Как близко к жилому дому можно ставить машину

Можно или нельзя ставить автомобили во дворе домов по новому закону?

Стоянка во дворе

  1. Парадоксально, но на сегодняшний день не то, что разрешено ставить авто во дворе на стоянку по новому закону, а как раз до последних поправок это было запрещено.
  2. Ещё более абсурдно, что до изменений в законах вам было нельзя оставлять машину только в своём дворе, а в чужом – например, соседнем – можно.
  3. Таким образом, в 2021 году ничего не запрещает парковку на дворовых территориях.
  4. Но, если у вас грузовой автомобиль, то почти во всех случаях вам нельзя ставить его у жилого дома.
  5. Однако, остаётся тонкость с парковкой на газоне, требованиями СанПина о минимальных 10 метрах до ближайшего здания и, конечно же, обязанностям по ПДД для любой остановки.
  6. А ещё, если двор не освещён, то по букве Правил вы обязаны оставить автомобиль на стоянку только с включенными габаритными огнями.
  7. В любых случаях запрещена мойка машины на придомовой территории, а также проверка звукового сигнала, тормозов и двигателя. Также нельзя сливать топливо и масло и прогревать мотор.
  8. Общий штраф за нарушения правил парковки, в том числе во дворах – 500 рублей. А за мойку машины и другие нарушения санитарных норм – до 1 000 рублей. Также отдельная санкция предусмотрена за парковку на «зелёной зоне» – она зависит от города и составляет в среднем 2-5 тысяч рублей.

До недавнего времени законную силу имел специальный СанПин, а также определение Верховного суда РФ о том, что якобы ставить машину во дворе жилого дома запрещается. Именно так и указал ВС России. Правда ли это или фейк? О запрете стоянки автомобилей на придомовых территориях, который некогда существовал – сущая правда. Вот только в 2021 году это правило не действует. Шутка ли, но как раз на сегодня этот «новый» закон отменён. Но давайте выясним всё это по порядку со ссылками на официальные источники информации. А также узнаем, можно или нельзя парковать авто во дворах, прогревать двигатель, ставить на стоянку грузовые автомобили, ремонтировать, сливать и заправлять топливо, мыть и просто протирать и так далее.

Можно ли оставлять автомобиль во дворе в 2021 году?

Да, можно. Как мы уже указали выше, на сегодняшний день данный запрет не действует. Однако, об этом могут не знать или просто злоупотреблять возможным вашим незнанием органы власти, уполномоченные выписывать штрафы за парковку во дворе.

Парадокс заключается в том, что в 2021 году активно обсуждается якобы запрет ставить машину на придомовой территории. Однако, именно он был отменён с 1 марта 2021 года. А до этого ситуация была ещё абсурднее: вы имели право поставить авто на стоянку в любом чужом дворе, а в своём – это было запрещено.

Итак, давайте приступим к рассмотрению хронологии введения данных правил.

Запрет СанПина стоянки на придомовой территории

Более 10 лет назад Главный санитарный врач нашей страны выпустил специальный нормативный акт в целях регулирования обстановки во дворах жилых домов. Этот документ получил название СанПиН 2.1.2.2645-10.

Именно в нём законодатели указали запрет постановки на парковку автомобилей во дворах. Однако, не во всех случаях.

  • Пункт 2.3 указанного СанПина регламентирует исчерпывающий список возможных объектов на земельном участке придомовой территории, среди которых предусматривается «гостевая стоянка автотранспорта«.
  • А, главное, пункт 2.10 запрещает организацию во дворе жилого дома любых автостоянок, кроме указанных выше гостевых.
  • В то же время, статья 35 (часть 3) Градостроительного кодекса РФ прямо указывает, что во дворах допускается организация автостоянок для транспортных средств.

Значит ли всё это, что ставить автомобили на парковку у дома, где мы живём, запрещается? На самом деле, указанные выше нормы законодательных актов были давно и на сегодня не являются правдой. Об этом мы ещё поговорим ниже.

