Что такое монетизация льгот

Правила монетизации льгот

  • Законодательное регулирование вопроса
  • Общие льготы, которые можно монетизировать
  • Монетизация льгот пенсионерам
  • Монетизация НСУ инвалидам
  • Льготы и их монетизация для детей-инвалидов
  • Монетезируемые льготы ветеранам труда
  • Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий
  • Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек
  • НСУ и его компенсация многодетным семьям
  • Несколько правил оформления монетизации НСУ
  • Где оформить монетизацию льгот?
  • Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?
  • Что нужно указывать в заявлении?
  • Сроки подачи документации

Граждане, относящиеся к категории льготников, имеют право по своему желанию отказаться от госпомощи в виде пакета услуг в пользу денежных средств. В результате монетизации льгот можно прибавить к пенсии определённую сумму, начисляемую каждый месяц. О том, какие льготы подлежат монетизации, а также о законодательных нормах и особенностях инициации данного процесса рассказываем в рамках данного материала.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

— проезд на транспорте;

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги. Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом. Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

— скидка на оплату КУ;

— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

— передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

— предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

— бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

— оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

— проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

— протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

— перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

— бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

— безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

— ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

— возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Наконец, инвалиды 3 группы могут отказаться в пользу денег от преференций, позволяющих получить:

— скидки до 50% на воздушный, ЖД- транспорт или другой вид;

— лекарства, стоимость которых снижена на 50% (если инвалид не работает);

— списание половины суммы на ортопедическую обувь в случае, если есть врачебные предписания.

Льготы и их монетизация для детей-инвалидов

Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:

— бесплатная выдача по рецепту медикаментов;

— передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;

— государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.

Монетезируемые льготы ветеранам труда

Граждане из данной категории по желанию вправе воспользоваться или отказаться от таких преференций:

— скидка на КУ и уменьшение оплаты жилплощади на 50%;

— протезирование зубов за гос. счёт;

— безоплатное перемещение в городском транспорте, не считая частников (такси и маршрутки);

— лечение в государственной больнице на безвозмездной основе;

— минус 50% от стоимости билетов на поездку ЖД-транспортом с сентября и до мая включительно.

Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий

Льготники из этой категории могут бесплатно:

— получить лечение в военном госпитале;

— осуществить протезирование конечностей.

Если есть желание, указанные и другие возможные региональные льготы ветеран вправе заменить на денежную выплату.

Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек

В пакет льгот, по которым допускается денежная компенсация, входят:

— бесплатные лекарства для детей (до 3 лет);

— ежегодные безвозмездные путёвки в детские лагеря;

— не оплачиваемый матерью-одиночкой проезд в городском транспорте кроме таки или маршруток.

НСУ и его компенсация многодетным семьям

Обладатели данного статуса по своей инициативе способны отказаться в пользу денег от:

— скидки на коммунальные услуги;

— безвозмездно выдаваемых для детей от 7 лет путёвок в детский лагерь;

— безоплатное перемещение в метро и наземном транспорте (общественном) для одного из родителей и его детей.

Несколько правил оформления монетизации НСУ

Прежде всего, стоит принять во внимание, что отказ от соцпакета и его замена доплатой возможны один раз в год.

Второе, что нужно учесть — факт перевода фиксированной суммы каждый месяц дополнительно к финансовому обеспечению льготника.

Где оформить монетизацию льгот?

Гражданин, относящийся к получателям НСУ, в случае желания отказаться от натуральных льгот обязан подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?

Законодательно зафиксирован основной список бумаг, ориентируясь на который заявитель должен подготовиться к оформлению замены соц. услуг денежной выплатой. Чтобы обеспечить себе компенсацию, льготник кроме упомянутого ранее заявления предоставляет:

— свой паспорт (не забыв о копии);

— пенсионное страховое свидетельство (плюс копия);

— удостоверение в качестве подтверждения, что обратившийся имеет право пользоваться льготами.

Если потребуется, сотрудникам ПФР нужно будет предоставить дополнительные документы (например, в зависимости от причин отказа и тд).

Что нужно указывать в заявлении?

Несмотря на то, что заявление заполняется вместе с сотрудником ПФР, не помешает иметь представление о содержащихся в нём сведениях. В документе не допустимы ошибки и помарки, а его стандартный вариант состоит из следующих пунктов:

— наименование гос. органа, куда подан запрос на монетизацию;

— инициалы претендента на компенсацию;

— НСУ, которые требуется заменить деньгами;

— дата составления заявления и подпись.

