Что такое ранее учтенный земельный участок

Что такое ранее учтенный земельный участок

На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимости.
Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости).
Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.

Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости
На основании ч. 5 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им запросов или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
На основании ч. 7 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации прав и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно п. 28 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1, основанием для включения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации прав, является акт о включении в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках.
В Письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207 разъяснено, что согласно Закону о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации прав (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» отсутствие в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, в отношении которых принято указанное в п. п. 2 и 2.2 ч. 1 ст. 12 данного Закона решение межведомственного коллегиального органа, в объеме, необходимом в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, отсутствие установленных в соответствии с законодательством РФ границ этих земельных участков не является препятствием для выдачи (направления) выписок из ЕГРН о таких земельных участках.
Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Из Письма Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 «О рассмотрении обращения» следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».
При этом необходимо учитывать, что:
— суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок;
— возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.

PRO новостройку +7 800 301-79-56

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Методы регистрации и снятия с учета ранее учтенного участка земли

Земля не может быть бесхозной, она вся кому-нибудь принадлежит. Если у земли нет зарегистрированного собственника, то она находится в государственном владении. В целях осуществления постоянного контроля за недвижимым имуществом все территории в РФ подлежат разграничению.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !

Земельный участок должен иметь границы, а вся информация о таких площадях находится в Кадастровой палате. Процедура была придумана с целью создания единого реестра для упорядочения всех земель в стране. Ведь имея надел в личном владении необходимо выполнять налоговую обязанность.

Читайте также  Как увеличить мощность в снт

Что такое ранее учтенный земельный участок

Этот термин возник с принятием ФЗ «О федеральном кадастре недвижимости» в 2007г. Им называются территориальные массивы, правомочия на которые были зарегистрированы до принятия закона. Раньше тоже существовала процедура, которая предполагала внесение данных в единую систему.

Но для этого должны соблюдаться некоторые условия:

  1. Выполнены все правила учета ранее действующих нормативных актов в части достоверности оформления документации;
  2. Регистрация недвижимого имущества осуществлялась на основании норм права, устанавливающих порядок оформления правомочий на объекты, действующих с 2000г., если оно не было учтено, как было установлено.

Что такое ранее учтенные участки и что с ними будет, смотрите в этом видео:

Законодательно предусмотрена обязанность всех учреждений, осуществлявших перепись недвижимости, передавать все характеристики таких территорий в органы кадастра. ВНИМАНИЕ! Земельными участками, ранее учтенными признаются все наделы, разграничение которых было осуществлено в период действия ФЗ «О государственном земельном кадастре» в 2000г.

Существуют ситуации, когда при наличии документов, устанавливающих право на объект, отсутствуют сведения в Кадастре. Для их появления, нужно оформить заявление с просьбой внести информацию в реестр.

Статус земельного участка

Законы, в основной своей массе, не имеют обратного действия, поэтому всё недвижимое имущество, полученное в собственное владение, остается у них. Первоначально, при передаче земли в собственность, границы никак и никем не отмечались, процесс был достаточно хаотичен.

Региональные органы пытались регулировать ситуацию, вводя свои регламентирующие акты, но это ещё больше вносило беспорядок. Сегодня проводится так называемая «дачная амнистия», призванная упорядочить процесс оформления наделов хозяевами.

Государство придает такому упорядочиванию большое внимание с целью:

  • Исключения спорных ситуаций между владельцами;
  • Учета всех земельных площадей;
  • Поддержка источника наполнения бюджета.

Нередко государственными служащими осуществляются попытки сократить гражданам их права, указывая в бумагах меньшую величину площади. Это объясняется градостроительными правилами и регламентом, но такие действия противозаконны, ведь нормативные акты не имеют обратной силы и размеры оформляемых площадей должны быть сохранены.

Законодательная база

Правовое обеспечение составляют:

  • Кодексы, регулирующие земельные, гражданские, градостроительные правоотношения;
  • Законы о кадастровом учете объектов недвижимости, о регистрации права собственности, региональные акты, регламентирующие земельные взаимоотношения;
  • Правила застройки и использования земли, регламенты градостроения;
  • Акты, устанавливающие разделение полномочий между различными органами власти;
  • Инструкции, регламенты, приказы.

Что такое ранее учтенные земельные участки? Фото:myshared.ru

Кадастровый учет

Новый земельный закон установил иной порядок учета земли, был создан кадастр недвижимости. Раньше зарегистрированные объекты подлежат регистрации в нем. Однако эта процедура отнимает большое количество времени и часто получается так, что невозможно получить документацию на надел. Связано это с невнесением всех данных в кадастр.

