Налоговый мониторинг особенности

Что такое и для чего необходим налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это вид контроля расчетов и переводов налоговых отчислений. Актуален с 1 января 2015 года. Регламентируется статьями 1-2 ФЗ №348. Проводится по собственной инициативе фирмы.

Понятие и цели мониторинга

Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:

  • Проверка правильности расчетов взносов по налогам.
  • Перевод сборов в казну в нужные сроки.
  • Направление страховых взносов в нужные сроки.
  • Сокращение рисков начисления штрафов в дальнейшем.
  • Уменьшение строгости налогового контроля в будущем.

В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:

  • Бухучет.
  • Налоговый учет.
  • Первичная документация.
  • Налоговые регистры.
  • Прочие данные.

На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2018 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2017 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2018 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2017 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2017 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?

Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:

  • Компания предоставила неполный пакет документов, которые должны прилагаться к заявлению.
  • Компания не исполнила условия, прописанные в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
  • Регламент информационного взаимодействия не отвечает требованиям, предъявляемым к нему.
  • Система локального контроля не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.

ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.

Выездные и камеральные проверки

Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:

  • Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
  • Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
  • Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
  • Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
  • Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
  • Мониторинг был завершен раньше срока.
  • Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.

Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.

Порядок проведения мероприятия

Мониторинг можно разбить в три этапа:

  1. Предоставление документов. Инспекторам нужно передать все бумаги, которые могут потребоваться в ходе мониторинга. Это налоговая отчетность, учетные документации. Запрашиваться могут все бумаги, из которых можно понять правильность проведения расчетов и платежей.
  2. Предоставление пояснений. Если специалисты выявили какие-либо несоответствия, они могут истребовать объяснения с руководителя компании. Пояснения нужно предоставить в течение 5 дней с даты поступления требования. На протяжении 10 дней нужно внести все необходимые исправления.
  3. Формирование результатов мониторинга. В процессе проверки могут обнаружиться нарушения. В этом случае налоговые инспекторы направляют соответствующие рекомендации.

Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.

Итоги мониторинга

Мнение относительно итогов мероприятия является мотивированным. Рекомендации даются только относительно обнаруженных фактов неверного исчисления налогов, несвоевременной их оплаты и прочего. Мнение инспекторов направляется в фирму в течение 5 дней после его составления. Составлено оно должно быть не позже 3 месяцев с даты завершения мониторинга.

Мнение формируется как по инициативе инспекции, так и по желанию самой компании. Во втором случае фирма направляет запрос. Делать это имеет смысл в тех случаях, когда у руководителей есть сомнения в верности исчисления, начисления налогов. В запросе нужно указать, чем именно вызвана инициатива руководства.

Запрос отправляется не позже 1 июля года, который следует за годом проведения мониторинга. Мнение передается фирме в течение 30 дней с даты получения запроса.

Иногда, для формирования мнения, инспекция запрашивает прочие документы. В этом случае срок направления ответа может быть увеличен на 30 дней. Об увеличении срока фирма извещается в течение 3 дней с даты принятия решения. Извещение создается в письменной форме.

ВАЖНО! В течение месяца с даты получения мнения компания должна направить свое согласие относительно рекомендаций в налоговый орган. К нему прилагаются бумаги, свидетельствующие о выполнении всех рекомендаций.

К СВЕДЕНИЮ! Преимущества мониторинга очевидны. Это поможет снизить налоговый контроль, избежать дальнейших проверок, предотвратить санкции, не оплачивать большие штрафы в будущем. Поэтому, если есть возможность направить заявку, сделать это нужно.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Читайте также  Оплата земельного налога в московской области для пенсионеров

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Налоговый мониторинг

Совершенствование информационных технологий позволило применять налоговым органам новые форматы взаимодействия с налогоплательщиками. Одна из таких форм, введенная в практику с 2015 года, — это налоговый мониторинг. Данный вид контроля осуществляется в удаленном режиме. На основании отчетности и сведений по текущему учету организации представители ФНС могут в режиме реального времени выявлять налоговые риски, ошибки, неточности и своевременно информировать о них налогоплательщика.

Переход от классической системы налогового контроля к мониторингу является добровольным желанием юридического лица. Однако даже если компания захочет воспользоваться этой возможностью, она должна соответствовать нескольким критериям. Они утверждены п. 3 ст. 105 Налогового кодекса РФ:

  • Совокупная сумма налогов юрлица, уплаченная за годовой период, который идет до подачи заявления о налоговом мониторинге, превышает 300 000 рублей.
  • Общая сумма доходов организации по бухгалтерским отчетам, которые поданы в предыдущем году, превышает 3 млрд рублей.
  • Стоимость официально зарегистрированных активов юрлица на период до конца года, предшествующего подаче заявления о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

В случае когда юридическое лицо не подходит даже по одному из приведенных требований, оно не сможет претендовать на проведение процедур в рамках налогового мониторинга.