Сроки подачи документации

Компенсация за соцпакет будет выплачиваться в том случае, если требуемый процесс оформления состоялся до 1 октября текущего года. При этом доплата начнёт поступать льготнику со следующего календарного года и начисления не прекратятся в течение 12 месяцев. Если заявитель обратился в ПФР позднее, то есть после указанного срока, сотрудники фонда откажут в оформлении монетизации.

Напомним, что компенсировать можно как весь НСУ, так и его часть. То есть возможен, например, отказ от путёвки и проезда до санатория с сохранением при этом преференции в виде обеспечения бесплатными лекарствами и оздоровления в государственных медучреждениях. Проще говоря, льготник самостоятельно выбирает набор услуг, которые будут монетизированы.

Как проводится монетизация льгот?

Чего добилось руководство страны, приняв в 2004 году вызвавший у населения бурю негодования закон за номером 122, более известный как закон о монетизации? Почему он не нравился людям? Назначение справедливой цены за недополученные услуги не должно было настроить граждан на агрессию.

Стремление правительства заменить заслужившим особое расположение государства гражданам пакет социальных льгот денежным эквивалентом отозвалось в россиянах раздражением. Одни считали льготы признанием прошлых заслуг и после отмены почувствовали себя уязвленными. Для других предоставляемые льготы – непременное условие выживания.

К моменту выхода закона о монетизации более половины населения Российской Федерации числилось в списке льготников.

Туда входят:

  • Ветераны труда и Великой Отечественной войны;
  • люди, пережившие катастрофу в Чернобыле;
  • пенсионеры;
  • граждане с инвалидностью.

Вносимые чиновниками изменения затронули интересы 100 млн человек. Не все безропотно мирились с произволом власти. По стране прокатились волны митингов, выражавших народное мнение о проводимых в социальной сфере изменениях. Люди бастовали на улицах и перекрывали дороги, парализуя движение в мегаполисах и на автострадах.

Читайте также  Как сдать гараж в аренду

События после введения закона о монетизации льгот

Президент России В.В. Путин утвердил его в августе 2004, но действовать он начал с начала следующего года. Согласно его положениям заслуженные граждане делились на две группы.

К федеральным льготникам отнесли:

  • ветеранов военных действий;
  • облученных радиацией людей;
  • инвалидов (взрослых и детей);
  • узников концлагерей нацистской Германии, не достигших к тому времени 18-летия;
  • Героев РФ, СССР и воинов, собравших на груди всю коллекцию Ордена Славы, а также ближайших родственников или несовершеннолетних детей после их смерти;
  • Героев Соцтруда или награжденных всеми степенями Ордена Трудовой Славы.

Материальное обеспечение взамен положенных в прошлом поощрений гражданам, не вошедшим в список федеральных льготников, оставили на совести региональной власти. Причем жесткого решения не навязывали. Местному руководству разрешили действовать на собственное усмотрение – либо выдать за льготы деньги, либо ничего не менять.

Чтобы больше не раззадоривать народный гнев, реформу ограничили выведением из пакета оказываемых социальных услуг 3 составляющих:

  • бесплатного проезда в общественном муниципальном транспорте;
  • курсов лечения в санаториях и курортах;
  • льготного приобретения лекарств в аптеке.

Проведение подобных преобразований немыслимо без мощной финансовой поддержки. Потребовалось более 170 млрд рублей, чтобы запустить процесс. Как оказалось впоследствии, выделять нужно было суммы позначительней.

Причины проведения реформы по монетизации льгот

Ради чего правительство затеяло столь масштабные перемены? Подобные шаги не прибавляют популярности. Руководство страны больше не желало наблюдать, как пропадают выделяемые на благие цели деньги. Недобросовестные исполнители отписывались об оказанных населению услугах, когда в действительности дело обстояло иначе: медикаменты выделялись частично, автоколонны завышали цены на проезд льготников.

В части регионов перевозчики терпели убытки ввиду большого количества граждан, имеющих заслуги перед государством. Возить их бесплатно они не хотели. После анализа ситуации в стране оказалось, что список предоставляемых гражданам привилегий состоит из 120 пунктов. Во времена господствующей безработицы, повсеместного безденежья и недовольства действиями правящей элиты оказание социальных льгот виделось настоящей находкой. Как еще можно было задобрить обозленный народ?