Как оформить кадастровый паспорт на землю, подробности тут.

Внесение информации о земельных участках

Для осуществления процедуры заинтересованное лицо должно обратиться в регистрационную службу с просьбой внести информацию о наделе и представить:

  1. Заявление обратившегося;
  2. Документация о правомочиях на участок: постановление государственного органа, передающего права, свидетельство о пользовании на неопределенный срок, выписка из домовой книги, соглашение об аренде и иные бумаги;
  3. Удостоверение личности;
  4. Свидетельство о наследовании, постановление суда;
  5. Судебное решение.

Границы ранее учтенного объекта и их уточнение

Если он раньше был внесен реестр, соответственно, и его границы уже установлены. Однако, если они подлежат уточнению, следует воспользоваться следующим порядком действий. Такое правило подходит для тех объектов, площадь которых после уточнения не меняется.

В такой ситуации не потребуется согласование таких границ с владельцами соседних территорий. Сведения уточняются путем подачи заявки в уполномоченную структуру, регулирующую земельные правоотношения.

Если же размеры надела существенно меняются, он приобретает другую форму или площадь, то придется делать повторный его учет.

Как подготовить заявление на внесение данных

Учитывая, что внесение данных можно осуществить путем обращения в соответствующую службу, следует составить заявление по установленной форме. Оно может подаваться лицом, владеющим землей на праве:

  • Собственности;
  • Аренды;
  • Наследуемого бессрочного владения.

Как внести изменения в информацию о ранее учтенном земельном участке? Фото:myshared.ru

В документе следует указать информацию:

  • Личные данные обратившегося лица;
  • Сведения о территориальной службе кадастра;
  • Место расположения объекта;
  • Реквизиты документа, подтверждающего правомочия лица в отношении участка.

Заявление заполняется с целью внесения информации об оформленной земельной территории. Только после формирования учетной записи, владелец вправе получать установленные выписки и справки.

Как снять с учета

Его определяют границы надела и предназначение. Иногда возникают ситуации, когда параметры меняются, в этом случае появляется новый недвижимый объект, который нужно регистрировать снова. Список оснований для исключения сведений из реестра установлен законодательно и расширенному толкованию не подлежит. Это:

  1. Вступившее в силу судебное постановление.
  2. Изменение характеристик зарегистрированного участка. Это возможно при его разделении на несколько отдельных или соединении с иными и возникновение новых предметов для оформления.

Исправление кадастровой ошибки зарегистрированного ранее объекта

Такая процедура осуществляется в следующих ситуациях:

  • Владелец земли или уполномоченное им лицо подает заявление об обнаружении погрешности и просит её переправить.
  • Неточность была выявлена в регистрирующем органе, её устраняют в краткий срок.
  • Вступившее в силу решение суда об удалении неточностей.

Как быстро получить кадастровую справку о стоимости земли, читайте в этой статье.

Эти сведения проверяются в Росреестре и при подтверждении допущенного недочета, он подлежит правке. Корректировка неверных данных происходит в следующем порядке:

  1. Оформляется форма обращения, в которой указываются неточности, и требование их исправить. В нем нужно указать параметры участка и личные данные собственника.
  2. При указании недостоверных границ площади, на неё направляются специалисты для осуществления повторных замеров, которые затем заносятся в соответствующую документацию.
  3. Перед посещением службы, необходимо провести консультации с владельцами смежных наделов и изучить план межевания территории. Желательно получить их согласование на перенос границ.
  4. Если спор невозможно решить путем переговоров, нужно готовить иск в судебные инстанции. Ответчиком по иску будут выступать кадастровая служба либо владельцы граничащих участков.
  5. Для судебного процесса потребуется предоставить землеустроительную документацию, генплан территорий, межевое планирование и другое.
  6. В особо запутанных случаях может проводиться экспертиза для установления причин ошибки.
  7. Положительное решение суда обязательно к исполнению. Кадастровыми работниками должны быть проведены новые замеры участка и устранены описки.

Чему стоит уделить внимание

Правка неточностей может проводиться двумя путями.

  1. Если регистрация объекта проводилась до принятия Закона о кадастровом учете необходимо вместе с заявлением предоставить план межевания и ходатайство о внесении изменений.
  2. Если кадастровый учет проводился после начала действия вышеуказанного ФЗ. Для правки недочетов помимо заявления представляются правоустанавливающая документация и межевые бумаги, а также доверенность на представление интересов представителем.