Верховный суд запретил парковку во дворах жилых домов – это правда?

Между тем, такое положение дел не раз оспаривалось в судах России. Одним из самых ярких и весомых судебных актов является Апелляционное определение Верховного суда РФ №АПЛ18-470. Именно в нём автолюбитель, которого оштрафовали за стоянку на придомовой территории обратился с жалобой на противоречие указанного выше СанПина более приоритетным федеральным законам, в том числе Градостроительному кодексу.

Однако, Верховный суд пояснил, что противоречия в данном случае нет. Ведь кодекс лишь указывает на обязательность организации автостоянок во дворах. А СанПин уточняет, что речь идёт о гостевых парковках.

Таким образом, ставить машину во дворе дома, если вы живёте в этом доме – то есть использовать парковку в режиме постоянного преимущественного пребывания на ней всё ещё было нельзя. Таково мнение высшего суда.

Так можно ли ставить машину сегодня? Новый закон

Однако, всё вышеописанное в 2021 году не имеет существенного смысла.

Всё дело в том, что СанПин 2.1.2.2645-10 утратил законную силу в связи с изданием нового документа – СанПиН 2.1.3684-21. И именно в последнем отменили запрет ставить авто во дворе любой территории у жилых домов. Вы просто не найдёте по тексту нового правового акта такого запрета.

Но есть важный нюанс!

От места парковки до здания жилого дома должно быть не менее 10 метров. Так предписывает уже третий СанПин под номером 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В его таблице 7.1.1 указаны требования к минимальным разрывам между местами для хранения транспорта и до объектов сооружения. И для самых небольших стоянок здесь предусматривается минимум 10 метров.

Впрочем, требования эти касаются именно проектирования территории при застройке и эксплуатации, поэтому на штраф нарваться в этом случае вероятность небольшая.

Однако, если вдруг во двор приедет экипаж ДПС, то не забываем учитывать раздел 12 ПДД, содержащий уже куда более реальные штрафы ГИБДД. Обратите внимание на следующие требования:

  • в любом случае запрещается парковаться на тротуаре как во дворе, так и на дороге, если нет разрешающего знака с табличкой,
  • также, если нет разрешающей таблички, ставить машину можно только в один ряд параллельно дороге,
  • между противоположным краем проезжей части и вашим авто должно быть не менее 3 метров; а, если есть сплошная разметка, то до неё,
  • остановка разрешается не ближе 5 метров до пересечения проезжих частей,
  • запрещается также закрывать дорожные знаки, если они есть во дворе,
  • нельзя перекрывать движение и выезд другим автомобилям.

А теперь что касается проезжей части и дороги в целом во дворах. Многие автолюбители считают, что двор – это прилегающая к дороге территория. Следовательно, сам по себе он дорогой не является и не содержит их. Это неверное суждение, и оно противоречит мнению Верховного суда, которым как раз руководствуются инспекторы и нижестоящие судьи.

Штраф за парковку на зелёной зоне

И ещё, важная тонкость заключается в парковке на газоне. Обратите внимание, что «газоном» в данном случае далеко не всегда считается именно слой, заросший естественным или искусственным путём травой или другими растениями. Здесь есть более расширенное толкование, которое содержится отдельно в каждом законодательном акте субъекта России – регионе или даже городе. Чаще всего на картах наносятся так называемые «зелёные зоны», и уже отталкиваясь от них выносятся штрафы.

Сами штрафы также зависят от конкретного региона или даже города. В среднем, они составляют для граждан от 2 до 5-7 тысяч рублей.

Разрешено ли поставить авто в соседнем или чужом дворе?

Выше мы уже приводили довольно абсурдную ситуацию с действовавшими ранее правилами. Согласно им, вы не имели права оставлять автомобиль на стоянку именно в своём дворе. А в чужих – сколько угодно.