В 2000-е ситуация изменилась — экономика начала расти. С возобновлением реального производства появились новые рабочие места, и страсти поутихли. К решению о монетизации чиновников подтолкнуло и несправедливое распределение льгот населению.

Проживающий в сельской местности человек не сможет надолго покинуть свое хозяйство. В деревне живут тем, что вырастает в хлеву, в поле или на грядке. Люди здесь почти не зарабатывают. Они бы и рады поехать на курорт поправить здоровье, да некогда. В то время как в городе на подобные услуги ажиотаж. Гражданам приходилось годами томиться в очереди за заветной путевкой на отдых.

Результаты монетизации льгот

Усилия, направленные на благую цель, перечеркнет непрофессиональное исполнение. Зародившись как помощь нуждающимся и заслуженным гражданам, монетизация превратилась в повседневный раздражитель.

Отменив льготные проездные на муниципальный транспорт, забыли профинансировать проделанную операцию. В итоге январские деньги люди получили в феврале и были вынуждены целый месяц ездить на свои кровные.

Если человек не входил в число федеральных льготников, например получивший звание Ветерана труда или пенсионер, на государственную помощь не надеялись. В региональном бюджете расходы на них считают лишними. Денег не хватает на более важные отрасли хозяйствования. Ситуация в Санкт-Петербурге и столице почти не отличается от общероссийской.

Вскоре открылась дополнительная проблема – несоразмерность денежной компенсации росту цен. Лекарства, особенно завезенные из-за рубежа, стремительно дорожают. Отечественные аналоги не удовлетворяют спрос. Рост тарифов на железнодорожные и авиационные перевозки не позволяет военнослужащим на выделяемые государством деньги повидаться с родными во время отпуска. Нет денег на билет. Поэтому и недовольны люди.

Итоги проведения реформы по монетизации

Монетизация воспринималась раньше как руководство к действию. В 2021 году граждане вольны выбирать — получать выплату деньгами или взять пакетом соцуслуг. Выбор всегда лучше безоговорочных указаний, поскольку предполагает собственное решение и не оставляет повода оправданиям.

Закон № 122 за 13 лет выдержал 67 переизданий. Поправки вносились по нескольку раз в год. Это свидетельствует о провальном старте монетизации и готовности правительства к диалогу с народом.

Постепенно политики и экономисты избавились от сделанных в начале реформы ошибок. Однако главная проблема до сих пор не решена. Размер региональной компенсации Ветеранам труда не превышает 700 рублей. ЕДВ по-прежнему не поспевает за ростом цен в России.

Монетизация льгот

Монетизация льгот: пенсионерам, ветеранам, инвалидам.

Некоторым категориям граждан предоставляются льготы в различных сферах. Но не всегда граждане могут ими воспользоваться. Поэтому предусмотрена монетизация льгот в 2020-2021 году, предусматривающая их замену на определенную денежную сумму. Льготникам дается возможность выбрать, что они хотят получать, послабление в определенной сфере или выплаты.

Монетизация льгот: что предусматривает.

Монетизация льгот пенсионерам и другим категориям впервые была сделана в 2005 году. В советское время послабления предоставлялись различным гражданам.

Но не всегда льготники использовали свое право, особенно проживающие в сельской местности. Программа монетизации затрагивает федеральных льготников.

Среди них следующие категории:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, ликвидировавшие последствия катастрофы в Чернобыле;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • дети-инвалиды.

В соответствии с Законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 гражданам этих категорий полагаются следующие льготы:

  • обеспечение лекарственными средствами;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном или междугороднем транспорте.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий утвержден Постановлением Правительства РФ.

В нормативно-правовых актах установлена максимальная длительность лечения по санаторно-курортной путевке. Она составляет для всех категорий 18 дней, кроме детей-инвалидов, которые могут лечиться в санатории до 21 дня.

При заболеваниях спинного или головного мозга дается путевка до 42 дней.

Ветеранам труда.

Монетизация льгот ветеранам труда, предоставляемых регионом, выполняется по желанию гражданина. Он может использовать их в натуральном виде или заменить денежной суммой.