Характерные особенности налогового мониторинга

В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.

Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:

  • организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
  • юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
  • организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
  • мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.

Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:

  • мониторинговый период прекращен досрочно;
  • в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
  • организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
  • решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.

Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:

  • документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
  • порядок удаленного взаимодействия;
  • учетная политика в области налогообложения;
  • информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.

Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:

  • организация представила неполный пакет документов;
  • компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
  • предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.

Важно! Если компания уже подала заявление, но затем решила отказаться, то ей необходимо дополнительно направить в ФНС заявление об отказе. В случае если такое заявление будет подано после того, как налоговая инспекция приняла положительное решение о налоговом мониторинге, отказаться от такого формата взаимодействия уже не удастся.

Налоговый мониторинг выполняется в течение календарного года и начинается не с текущего, а со следующего года (то есть, если заявление подано в 2020 году, то ФНС проводит налоговый мониторинг в течение 2021 года).

Процедура налогового мониторинга

Представители ФНС проводят проверку документов организации удаленно, не прибегая к выездным и камеральным проверкам. На основании анализа деклараций, учетных и иных документов организации налоговые инспекторы своевременно выявляют возможные противоречия или несоответствия в имеющихся сведениях. В случае обнаружения таких фактов представители ФНС направляют в адрес подконтрольной организации требование дать пояснения или исправить выявленные ошибки. Юридическому лицу на это отводится 5 и 10 дней соответственно.

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

  • По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
  • По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.

Когда компания получит от ФНС мотивированное мнение, она имеет право либо принять его, либо отвергнуть. В случае согласия организация в месячный срок направляет в адрес инспекции соответствующее уведомление, прикладывая к нему документы о выполнении рекомендаций проверяющих (если они есть). В случае несогласия организация также в течение месяца должна направить в инспекцию письменное возражение. Получив его, инспекторы в течение трех дней направляют данное возражение вместе с комплектом всех документов в вышестоящий орган ФНС России для проверки и проведения взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Налоговый мониторинг: особенности и перспективы альтернативной формы налогового контроля

На одном из круглых столов федеральной налоговой службы и представителей бизнеса, руководством ФНС было заявлено прямо: «Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, ее нужно менять». Альтернативным способом взаимодействия с крупным бизнесом ФНС видит налоговый мониторинг (НМ). «Это именно та модель, которую мы предлагаем», — заявило руководство налоговой службы. В чем суть налогового мониторинга, сколько компаний уже осуществили переход на налоговый мониторинг, какова новая концепция развития НМ, принятая в 2020 году, до какого срока можно заявиться на новую форму взаимодействия с ФНС – на эти вопросы ответим в нашей статье.

  • Сколько компаний используют налоговый мониторинг?
  • Что такое налоговый мониторинг?
  • Каковы критерии налогового мониторинга?
  • Что такое мотивировочное мнение?
  • В чем суть новой концепции налогового мониторинга?
  • Как подать заявление на НМ и в какие сроки?
  • Что может стать альтернативной НМ для тех, кому он недоступен?

Понятие налоговый мониторинг было введено в нормативную базу в конце 2014 года, тогда был принят ФЗ № 348, внесший поправки в Налоговый кодекс РФ, в частности, введя в него новую форму взаимодействия между фискальными органами и крупным бизнесом, предполагающую максимальную прозрачность предприятия для фискального органа.

На практике налоговый мониторинг стал возможен с января 2015 года, а для участников консолидированной группы налогоплательщиков стал возможен с января 2016 года.

Число участников налогового мониторинга:

2015 г. – поступили первые заявления о переходе на налоговый мониторинг.

2016 г. — проведен налоговый мониторинг 7 компаний.

2017 г. — проведен налоговый мониторинг 21 компании.

2018 г. — проведен налоговый мониторинг 26 компаний.

2019 г. – проведен налоговый мониторинг 44 компаний.

Главная цифра:

12,25% налоговых поступлений в бюджет в 2019 году обеспечили компании, использующие налоговый мониторинг.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

Читайте также  Как оплатить штраф по решению налоговой

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.

Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:

  • добыча нефти и газа,
  • металлургическая промышленность,
  • перевозки,
  • финансово-кредитная сфера,
  • производство,
  • строительство,
  • торговля,
  • связь,
  • информационных технологии.

Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.