Судебная практика

При возникновениях спорных ситуаций прежде, чем идти в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования проблемы. Можно обратиться к собственнику с определенной просьбой, а потом уже подавать иск. При этом очень важно определить необходимый вариант защиты своих интересов, который будет зависеть от особенностей дела.

Какие документы должны быть на руках, если участок ранее учитывался, рассмотрено в этом видео:

Надо отметить, что единообразие практики суда в рассмотрении данной категории дел не установилось, что сильно затрудняет прогнозирование результатов решения конфликта и дает возможность правотворчеству.

Как оспорить стоимость земли, узнайте здесь.

Но нужно помнить, что такая практика не может составлять источник права в нашей стране и не создает прецеденты по аналогичным ситуациям. Поэтому каждое решение будет зависеть от конкретной ситуации и выноситься индивидуально по личному усмотрению судьи.

Что такое ранее учтенный земельный участок

Земли, поставленные на учет до марта 2008 года, считаются ранее учтенными. Что означает этот статус и как нужно действовать в отношении таких участков подробно установлено законодательно. Читайте в статье, что это такое, какие земельные наделы признаются ранее учтенными и можно ли их продавать.

Ранее учтенный земельный участок – что это

Сведения о ранее учтенных наделах сохранены в едином реестре с указанием следующей информации:

  • кадастровый номер;
  • дата внесения сведений в кадастр;
  • адрес расположения участка;
  • категория земель, к которой относится надел;
  • вид разрешенного использования (ИЖС, садоводство, ЛПХ и т.п.);
  • площадь;
  • стоимость за один кв. м.;
  • общая кадастровая стоимость;
  • данные о владельце.

Если процедура межевания не проводилась, участок не будет иметь обозначенных границ. Чтобы четко определить границы потребуется проведение комплексных кадастровых работ. Ранее учтенными будут считаться только те наделы, в отношении которых проводились мероприятия по межеванию в период действия ФЗ «О государственном земельном кадастре» 2000 года.

Читайте также  При покупке дома что нужно учитывать

Раннее учтенные земельные участки могут создавать владельцам проблемы. Однако есть и положительные стороны. К примеру, собственнику не придется повторно проходить весь комплекс процедур для постановки земли на учет. Это в значительной степени экономит время и деньги. Достаточно только проведения межевых работ.

Однако есть и существенный минус. Сведения, содержащиеся в кадастровых реестрах, могут быть недостоверными. Дело тут не в халатности, как может показаться на первый взгляд. Необходимость корректировки данных вызвана изменениями информации об участке в действительности. Если прослеживаются изменения в качествах и свойствах надела, то потребуется проводить все кадастровые работы в комплексе.

Уточнение границ

Действующее законодательство предусматривает необходимость межевания, то есть установления точных границ земельных участков. Это необходимо для полноценности и корректности сведений, вносимых в реестр. Соответственно, земли, границы которых не установлены, обязательно подвергаются этой процедуре.

Зачем это нужно? Дело в том, что, если границы не установлены, то есть риск незаконного захвата территории и пользования участка лицом, не имеющим на это права. Кроме того, некорректное определение границ влечет за собой неверный расчет земельного налога и других выплат.

Межевание проводится кадастровыми инженерами. Они выезжают на место и определяют точные границы участка. При этом обязательно учитываются смежные наделы и их параметры. По итогам проведения работ подготавливается межевой план и акт о совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками, а данные вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Процедуру можно начать, обратившись в Росреестр или МФЦ. Для этого потребуется подготовить документы, подтверждающие право на владение земельным участком.

Несмотря на то, что наличие раннее учтенного участка предполагает присутствие сведений о нем в реестре, такое бывает не всегда. Когда сведений нет, требуется повторная проверка и уточнение границ территории.

Законодательством установлены случаи, при которых не обойтись без межевания для установления границ:

  1. Полное отсутствие информации о земельном наделе в каких-либо реестрах.
  2. Низкая точность существующих сведений об участке в соответствии с принятыми нормативами.

В некоторых случаях допускается проведение упрощенной процедуры. Это возможно, если площадь земли не была скорректирована с течением времени. Если какие-либо изменения есть, не обойтись без межевания и согласования результатов с соседями.

Возможные сложности

В постановке на учет и корректировке данных может быть отказано. Вынесенный отказ всегда обосновывается. К такой ситуации могут привести ошибки, допущенные заявителем при обращении, а также отсутствие необходимых документов.