Гражданин может монетизировать все льготы, которые ему положены, или некоторые из них. В 2020 году сумма компенсации составляет 1155,06 руб. ежемесячно.

При этом из них выделяется:

  • 889,66 руб. на оплату лекарств;
  • 137,63 руб. на покупку путевки в санаторий;
  • 127,77 руб. на оплату транспорта.

Нередко стоимость лекарственных средств, необходимых инвалиду, гораздо дороже. Поэтому не все льготники предпочитают заменить свое право на их бесплатное получение на денежные выплаты.

Денежная сумма выплачивается вместе с пенсией, но не включается в ее размер.

Выплата компенсации за услуги ЖКХ.

Внесение изменений в Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 позволило расширить действие закона. В результате льготники могут получить компенсацию за оплату услуг ЖКХ.

Изначально некоторые категории граждан имели право оплачивать только 50% от начисленной суммы.

В настоящее время необходимо полностью платить за ЖКХ, а компенсация начисляется отдельной суммой. Чтобы воспользоваться льготой, не должно быть задолженностей за предоставление коммунальных услуг.

Как оформить заявление на монетизацию льгот.

Заявление монетизация льгот подается в ПФР по месту жительства. Гражданин, имеющий право на послабления, должен до 1 октября определиться с тем, что он выбирает, льготы или денежные выплаты.

Заявление пишется на весь следующий год.

Если гражданин своевременно не обратился в ПФР, то автоматически за ним сохраняется право на льготы в натуральном виде. Заявление на возвращение послаблений подается также до 1 октября.

При этом воспользоваться своим правом на льготы можно будет только в следующем календарном году после подачи документов.

Льготники могут отказаться как от всех послаблений, так и отдельных из них. В таком случае право на остальные преференции за ним сохранится.

Для оформления денежной выплаты необходимо обратиться в ПФР до 1 октября текущего года с заявлением.

На монетизацию льгот на 2021 год уже подавать заявление поздно. Теперь пишем заявление на 2022 год.

Как подать документы.

Документы допускается подавать следующим способом:

  • лично;
  • через представителя;
  • в МФЦ;
  • через Портал госуслуг;
  • в личном кабинете на сайте ПФР.

Если заявление подается не лично, а через представителя, то у последнего должна быть нотариальная доверенность.

Для использования Портала госуслуг пенсионер должен иметь подтвержденную учетную запись.

Заявление заполняется в ПФР. В нем содержатся следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • наименование отделения ПФР;
  • основание получения льгот;
  • просьба заменить одно или все послабления на денежную выплату.

В конце документа ставится личная подпись и дата заполнения. К заявлению необходимо приложить:

  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • справка, подтверждающая основание для льготы.

Заявление рассматривается сотрудниками ПФР в течение 10-15 дней, после чего принимается решение. Если оно положительное, то с нового календарного года пенсионер или инвалид будет получать с пенсией дополнительное денежное пособие.

Читайте также  Что делать если не дают ипотеку

Его размер будет зависеть от того, сколько льгот оставил гражданин или отказался полностью от всех.

Отказ ПФР монетизировать льготы.

Сотрудники ПФР могут не принять или вернуть заявление в следующих случаях:

  • использованы подложные документы;
  • предусмотрена неверная или неполная информация;
  • гражданин утратил право на льготы;
  • в заявлении написаны ложные сведения;
  • предоставлен неполный пакет документов и пр.

При возврате заявления гражданин может еще раз обратиться в ПФР после устранения всех недостатков.

В Личном кабинете на сайте госструктуры можно заполнить заявление и приложить все документы в электронном виде. В таком случае понадобится посетить ПФР только для предоставления оригиналов.

Заключение.

С 2005 года в России запущена программа, позволяющая льготным категориям заменять послабления на денежные средства. Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в ПФР до 1 октября.

Сумма, выплачиваемая каждый месяц, ежегодно индексируется. В 2020 году ее размер составляет чуть более 1000 руб.

Граждане могут заменить на выплаты льготы по получению бесплатных лекарств, путевок в санатории и использования общественного транспорта. При этом дается возможность отказаться от всех послаблений или только от одного из них.

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Читайте также  Как выписать зарегистрированного человека из квартиры

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Что такое монетизация льгот?

