:

  1. Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче (при отсутствии обращения решение о передаче может быть принято на основании данных о прекращении использования имущества в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации)
  2. Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
  3. Регистрация перехода права на недвижимое имущество.

Мероприятия по передаче военного имущества осуществляются только в отношении тех объектов, перспективы использования которых для нужд обороны и безопасности государства отсутствуют.

При рассмотрении вопроса о передаче в муниципальную или иную собственность земельных участков, расположенных в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, необходимо учитывать, что пунктом 12 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее – Постановление) установлено, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается
и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.

Читайте также  Что можно делать на земле сельхозназначения

При этом, в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 июля 2013 г. № 04-16-36/13361, передача земельного участка, относящегося к участкам леса, в муниципальную собственность возможна, если участок входит в границы земель населенных пунктов при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района. В данном случае пункт 12 Постановления не применяется.

Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Основанием для передачи земель является подача заявления.

Земля – это один из самых ценных природных ресурсов любой страны, это основа для возведения городов, промышленных объектов, основа для расположения различных растительных, водных и животноводческих объектов, а также организации насаждений полезных сельскохозяйственных культур. Вся земля как объект недвижимости полностью является собственностью государства, а также всех жителей страны, поэтому земельные территории передаются из федеральной собственности в частную или муниципальную формы владения.

Однако процесс передачи государственных земельных участков в собственность муниципальных органов и различных субъектов страны требует строгого соблюдения определенной процедуры, правильного составления заявлений и сбора соответствующей документации. Помимо этого, важно ознакомиться со всеми нюансами осуществления кадастровых работ и принятия судебных решений по поводу передачи территорий.

Подача заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Земельные участки, которые являются собственностью страны, могут на бесплатной основе предоставляться в собственность и пользование различным субъектам страны и муниципальным органам самоуправления. Круг лиц, которые имеют возможность обрести в пользование федеральные территории, является следующим:

  • Муниципальные районы получают в собственность территории, которые расположены на межселенных участках сопутствующих районов. Главное условие соответствия – наличие детальной схемы территориального планирования, которая утверждена в установленном государством порядке;
  • Города федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) могут получить территории, которые находятся в пределах их административных границ;
  • Поселения и городские округа имеют возможность получить территории, которые расположены в пределах административных границ данных городов, округов и поселений. Ключевой условие передачи – наличие генеральных планов, правил землепользования, а также застроек, которые утверждены в установленном государственным законодательством порядке;
  • Всевозможные субъекты федерального значения могут получать земельные территории, которые предназначены для возведения объектов межрегионального значения, при условии наличия подтверждающей документации с планированием, проектами планировки и межевания.

Основным этапом в процессе передачи федеральных территорий в частную или муниципальную собственность является составление соответствующего заявления. Основанием для осуществления процесса передачи территорий является подача заявления соответствующего содержания.

Данный документ передается главой муниципального образования, то есть наивысшим должностным лицом исполнительного муниципального органа субъекта. Заявление о предоставлении территории должно подаваться в ответственный федеральный исполнительный орган, который выступает в роли собственника и обретает полномочия владельца конкретного участка земли.

Содержание заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Подача заявления с прошением или требованием о предстоящем предоставлении земельных территорий в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления предусматривает предоставление в ответственный за земельные манипуляции государственный орган документа с достоверной информацией.

Любое заявление должно содержать следующие данные в полном объеме:

  • кадастровый регистрационный номер земельной территории, если в государственном земельном кадастре присутствуют регистрационные данные о конкретном участке;
  • данные проекта и схемы расположения территорий.

Образование участка для передачи его в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Участки, которые становятся объектом передачи в пользование федеральных или муниципальных субъектов, могут участвовать в предстоящей операции по преобразованию. В данном случае к заявлению от имени государственных органов должен добавляться утвержденный законодательством проект межевания территории, в пределах которой располагается конкретный участок.

Если такой проект отсутствует, то заявитель предоставляет схему расположения территории, а в соответствующем заявлении он указывает кадастровый регистрационный номер участка, который зарегистрирован в соответствующих базах.

Документы для передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Процесс передачи земельной территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления должен сопровождаться подачей в ответственный за совершение земельных сделок орган полного объема документации.

Если же бумаги будут предоставлены не в соответствии с законодательными актами, то данный факт может стать поводом для отказа в предоставлении участка.

Перечень документов следующий:

  • заявление с просьбой о передаче территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных учреждений.
  • проект предстоящего межевания территории, который утвержден в законном порядке.
  • схема точного месторасположения земельной территории, если данный участок будет участвовать в преобразовании.

Орган, который выступает законным собственником территорий, не имеет законного права требовать у заявителя дополнительной документации, не предусмотренной законодательством.

После предоставления заявления в орган исполнительной власти в течение одного месяца учреждение, которое выступает в роли собственника земли, должно принять решение о передаче территорий или же принять решение об отказе в предоставлении участка из федеральных активов в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления. Если орган выносит отрицательное решение, то в нем должны быть указаны основания данного отказа.

Решение об отказе в передаче земельного участка

Подача заявления с просьбой о передаче земельной территории из федерального актива в пользование муниципальных структур и субъектов государства может не принести должных результатов, поэтому ответственный за решение земельных вопросов орган может ответить отказом в удовлетворении требований.

Причинами для вынесения отрицательного решения в данном вопросе могут быть следующие случаи:

  • Если в предоставленном заявлении не был указан кадастровый номер земельной территории или же к этому документу не были приложены важные документы (проект межевания земельных участков, утвержденный ответственным государственным органом, или же схема месторасположения территории, если конкретный участок будет участвовать в преобразовании).
  • Если территории, которые рассматриваются в качестве объекта передачи органам государственной власти, ведомственным предприятиям и учреждениям, которые были созданы на некоммерческой основе, были замечены в случаях нарушения законодательства в сфере пользования землей, порчи свойств территорий, нарушения целевого предназначения, невыполнения обязанностей землепользователей или длительного отказа от эксплуатации территорий;
  • В схеме расположения территорий, утвержденной законодательством, существуют факторы, достаточные для отказа. Таковыми могут быть несоответствие плана формату или процессам подготовки документации, несовпадение данных схемы с реальным положением участка, а также если в процессе разработки были допущены серьезные ошибки, схема не соответствует утвержденному проекту и всей дополнительной документации, схема с планом предстоящего образования земли включает границы участков, которые будут участвовать в процессах межевания.
  • Земельная территория не подлежит передаче в муниципальное или государственное пользование, если она предназначена для предоставления в пользование другим производствам и субъектам.

Выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ

Законная процедура передачи земли в пользование федеральных субъектов или муниципальных организаций предусматривает не только принятие решения или вынесение отказа в передаче участков земли. В случае успешного проведения процедуры в течение тридцати дней заявителю направляется решение для ознакомления.

Далее ответственный орган, который исполняет роль владельца земельных территорий, должен уведомить государственный фонд по развитию жилищного строительства о факте поступления заявления, а также о принятии какого-либо решения.

Следующим этапом является выполнение соответствующих кадастровых работ.

Если в государственном кадастровом реестре отсутствуют данные о местоположении границ территорий, то данный факт не является поводом для отказа о предоставлении участков.

Все необходимые кадастровые работы выполняются за счет финансовых активов местных бюджетов. Соответствующие работы необходимы для установления точных границ территорий, образования земель, а также государственной регистрации прав собственности муниципальных или федеральных субъектов на конкретный земельный участок.

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Читайте также  Дом введен в эксплуатацию что делать дальше

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.