Помимо этого, проблемы часто возникают в случаях, когда границы смежных земельных участков пересекаются между собой. Еще сложнее решить вопрос, если ни один из наделов не был внесен реестр ранее.

Если при этом земельный участок пересекает границу надела, принадлежащего муниципалитету, то подобная земля может стать непригодной для проведения межевания и других работ для постановки на учет. В этом случае придется решать вопрос с соответствующим отделом местной администрации.

Можно ли продать ранее учтенную землю

Если земельный участок стоит на учете в Росреестре, то собственник вправе полноценно распоряжаться его юридической судьбой. Это означает, что он может продавать надел, дарить его, передавать в залог, завещать и т.д. Никаких ограничений на совершение гражданско-правовых сделок в этом случае нет.

Однако следует учесть, что в случае желания продать надел потребуется предоставить:

  • выписку из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт;
  • межевой план;
  • согласие второго супруга (если он есть, а земля является совместно нажитым имуществом в период брака) – документ требует нотариального заверения;
  • технический план участка из БТИ.

Перечисленные документы необходимы для заключения договора купли-продажи или оформления любой другой сделки. Возможно, потребуется юридическая помощь. Больше всего правовых трудностей возникает с земельными участками, которые были получены в собственность до 1997 года.

Сделка совершается в несколько этапов:

  1. Составление предварительного договора. Он ни к чему не обязывает стороны, а лишь подтверждает их намерение заключить договор купли-продажи в будущем. В качестве обеспечения и гаранта выступает задаток.
  2. Передача задатка. Это оформляется с помощью договора задатка и распиской. Если продавец нарушит условия договора, он будет обязан выплатить покупателю задаток в двойном размере. Размер задатка обычно не превышает 10 % от стоимости участка.
  3. Оформление договора купли-продажи в трех экземплярах.
  4. Регистрация перехода права собственности на земельный участок в Росреестре.

После завершения процедуры государственной регистрации участок переходит в собственность покупателя. Госрегистрация облагается пошлиной, которую потребуется выплатить покупателю.

После того, как покупатель станет полноправным собственником, у него возникает обязанность по уплате земельного налога. В свою очередь, продавец обязуется заплатить подоходный налог с суммы, вырученной за надел.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, что такое ранее учтенный земельный участок. На практике в отношении таких наделов требуется проводить процедуру межевания и вносить изменения в ЕГРН. Если вы не знаете, как решить вашу проблему, опишите ее специалисту по земельно-имущественным отношениям в специальном окне. Юрист подскажет, как действовать дальше, куда обратиться и какие документы для этого потребуются.

Как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости – это единая база сведений о земле и недвижимости. За последние тридцать лет, с 90х годов, кадастровый учет претерпел много изменений, начиная от требований к точности сведений и измерений и заканчивая видом и формой документов.

Зачастую встает вопрос, как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и нужен ли он? Выясним, как происходит кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с требованиями законодательства 2019 года.

Кадастровый учет в разные периоды времени – законодательная база

В основе регулирования кадастровых отношений лежат Земельный, Жилищный, Градостроительный кодекс, федеральные законы, приказы, нормативные акты местной власти. Это целый пласт запутанных законодательных норм, в котором под силу разобраться только специалисту в своей области.

Регистрация прав

С 1 января 1998 года вступает в силу 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимость». Закон действует до глобальных изменений 2017 года. По его правилам все права на недвижимость вносятся в Единый государственный реестр прав, о чем выдаются свидетельства о регистрации права собственности по установленной законом форме.
До 1998 года выдаются старые свидетельства (розового цвета) в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР.

Кадастровый учет

В 2008 году вступает в силу закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», который вот уже более десятка лет постоянно претерпевает изменения. Старая редакция 221-ФЗ говорит об особенностях кадастрового учета и о ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН). В ныне действующей редакции осталась лишь часть норм, регулирующих деятельность кадастровых инженеров и касающихся комплексных кадастровых работ, а основной массив норм и правил кадастрового учета утратил силу.

Объединение регистрации прав и кадастрового учета в единое целое

С 1 января 2017 года и по сей день действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Его появление объединило воедино две ветви – Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав (ЕГРП). Теперь все сведения вносятся в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).

С появлением 218-ФЗ поменялось многое. Перестали выдавать свидетельства о регистрации прав (теперь они заменены выпиской из ЕГРН). Однако, следует помнить и иметь в виду, что документы старого образца на недвижимость, которые не выдаются сегодня (например, свидетельства о праве собственности, технические паспорта и пр.) не теряют своей юридической силы. Более того, оригиналы и копии этих документов часто требуются для совершения различных сделок (договора купли-продажи, ипотеки и пр.).