Льготы – это дополнительные или преимущественные права, которые предоставляются государством либо региональными властями оговоренным категориям населения. Распространены такие преференции, как ежемесячные доплаты, повышенные пособия, пенсии, стипендии. Льготы могут существовать в качестве освобождения от оплаты либо скидок на оплату налогов, транспортных и ЖКХ услуг.

Льготы как социальное явление унаследованы РФ от распавшегося Союза. По своей природе они являются атрибутом административно-командной экономики. С позиций рынка невозможно объяснить, по какому праву государство гарантирует бесплатный проезд льготнику в ущерб коммерческому перевозчику или почему работодатель воина-интернационалиста обязан оплатить ему дополнительное образование.

До 1980 года льготники в СССР составляли мизерную часть населения, а государственные преференции предоставлялись за особые заслуги. В период 1980-1990 количество привилегий, приоритетных прав и скидок для разных категорий граждан увеличивалось в геометрической прогрессии. Причиной тому были популистские решения, принятые под влиянием левых сил.

По состоянию на 2005 год существовало около 120 видов преференций и 200 категорий льготников. Количество людей, для которых были предусмотрены те или иные привилегии, достигало 70% населения. Это около 103 миллионов человек, из которых:

  • 20 000 000 – ветераны труда;
  • 5 200 000 – труженики тыла.

О проблемах системы свидетельствует следующее:

  • гарантированные законодательством льготы требовали финансирования в объеме, впятеро превышающем выделяемые средства;
  • сравнение перечней федеральных и региональных льготников выявило разницу в 8 миллионов человек;
  • в СМИ регулярно появлялась информация о коррупционных схемах вокруг натуральных льгот, в том числе – о невозможности получить бесплатные лекарства, которые сбываются на черном рынке.

Каким актом произведена монетизация льгот?

Документом, который изменил ранее сформированный подход к льготам, стал ФЗ от 22.08.04 №122 или, как его окрестили государственные деятели и простые россияне, закон о монетизации. Интересно следующее:

  • слово «монетизация» в тексте закона отсутствует и является лингвистическим новообразованием;
  • официальное название нормативного акта почти не используется, поскольку состоит из 59 слов и занимает 8 строк;
  • его характер и содержание по сложности соответствует названию: ФЗ не является системным актом, а представляет собой перечень изменений в более чем 150 других законов; приблизительно столько же натуральных льгот им было отменено;
  • ФЗ №122 состоит из преамбулы и 156 статей, 25 из которых по состоянию на начало 2015 года исключены или утратили силу.

Закон №122, которым введена монетизация льгот:

  • ввел правило относительно льготников на будущее: тот, кто учреждает льготы, выплачивает их из собственного бюджета;
  • по-новому распределил ответственность за реализацию скидок и преференций между центром и регионами: если ранее за основу был взят вид льгот, то с 2005 – категория льготников;
  • не имеет обратного действия (что правильно с точки зрения законодательной техники): те, кто встал на квартирный учет до 01.01.05, обеспечиваются жилплощадью из федерального бюджета, а те, кто после – из регионального в порядке ЖК РФ.

Монетизация льгот регионального уровня

Относительно ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других правообладателей регионального уровня, субъектам РФ предоставлено право монетизировать преференции по общегосударственному образцу либо оставить их в натуральном виде.

Правительство понуждает местные власти переходить к замене натуральных льгот денежными. С одной стороны, с 2005 года им гарантирована субвенция из федерального бюджета в размере 40% от понесенных издержек на выплаты льготникам. С другой – государство упразднило практику «переваливания» на коммерческих поставщиков услуг бремени расходов, связанных с реализацией льгот. Например, сохранив право бесплатного проезда пенсионерам, региональные власти обязаны оплатить услуги транспортных организаций. Причем не просто договориться о бартерных вариантах, а именно рассчитаться живыми деньгами.

Пилотные проекты полной монетизации льгот были реализованы в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а также в Татарстане. Большая часть регионов остановилась на смешанной системе денежно-натуральных преференций. Есть и те, кто напрочь отказались от внесения изменений в систему льгот.

Монетизация льгот: 10-летние итоги

Реформа по замене натуральных привилегий деньгами в 2005 вызвала массовые протесты в крупных городах, в то время как льготники в сельской местности были довольны новой политикой. Причиной тому стала смена баланса выгод. Например, для жителей крупных городов переход от бесплатного проезда в транспорте к денежной компенсации часто убыточен. И наоборот, сельским жителям, которые льготой практически не пользовались, выгодно ее получение деньгами.