Таким образом, вырисовывалась лазейка – достаточно было просто договориться с жителями соседних домов, чтобы поменяться местами. Приехавшим штрафовать нерадивых автолюбителей сотрудникам органов местного самоуправления тогда бы можно было предоставить документы, что вы не живёте там, где припарковались. И штраф за стоянку во дворе дома был бы незаконен. Конечно, о таком способе мало кто догадывался.

Но, повторимся, в 2021 году можно ставить машину во дворе как чужого, так и своего дома. Это не запрещено никаким нормативным актом. Однако, есть ограничения и тонкости, когда всё же можно получить штраф.

А грузовые машины?

Помимо перечисленных СанПинов и кодексов, есть ещё основной документ для водителей – Правила дорожного движения. И они всё ещё запрещают оставлять на стоянку во дворах грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны. Так предписывает пункт 17.2 ПДД.

Но обратите внимание на две важных тонкости в этом правиле:

  • речь идёт именно о стоянке – то есть остановке длительность более 5 минут; кроме того, стоянкой не считается и более чем пятиминутная парковка, если она связана с погрузкой/разгрузкой грузов или посадкой/высадкой пассажиров,
  • если есть разметка, позволяющая ставить грузовые машины во дворе, то запрет перестаёт действовать.

Можно ли прогревать двигатель возле домов в 2021 году?

Можно, если это займёт менее тех же 5 минут.

Здесь действует тот же пункт 17.2 Правил, который также запрещает конкретно стоянку с работающим двигателем любым автомобилям в жилых зонах, а также на дворовых территориях.

И снова идём в определение стоянки и видим, что это парковка длительностью более 5 минут. Имеем, что если вы успеете прогреть мотор за это время, то тогда вы ничего не нарушаете. Если не успеете, то будет штраф по части 1 статьи 12.19 КоАП РФ в размере 500 рублей.

Читайте также  Когда отменят коллекторские агентства

Другой вопрос – кто и как сможет выявить тот факт, что вы стояли с прогреванием двигателя более 5 минут. Органы местного самоуправления выписывать такие штрафы не уполномочены. А сотрудники ГИБДД выявляют нарушения ПДД во дворах очень редко.

А ещё обратите внимание, что исключение составляет высадка/посадка пассажиров и/или погрузка или разгрузка багажа.

Разрешается ли мыть автомобиль во дворах?

Нет. Это запрещено. И было всегда так, в отличие от парковки. В данном случае запрет мойки машины прямо истекает из пункта 135 СанПиНа 2.1.3684-21.

Однако, расширенное толкование слова «мойка» в этом документе не содержится, поэтому определять критерии этого процесса уполномочен тот, кто вправе составлять протокол о соответствующем нарушении. Отсюда возникают спорные ситуации. Конечно, вряд ли вам выпишут штраф, если вы будете просто протирать автомобиль тряпкой. Но вопросы возникают относительно сухой мойки, если вы не сливаете воду и так далее.

Можно ремонтировать, заправлять и сливать бензин?

В том же пункте 135 СанПина есть отдельные требования не к ремонту в целом, а к отдельным процедурам. Так, на 2021 года во дворах домов:

  • нельзя регулировать работу двигателя,
  • тормозную систему,
  • звуковой сигнал автомобиля.

Кроме того, тем же пунктом прямо запрещено сливать масло и любое топливо, включая дизельное и бензин. А вот относительно заправки ничего не говорится – значит, это не запрещается.

Какие ещё запреты для дворовых территорий по ПДД?

Обратите внимание ещё на ряд требований Правил к жилым дворам:

  • вы обязаны уступать дорогу пешеходам даже в пределах проезжей части во дворе (пункт 17.1 ПДД), а пешеходы имеют право ходить по ней,
  • при выезде со двора необходимо уступать дорогу также пешеходам и автомобилям как при покидании прилегающей территории,
  • кроме того, Правила запрещают сквозное движение и учебную езду на жилых территориях.

