Что такое норматив потребления коммунальных услуг

Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.

Эксперт в статье:

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal

Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.

Что входит в жилищно-коммунальные услуги

В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:

  • подача холодной воды;
  • подача горячей воды;
  • обеспечение тепловой энергией;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;
  • отопление;
  • твердое топливо при наличии печного отопления;
  • содержание и ремонт общего имущества;
  • вывоз мусора.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.

Правила предоставления коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

Обязанности исполнителя:

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Нормативы потребления

Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.

В каких случаях вносятся изменения в нормативы:

  • изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
  • внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
  • изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

В ЕПД входит плата за следующие услуги:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • содержание жилого помещения;
  • газ;
  • капитальный ремонт (для собственников);
  • радиоточка;
  • общедомовая телевизионная антенна.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:

  • лица, занимающие муниципальные или государственные жилые помещения по договору найма, а также те, кто снимает жилье у других людей;
  • владельцы жилья;
  • лица, состоящие жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

Также к категориям льготников относятся:

  • граждане с низким уровнем дохода (малоимущие);
  • семьи с тремя и более детьми;
  • одинокие матери;
  • безработные;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Каким должен быть доход для получения субсидии

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.

Большой долг за коммунальные услуги: что делать?

Последствия большого долга за коммунальные услуги:

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.

Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.

Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.

Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.

Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.

Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.

Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.

Как начисляется плата за ЖКУ

1. Как начисляется плата за отопление?

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф .
  3. В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».
Читайте также  Как доверительный платеж на мтс

Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

  • по счетчикам. Если в вашей квартире стоят индивидуальные счетчики, вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф. Водоотведение рассчитывается как сумма фактического потребления по холодному и горячему водоснабжению и также умножается на действующий тариф ;
  • без счетчиков. Если в вашей квартире нет индивидуальных счетчиков, уточните в управляющей компании (ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»), установлен ли в вашем доме общедомовой прибор учета воды. Если установлен, то вычтите из его показаний общедомовые расходы воды (на полив газонов, мытье лестничных клеток и так далее) и показания счетчиков, установленных в нежилых помещениях (в подвале, на чердаке и так далее), — все эти показания можно уточнить в управляющей компании. Из получившейся цифры вычтите показания приборов учета, установленных в жилых помещениях; разницу разделите между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счетчиков воды. Результат не может превышать норматива, установленного для одного человека, более чем в два раза. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения;
  • по нормативам. Если дом аварийный, ветхий или в нем нет технической возможности установить общедомовой или индивидуальный счетчик, расход воды определяется из нормативов для соответствующей категории дома по каждому зарегистрированному в квартире человеку. Норматив также умножается на действующий тариф. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

3. Как начисляется плата за газ?

Если у вас не установлен счетчик газа, его потребление рассчитывается по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире жильца и умножается на действующий тариф ;

Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Как начисляется плата за электроэнергию?

Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф .

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2021 года единая минимальная ставка составляет 19,52 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения. Плата вычисляется путем перемножения базовой ставки на различные коэффициенты.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Читайте также  Сколько раз можно отказываться от предоставленной служебной квартиры военнослужащему

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306
«Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 24 сентября, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Признать утратившим силу подпункт «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3568).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 3 внесены изменения

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2014 г. N 977 постановление дополнено пунктом 4

4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Правила
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306)

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

О разъяснении настоящих Правил см. письмо Минрегиона России от 23 мая 2008 г. N 12529-АД/07 и письмо Минстроя России от 21 октября 2015 г. N 34131-ЛГ/04

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

«климатические условия» — показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода);

«конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» — показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

«норматив потребления коммунальной услуги» — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила предоставления коммунальных услуг);

«норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях» — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;

«норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

Читайте также  Как выглядит документ на квартиру права собственности

«норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек» — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;

«нормативные технологические потери» — технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома;

«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 11 октября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1186

3. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные органы). Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

4. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 в подпункт «а» внесены изменения

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 в подпункт «б» внесены изменения

б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) — износ внутридомовых инженерных систем;

д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

Что такое норматив потребления коммунальных услуг

  • О Cлужбе
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Положение о Службе
    • Административные регламенты
    • Структура Службы
    • Правление Службы
    • Государственная служба
    • Подведомственная организация
    • Доклады о результатах деятельности Службы и Отчеты
    • Информация о цифровых платформах и сервисах
    • Государственные закупки
    • Общественный Совет
    • Межотраслевой совет потребителей
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Антитеррористическая комиссия
    • Открытые данные
  • Деятельность
    • Утверждение цен, тарифов
    • Контроль
    • Производственные программы
    • Инвестиционные программы
    • Архив информации
    • Антимонопольный комплаенс
    • Тарифная кампания
    • Государственные программы
    • Технологическое присоединение
    • Судебная практика
  • Актуальная информация
    • Новости
    • Информационные письма
    • Объявления
    • Информация о семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации
  • Раскрытие информации
    • Законодательство по раскрытию информации
    • Раскрытие информации предприятиями
    • Раскрытие информации органом регулирования
  • ЕИАС
    • ЕИАС
    • Нормативно — правовая база
    • Шаблоны ЕИАС
  • Для населения
    • Порядок личного приема граждан
    • Законодательство
    • Обзор обращений граждан
    • Вопросы и ответы на обращения
    • Интернет-приемная
    • Цены и тарифы для населения
    • Актуальная информация для граждан
    • Онлайн-проверка соотвествия роста размера платы за коммунальные услуги
    • Социальная норма
    • Нормативы потребления коммунальных услуг
    • Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги
    • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Контакты
  • Водоснабжение, водоотведение, ТКО
  • Электроэнергетика
  • Тепловая энергия
  • Газ
  • Непроизводственная сфера
  • Порядок личного приема граждан
  • Законодательство
  • Обзор обращений граждан
  • Вопросы и ответы на обращения
  • Интернет-приемная
  • Цены и тарифы для населения
  • Актуальная информация для граждан
  • Онлайн-проверка соотвествия роста размера платы за коммунальные услуги
  • Социальная норма
  • Нормативы потребления коммунальных услуг
  • Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги
  • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Калькулятор коммунальных платежей
Тарифы на коммунальные ресурсы для населения
Реестр нормативных актов Службы
Противодействие коррупции
Проект рагламента об обмене информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии
Время приема документов от регулируемых организаций и органов местного самоуправления
Юридическая помощь
Порядок личного приема граждан
Личный кабинет
Госуслуги
предоставление услуг в электронном виде
  1. Нет — 21 (56.8%)

Нормативы

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Норматив потребления коммунальных услуг — это утвержденный месячный (среднемесячный) объемный показатель (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

е) в отношении водоотведения — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения — куб. метр на 1 человека;

б) в отношении электроснабжения — кВт*ч на человека;

в) в отношении отопления — Гкал на 1 м 2 общей площади жилых помещений;

г) в отношении газоснабжения:

  • для приготовления пищи и (или) подогрева воды — куб. метр на 1 человека;
  • для отопления — куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.