Отмена некоторых преференций и смена схемы их предоставления негативно отобразилась в основном на «афганцах», «чернобыльцах» и пенсионерах по возрасту. Последние в большинстве регионов оказались совсем без льгот. Многое зависело от региональных властей. Москва изыскала средства для реанимации большинства преференций в том виде, как они существовали на федеральном уровне до 2005. В культурной столице недовольство компенсационными выплатами вылилось в массовые протесты.

Далее система выплат за льготы совершенствовалась, и они увеличились. Повысилось и довольствие военных. В 2008 была проведена монетизация льгот по ЖКХ-услугам. Однако этот процесс в каждом регионе проходил по-разному.

Действующая система не идеальна, но однозначно прогрессивна. Ее «побочными» полезными явлениями стали:

  • способствование развитию муниципального транспорта, обновлению автопарков;
  • улучшение материальной базы учреждений, предоставляющих ЖКХ-услуги;
  • реформирование сферы естественных монополий;
  • ответственное отношение к введению льгот (установление новых преференций возможно только в случае финансового обоснования).

Ежемесячная денежная выплата общефедеральным льготникам в 2015 году

Этот вид финансовой помощи установлен вместо натуральных льгот (кроме проезда на пригородных электричках, бесплатного обеспечения медпрепаратами и санаторного лечения). Действовавшие до 2005 натуральные льготы сохранены малочисленной группе льготников – Героям СССР, чернобыльским ликвидаторам и некоторым другим.

ЕДВ выплачивается в качестве доплаты к пенсии из федерального бюджета таким категориям лиц:

  1. участникам/инвалидам ВОВ;
  2. обитателям блокадного Ленинграда (читайте также: льготы детям войны);
  3. служившим в ВС 1941-1945, которые не приняли участия в боевых операциях;
  4. малолетним узникам нацистов;
  5. супругам и наследникам погибших участников/инвалидов войны;
  6. ветеранам боевых действий (читайте подробнее: льготы ветеранов боевых действий);
  7. инвалидам независимо от групп (читайте подробнее: льготы инвалидов в 2015 году);
  8. пострадавшим на ЧАЭС.

ЕДВ насчитывается в заявительном порядке. Получить ее за прошедший период невозможно, даже при наличии законных оснований. Обязанность собирать документы и подтверждать свое право возложена на правообладателя. Выплата индексируется ежегодно до 01.04 на размер инфляции. В 2015 индексация запланирована в 5,5%.

Размер ЕДВ до 01.04.15 составил:

Категория Размер ЕДВ в рублях
ветеран боевых действий 2.337,13
ветеран ВОВ 4.247,84
инвалид
ІІІ гр. 1700,23
ІІ гр 2.123,92
І гр. 2.974,03
«чернобылец» 2.123,92 + ЕДВ за группу инвалидности
ребенок 2.123,92

Кроме ЕДВ, из федерального бюджета производятся также компенсационные выплаты. Они положены гражданам, на законных основаниях ухаживающих за:

  • инвалидом I гр.;
  • ребенком-инвалидом;
  • престарелым от 80 лет либо нуждающимся в посторонней помощи по медзаключению.

Федеральным льготникам, кроме ЕДВ, положен также соцпакет, который по решению получателя льготы может быть предоставлен в натуральной либо денежной форме. Полный соцпакет в 2015 году включает (руб.):

  • бесплатный проезд – 92,89;
  • санаторное лечение – 100,05;
  • медпрепараты – 646,71.

До 01.10 льготник уполномочен проинформировать ПФ РФ о своем решении получать льготу в грядущем году в натуральном или монетизованном виде. Сделать это достаточно один раз – решение будет действовать на будущее. Передумать можно раз в году; для перехода к монетизации и назад достаточно заявления в ПФ РФ до 01.10.

На нашем сайте вы можете в течение 5 минут получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Для отдельных категорий льготников предусмотрены соцпакеты, включающие дополнительное материальное обеспечение. Оно гарантируется малолетним узникам концлагерей и инвалидам, получившим травму/увечье/контузию, участвуя в военных операциях – 1 000 руб.; участникам ВОВ, узникам концлагерей – 500 руб.