Таким образом, база ЕГРН объединила в себе сведения ГКН и ЕГРП, то есть перекачала все данные воедино. В ЕГРН теперь содержится и кадастр недвижимости, и регистрация прав на нее, и реестровые дела, кадастровые карты, и книги учета документов. Объекты недвижимости, которые фигурировали в старых базах и перешли в ЕГРН считаются ранее учтенными.

Как и где узнать статус земельного участка (объекта недвижимости)

Если открыть публичную кадастровую карту (сайт: rosreestr.ru), то мы можем найти массу земельных участков или других объектов недвижимости с пометкой «ранее учтенный». Что означает статус участка ранее учтенный?

Что значит ранее учтенный земельный участок?

Как поясняет закон (ст.69, 218-ФЗ) ранее учтенными земельными участками и другими объектами недвижимости признаются:

  1. Объекты недвижимости, которые учтены в законном порядке государством (поставлены на технический или государственный учет) до 1 марта 2008 года;
  2. Объекты недвижимости, на которые зарегистрированы права в ЕГРН, и которым присвоен условный номер в порядка 122-ФЗ от 21.07.1997.
  3. Участки, права на которые возникли до 1997 года (до принятия 122-ФЗ) и кадастровый учет которых до сих пор не был осуществлен.
Читайте также  Как получить кадастровый паспорт на дом

Статус участка ранее учтенный присваивается если ваш участок подпадает под один из вышеперечисленных критериев. А нужен ли кадастровый учет для ранее учтенных объектов недвижимости? Обратимся к действующему законодательству.

Нужно ли ставить на кадастровый учет ранее учтенный участок или дом

Как разъясняет Министерство Минэкономразвития в письме от 10.09.2019 N Д23и-30808, постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков происходит путем внесения сведений из ЕГРП и ГКН. В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона 218-ФЗ, сведения из ЕГРП и ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения собственниками и другими правообладателями.

ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до 1 марта 2008 года, признаются юридически действительными, даже если они не зарегистрированы в ЕГРН. Регистрация таких прав происходит по желанию собственника. Однако, пункт 3 той же 69 статьи указывает на обязательную регистрацию таких прав в ЕГРН в случае их перехода (продажа, дарение, наследство и пр.) к другим лицам.

Исходя из разъяснений норм закона, кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости – процедура, не обязательная и прямо законом не предписанная. Однако при продаже, наследовании, аренде и т.д. порой возникают спорные ситуации, так как данных в базе ЕГРН, в отношении ранее учтенного объекта недвижимости оказывается недостаточно. Также могут возникнуть споры по границам с соседями. Так как ранее, государственный кадастровый учет не предусматривал четких определений координат поворотных точек.

Особенности кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости

Итак, каждый вправе обратиться в Росреестр для осуществления кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, через МФЦ или госуслуги. Для этого требуется:

  • заполнить заявление (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920)
  • предоставить документы (паспорт, документ, подтверждающий право на земельный участок и др.).

Срок выполнения кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости — 5 рабочих дней.
Услуга госпошлиной не облагается.

Тут следует обратить внимания на то, что прежде, чем пройти процедуру кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, скорее всего вам надо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и определения границ участка (найти которого в вашем регионе поможет онлайн каталог кадастровых инженеров, а цену на их услуги можно узнать с помощью расчета в онлайн калькуляторе земельно-кадастровых работ). В противном случае кадастровый учет приостановят (ст. 26, 218-ФЗ) в связи с тем, что сведения о площади участка не уточнены или по иным причинам (в законе их более пятидесяти).

При продаже, мене, дарении ранее учтенного земельного участка необходимо зарегистрировать переход прав собственности. Для этого собственник обращается с заявлением о регистрации права по установленной форме, уплачивает госпошлину, предоставляет необходимые документы (список документов зависит от особенностей сделки) и ждет 7 рабочих дней. При этом основания для приостановки регистрации сделки также установлены 26 статьей 218 закона. «Пропустят» ли регистраторы переход прав к другому собственнику земельного участка – вопрос открытый, все зависит от данных об этом участке, содержащихся в ЕГРН.

Вывод

Несмотря на то, что четкого предписания о кадастровом учете ранее учтенных объектов недвижимости в законе не содержится, и все выданные ранее документы считаются юридически значимыми, по факту кадастровый учет необходим для того, чтобы не столкнуться с трудностями при оформлении документов в дальнейшем.