Ещё одно важное требование – пункт 19.3 ПДД обязывает водителя включить габаритные огни при стоянке в любом неосвещённом месте. Увы, но если дворовая территория не освещена, то формально вы должны выполнить это требование, иначе штраф по статье 12.20 КоАП РФ в сумме 500 рублей. Тот факт, что вы поставили авто на ночь, и за это время габариты посадят аккумулятор в вашей машине, никого не волнует.

Штраф за парковку у подъезда: какие нормы законов нарушаются?

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

В России сложно найти двор, в котором предусмотрены парковочные места для всех владельцев авто. Плотность застройки и этажность новых домов приводит к тому, что стоянки не вмещают и половины машин жильцов. В старых домах схожая ситуация, они строились, когда машины были редкостью.

Каждый собственник помещений в многоквартирном доме имеет право оставить машину во дворе, но мест не хватает. В итоге жители начинают парковаться на газонах, детских площадках и тротуарах, чем вызывают недовольство пешеходов, доходит до открытых конфликтов между соседями. Больше всего нареканий вызывают беспорядочно припаркованные транспортные средства и те машины, что стоят у подъезда, осложняя подход, проезд и доступ экстренных служб. При этом парковка перед подъездом жилого дома влечет за собой штраф.

Какие нормы нарушает водитель, который оставляет авто у дома, есть ли штраф за парковку возле подъезда и сколько придется заплатить нарушителю расскажем в статье.

Где парковаться во дворе?

Существуют правила стоянки во дворах многоквартирных домов, они регламентированы пунктом 26.6 правил дорожного движения. Согласно правилам «О парковке в жилом районе», оставлять транспорт во дворах можно только в специально отведенных для этого местах. Места для машин на территории двора должны быть выделены разметкой, дом может быть оборудован подземным или наземным паркингом. Если машиномест на придомовой территории недостаточно, застройщик может заключить договор с близлежащей платной стоянкой.

Почему нельзя парковать автомобили под окнами?

Правила размещения транспорта во дворе призваны защитить дома от неудобств, которые могут причинить жителям автомобили под окнами. При прогреве автомобиля, выхлопы попадают в раскрытые окна, срабатывающие сигнализации создают шум и мешают отдыху жителей многоквартирного дома.

*Свет ярких, неотрегулированных фар, например, ксенона, может также мешать жителям нижних этажей. Лучше выбрать светодиодные фары оснащенные регулятором, а светодиодные фары дополнительного света выключать в жилой зоне.

Где нельзя ставить автомобили?

  • На газонах и тротуарах, в местах, где они загораживают проход пешеходам;
  • на проезде, загораживая свободное перемещение транспорта по двору и закрывая доступ для экстренных служб;
  • парковаться рядом с мусорными баками, чтобы не препятствовать вывозу ТБО;
  • в непосредственной близости к жилому дому с включенным двигателем, чтобы выхлопные газы не проникали через окна в квартиры;
  • у подъездов жилого дома, чтобы не осложнять подход к подъезду пешеходов, проезд колясок и доступ экстренных служб.

Нормативная база

  • П. 17.3 ПДД запрещает стоянку грузовых автомобилей категории «С» в жилой зоне и стоянку с включенным двигателем;
  • нормы пожарной безопасности запрещают перегораживать въезд во двор для специального транспорта;
  • в санитарно-эпидемиологических нормах указано расстояние от окон, на котором должны располагаться парковки с определенным количеством мест. Так парковка на 10 машиномест должна быть расположена не ближе чем в 10 метрах от дома, разместить 25 машин можно не ближе чем в 50-100 метрах от дома и т. д.

Собственники помещений МКД могут на общем собрании принять решение о выделении дополнительных парковочных мест, используя и непригодную для этих целей территорию. Оставление авто на газонах, детских площадках и тротуарах возможно, если жители проголосовали за такой способ размещения машин во дворе, и установили специальные разрешительные знаки. Но стоит учесть, что, если это решение будет противоречить нормативной базе, даже разрешенная парковка будет вне закона и может повлечь наложение штрафа.

*Если житель не согласен с решением собрания собственников и считает, что оно нарушает требования пожарной инспекции или санэпидемстанции, он может обратиться в указанные органы для проверки законности.

«Гостевая» парковка у подъезда

СанПиН содержит понятие «гостевая парковка». Под ним предполагают машиноместа для гостей жителей многоквартирных домов. На гостевых местах нельзя оставлять автомобили надолго, только временное пребывание. В самих нормах нет ограничений, связанных с расположением этих мест, по умолчанию их можно оборудовать и на тротуарах, в том числе непосредственно перед входом в подъезд. Если автомобиль стоит у подъезда систематически и длительное время, значит речь идет о нарушении и штрафе за парковку именно возле подъезда.

Штраф за парковку у подъезда жилого дома

Размер штрафа зависит от региона и типа нарушения.

  1. Так, если водитель оставил машину на тротуаре у подъезда, и рядом нет разрешающего парковку знака, в Москве и Санкт-Петербурге он должен будет заплатить 3000 рублей, в регионах 1000.
  2. Авто у подъезда мешает передвижению другого транспорта, в регионах придется заплатить 2000 рублей, в Москве и Петербурге 3000.
  3. Припаркованная у подъезда машина мешает подъезду пожарного автомобиля, штраф составит от 500 до 2000 рублей. Если из-за этого погибли или пострадали люди, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
  4. Водитель оставил транспорт у подъезда на газоне, размер штрафа установлен региональным кодексом об административных правонарушениях до 5000 рублей.
  5. Регионы определяют и размер штрафа за парковку возле мусорных баков, он обычно составляет до 5000 рублей.

Как бороться с нарушителями правил парковки?

Официальные службы не занимаются патрулированием дворов и выявлением нарушений правил парковки, поэтому применение санкций к нарушителям зависит от активной позиции жителей.

Чтобы бороться с припаркованными где попало автомобилями законными методами, есть 3 способа:

  1. При обнаружении автомобиля у подъезда, вы можете вызвать сотрудника ГИБДД. В таком случае нарушителю выпишут штраф, а автомобиль отправят на штрафстоянку. К затратам прибавится оплата эвакуатора и оплата штрафстоянки. Вызвать сотрудника полиции можно по общему номеру или по номеру дежурной части района. Но не стоит рассчитывать, что ГИБДД приедет быстро, возможно, ждать придется несколько часов. К прибытию инспектора машина уже может уехать.
  2. Жители могут зафиксировать нарушение самостоятельно, для этого нужно сделать фото, где видно, что автомобиль припаркован в неположенном месте и госномера автомобиля. Эти фото нужно приложить к письменной жалобе, составленной в произвольной форме и подать в отделение ГИБДД.
  3. Жалобу можно отправить через официальный сайт или специальные приложения, в Москве «Помощник Москвы», в других регионах приложение «Spot». Преимущества такого способа: не нужно никуда ехать, ждать инспектора, отправляйте фото и видео.

*Владелец авто может сослаться на СанПиН о «гостевой» парковке, в таком случае придется доказать при помощи фото и видео, что автомобиль стоял на парковке длительное время, или оставляется жильцом систематически.

В каких случаях парковать машину у подъезда можно?

Водитель может кратковременно оставить транспортное средство у подъезда для погрузки или разгрузки, посадки или высадки пассажиров. У подъезда также можно поставить транспорт экстренных служб, которым необходим доступ к дому: скорой помощи, пожарной, газовая служба и т. д. Поставить транспорт на длительную стоянку можно только в случае, если установлен специальный дорожный знак.

Читайте также  Что нужно чтобы выписать ребенка из квартиры

Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?

Часто жители многоквартирных домов пытаются закрепить за собой парковочное место и самовольно устанавливают ограждение, бывает, что прямо у двери в подъезд. Такие действия незаконны, могут привести к конфликту между соседями.