Что значит ранее учтенный земельный участок?

Статус земельного участка «ранее учтенный» имеют земельные территории, права на которые были зарегистрированы до марта 2008 года. Также к данной категории относятся площади, поставленные на учет до начала действия закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года.

Суть понятия «ранее учтенный участок»

Обширная территория Российской Федерации поделена на различного размера участки, систематизация сведений о которых является объектом постоянного внимания со стороны государства. Для удобства хранения информации существуют специализированные структуры, куда поступают, а впоследствии учитываются данные о формировании новых наделов, их границ и размеров. В дальнейшем, по желанию пользователя, на территорию оформляется какой-либо вид права – собственность, аренда и прочие.

После получения информации об участке земли, в кадастровой базе данных ему присваивается определенный статус, одним из которых и является «ранее учтенный». Подобная формулировка появилась после вступления в действие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года — именно с момента возникновения одноименной структуры все наделы, поставленные на учет до указанной даты, приобрели статус ранее учтенных. Это вполне объяснимо, ведь и до появления кадастра, земельные площади проходили процедуру учета, но в тот период таковая не требовала предоставления исчерпывающих сведений о таковых. В частности это касалось информации об официально зафиксированных границах территории.

Чуть позднее, понятие «ранее учтенный участок» расширилось и под формулировку также попали наделы, на которые были зарегистрированы какие-либо права, например, право собственности, аренды, пользования, но только лишь до 1 марта 2008 года. При этом на учет в кадастре такие участки поставлены не были.

Оформление ранее учтенного участка

Основной особенностью, а в некоторых случаях и проблемой ранее учтенных участков считается частое отсутствие полноценного списка сведений о таковых в Едином реестре недвижимости, притом, что владелец имеет на руках все необходимые документы на землю. Подобное возможно по той причине, что во времена СССР территории практически не подвергались межеванию, соответственно не имели четко установленных границ и информация о таковых в систему не заносилась.

Здесь важно уточнить, что при отсутствии каких-либо сведений об участке в ЕГРН, его владельцу невозможно будет получить выписку из указанной организации. А без данного документа исключены любые юридические сделки с землей – передача в дар, продажа, оформление под залог и прочие. Кроме того, выписку нередко запрашивают при визите в различные государственные и финансовые организации.

Для того чтобы дополнить уже зафиксированные сведения о земельной площади необходимо обратиться в Росреестр либо ближайшее отделение МФЦ с заявлением о внесении данных по участку в систему. Бланк выдается заявителю непосредственно в момент обращения поэтому, прежде всего, рекомендовано позаботиться о сборе соответствующего пакета бумаг.

Список документов для проведения процедуры включает:

  • паспорт заинтересованного лица;
  • документы, подтверждающие право на обладание наделом;
  • межевой план земельной площади.

В случае если на территории не были проведены работы по межеванию, потребуется осуществить процесс самостоятельно, обратившись к лицензированному кадастровому инженеру. В этом случае оплата услуг специалистов ляжет на плечи гражданина. Важно помнить, что без сведений об установленных границах, данные о наделе по-прежнему не будут исчерпывающими, поэтому процедура межевания необходима в обязательном порядке.

В качестве документов, доказывающих право владения наделом, могут выступить:

  • действующее соглашение об аренде земельной площади;
  • свидетельство о зарегистрированном праве собственности;
  • государственный акт, утверждающий право гражданина на возможность владения территорией либо на бессрочное пользование участком;
  • официальное разрешение муниципалитета, предоставляющее гражданину возможность распоряжаться землей.

После передачи работнику Росреестра пакета бумаг, на руки заявителю выдается расписка о получении таковых. Повторное оформление земельной площади как учтенной осуществляется на протяжении 10-12 рабочих дней.

В некоторых случаях уполномоченный сотрудник может отказать в активации процедуры внесения данных по участку в систему. Подобное возможно если заинтересованным лицом предоставлен неполный пакет бумаг либо в бланке запроса имеются помарки и неточности. Здесь рекомендацией будет внимательное отношение к процессу составления заявления и уточнение перечня документов перед визитом в отделение Росреестра.

Участок земли со статусом «ранее учтенный» по сути, представляет собой надел, информация о котором уже имеется в базе данных Росреестра. Единственным нюансом в данном случае является ее неполный состав. В целях избежания различных трудностей, в частности, при оформлении сделок с землей, рекомендовано пройти процедуру дополнения сведений, срок которой занимает не более 10 дней.