Что можно сделать:

  1. Придомовая территория это общее имущество и распоряжаться им может только собрание собственников помещений. Если у владельца авто нет копии протокола общего собрания собственников, где было принято решение об установке ограждения парковочного места, любой житель имеет право демонтировать самовольно поставленную конструкцию. Главное не нарушить асфальтобетонного покрытия.
  2. Если парковка у подъезда разрешена, но кто-то установил самовольное ограждение, ГИБДД не станет заниматься демонтажем. В таком случае лучше обратиться к участковому полицейскому для устранения нарушения.
  3. Обратитесь в управляющую компанию, муниципальный отдел ЖКХ или ТСЖ, у этих организаций есть полномочия для демонтажа самовольных конструкций, но нет полномочий выписать штраф нарушителю. Причем в ТСЖ и УК достаточно обращения собственника, отдел ЖКХ может запросить коллективную жалобу с подписями как можно большего количества собственников помещений в МКД. В администрации разберутся в ситуации и могут обязать УК или ТСЖ убрать незаконное ограждение.

В большинстве случаев парковка у подъезда многоквартирного дома вне закона и грозит штрафом. Не стоит пытаться бороться с нарушителями самостоятельно и доводить до открытого конфликта с соседями, стоит обратиться в официальные инстанции. Если парковка у подъезда мешает пешеходам, чтобы выписать штраф, необходимо обратиться в Госавтоинспекцию. Если водитель оставил проход для пешеходов и проезд колясок, но машина стоит у подъезда, можно обратиться к пожарным или в санэпидемстанцию. Если у подъезда кто-то самовольно установил ограждение, вы имеете право обратиться в организацию, осуществляющую функции по управлению МКД или городскую администрацию.

Не забудьте отрегулировать фары, чтобы не мешать соседям и не вызывать негатива. Оптимальный вариант светодиодные фары для автомобиля и доп фары светодиодные оснащены регулирующим механизмом, долго служат, не слепят встречный транспорт, дают яркий, схожий с дневным свет. С хорошим автомобильным светом можно чувствовать себя уверенно и на дороге и на парковке.

Во дворах домов запретили ставить машины. Жильцы квартир в панике!

На днях нас забросали вопросами по поводу запрета парковок во дворах многоквартирных домов. Поводом стало определение Верховного суда, в котором вроде бы так было написано. В чатах жильцов начались волнения: как это нельзя ставить машины? Что теперь будет? А куда их девать? Кто это проверит и могут ли выписать штраф?

Управляющие компании под шумок начали навязывать платные подземные паркинги и пугать штрафами.

Мы не привыкли паниковать, поэтому прочитали документы. Вот как на самом деле обстоит дело с парковками во дворах и что сказал про это Верховный суд.

Что за история с парковками?

Одному гражданину надоело видеть в своем дворе припаркованные машины соседей. Они мешали детям, мамам с колясками и просто жильцам, которые не хотели слушать шум двигателей. Гражданин решил разобраться, на каком основании вообще жильцы ставят во дворе свои машины. И нашел санитарные правила.

Требования к планировке территории возле дома

Разрешены Запрещены
Детская площадка Магазин
Место для игр и отдыха Павильон, киоск
Спортивные сооружения Мини-рынок
Хозпостройки Летнее кафе
Зелень Ремонт обуви и техники
Гостевая парковка Постоянная автостоянка

Получается, что возле дома без соблюдения каких-то требований по расстоянию от детской площадки, окон и подъездов можно оборудовать места для гостевых парковок. Постоянную автостоянку нельзя, а гостевую можно. То есть условный гость может поставить машину вблизи от места, где играют дети. Такая машина может перегородить выезд маме с коляской и прогревать двигатель прямо у открытой форточки астматика. И это по санпину.

Гражданин не согласился с таким раскладом и пошел в Верховный суд оспаривать санитарные правила организации парковок во дворе. Он хотел, чтобы пункты санпина о гостевых парковках признали незаконными и нарушающими права людей на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду обитания. Другими словами, он требовал, чтобы все парковки во дворах запретили или перенесли подальше от дома.

Что сказал Верховный суд?

Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал борцу за свободу от машин во дворах. Вот аргументы судебной коллегии:

  1. Все люди имеют право на благоприятную окружающую среду без вредных факторов.
  2. Гостевые парковки возле дома не нарушают закон о санитарном благополучии, охране окружающей среды и противодействии терроризму. Ни в одном из этих законов нет полного запрета на автостоянки возле жилых домов.
  3. Наоборот, в градостроительном кодексе написано, что в жилых зонах можно размещать стоянки для машин.
  4. Но стоянки во дворе должны быть именно гостевыми. Если их используют для постоянного размещения или хранения машин — то не пункт санпина не соответствует закону, а автовладельцы или ТСЖ нарушают санпин.

Итог. Во дворе дома точно может быть гостевая парковка. Гражданин не смог отменить эти пункты санпина, они по-прежнему действуют. А вот использовать эту парковку, чтобы надолго ставить там свои машины, по санпину нельзя. Это как бы нарушение.

Значит, во дворе все-таки нельзя ставить машины?

Ставить машины во дворе можно. При условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. И если есть специально оборудованное место для машин. То есть возле многоквартирного дома может быть вполне законное место для парковки — даже близко к дому или рядом с детской площадкой. Для гостевых парковок нет требований по удаленности.

Если управляющая компания говорит вам, что теперь машину во дворе ставить вообще нельзя и парковки здесь никогда не будет, потому что это запретил Верховный суд, — это неправда.

Пункты 2.3 и 2.10 санпина никто не отменил.

А если жильцы хотят ставить машины вcе время?

Во дворе можно разместить и постоянную парковку. Главное, чтобы соблюдалось расстояние от окон и фасада. Оно зависит от количества машин: например, если стоянка рассчитана на 50 автомобилей, ее нужно оборудовать в 15 метрах от стен дома с окнами. Если на стене нет окон, хватит и 10 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем дальше нужно ее размещать от дома. Эти требования — в таблице 7.1.1 отдельного санпина 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Если площадь придомовой территории позволяет и жильцы не против, во дворе вполне можно оборудовать постоянную парковку для машин. А платной она будет или бесплатной — это уже как договорятся собственники и управляющая компания.

Если места для постоянной стоянки нет, то может быть гостевая. А вот как понять, кто и насколько там поставил машину, в законе не написано. Тут можно замучаться, пытаясь что-то доказать.

Что будет, если возле дома постоянная парковка?

Если парковка организована по правилам, с учетом расстояния от дома, за это ничего не будет. Это законно. Если кто-то из жильцов не согласен, ему придется смириться или поменять квартиру. Сам факт наличия машин во дворе при соблюдении нормативов не нарушает ничьи права и никакие законы. Даже если кому-то кажется, что нарушен закон, — например, Роспотребнадзору, в который пожаловались соседи, — это еще нужно доказать.

Если стоянка слишком близко к дому или она самовольная, это повод для штрафа. В первую очередь придут в ТСЖ или управляющую компанию. Их могут оштрафовать на 10—20 тысяч рублей. Но только если есть доказательства, что стоянку и правда оборудовали слишком близко к дому, хотя была возможность сделать это без нарушений. И что УК не пыталась запретить жильцам ставить там свои машины. Штраф для людей, которые нарушают санпин и постоянно ставят машину на детской площадке или под окнами соседей, — максимум 1000 рублей. Если нарушение зафиксируют, докажут и так решит суд.

Но если кто-то из соседей очень захочет, добиться наказания реально. Хотя получается не всегда.

Вот вам пример из жизни. Летом 2018 года житель одного из московских домов пожаловался, что у него во дворе парковка. Контролирующие органы пришли, обследовали: ну есть парковка сбоку от дома, но ничего не нарушено. И никому ничего за это не было, а гражданину в двух инстанциях отказали.

В другой истории прокурор пытался признать придомовую парковку на 150 машин возле детской площадки нарушением, но суд посчитал, что нарушения тут нет.

Шлагбаум открывается

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.