Три условия перехода на налоговый мониторинг:

  1. 300 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
  2. 3 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
  3. 3 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.

Что такое мотивированное мнение

Если ФНС видит несоответствие, противоречие, налоговая может потребовать пояснений или внесения исправлений. На предоставление пояснений дается 5 дней, на внесение исправлений дается 10 дней.

Обнаружив ошибки или риск-факторы, руководитель или заместитель руководителя инспекции должен составить мотивированное мнение в адрес налогоплательщика по утвержденной форме. Также мотивированное мнение может быть составлено ФНС о деятельности организации и по просьбе самой организации – для получения сторонней экспертной оценки.

Два вида мотивированного мнения:

  • по инициативе налогового органа. Отправляется в том случае, если установлен факт, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Направить мотивированное мнение налоговая инспекция должна не позже, чем за 3 месяца до окончания налогового мониторинга;
  • по запросу компании. Компания имеет право запросить у ФНС мотивированное мнение в том случае, если имеет неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства. ФНС в этом случае должна предоставить компании мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения запроса. Если для подготовки мотивированного мнения требуются дополнительные материалы, то ФНС имеет право их запросить и продлить срок подготовки ответа еще на один месяц.

Если организация согласна с замечаниями, указанными в мотивированном мнении, то она должна в течение месяца уведомить ФНС о согласии с ее позицией и подтвердить устранение указанных нарушений.

Если компания не согласна с мотивированным мнением, то в течение одного месяца должна пройти так называемая «взаимосогласительная процедура». ФНС либо согласится с позицией налогоплательщика, либо будет настаивать на своем.

Новая концепция налогового мониторинга

В первом квартале 2020 года экс-руководителем ФНС и действующим Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным была утверждена новая концепция налогового мониторинга: «Концепцию развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» от 21.02.2020 №381-р. Ее главная задача – увеличение доступности нового способа налогового контроля для бизнеса.

Новая концепция предполагает изменение критериев отбора компаний, имеющих право на выбор НМ. Согласно ей, будет происходить снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов с 300 до 100 млн рублей. В эту сумму будет разрешено включать страховые вносы и налоги на доходы физлиц. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также будут снижены с 3 до 1 млрд руб.

Кроме того, если раньше компания должна была соответствовать сразу трем критериях отбора, то, согласно новой концепции, достаточно будет соответствовать хотя бы одному из указанных критериев.

Потенциал доступности налогового мониторинга:

1905 компаний в РФ по итогам 2019 года имеют потенциал перейти на налоговый мониторинг.

7827 компаний смогут перейти на налоговый мониторинг в 2024 году, согласно новой стратегии развития налогового мониторинга.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 июля года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Однако в 2020 году срок подачи такого заявления был продлен на три месяца до 1 октября из-за ситуации с самоизоляцией в соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.

Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:

  • заявление,
  • регламент информационного взаимодействия,
  • информация о взаимозависимых лицах,
  • учетная политика для целей налогообложения,
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Налоговый мониторинг – безусловный шаг вперед в сложившейся системе взаимодействия ФНС с налогоплательщиками. Бесспорно, в НМ есть плюсы и минусы, где главным минусом остается абсолютная недоступность новой формы налогового контроля для подавляющего большинства российских компаний.

Альтернативным инструментом оценки налоговых рисков в режиме реального времени могут стать электронные сервисы, например, СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис призван объективно оценить финансовое состояния компании и ее налоговые риски. В частности, дать оценку эффективности выбранного режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку. СБИС оценит по всем известным критериям налоговые риски, укажет на слабые места и позволит устранить их до проверки.
А с помощью СБИС Сверка легко контролировать расчеты с бюджетом, проводить сверку по сотрудникам, сверять 6-НДфЛ.

Подробнее о том, как выстроить хорошие отношения с налоговой при помощи СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

  • Что такое налоговый мониторинг
  • Участники налогового мониторинга
  • Плюсы и минусы налогового мониторинга
  • Как стать участником мониторинга
  • Период мониторинга
  • Как проходит мониторинг
  • Выводы

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Критерии участия Действующие критерии Планируемые изменения
Общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, начисленных в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 300 миллионов рублей не менее 100 миллионов рублей
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой отчётности за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Совокупная стоимость активов по данным отчётности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Обязательное условие для участия соответствие всем трём критериям одновременно соответствие хотя бы одному критерию

Условия участия в налоговом мониторинге

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года.

То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции.

Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Выводы

Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которая пока доступна только крупному бизнесу, но в скором времени может распространиться и на средний. Налоговики имеют доступ к базе организации, практически в режиме онлайн отслеживают правильность учёта в компании и сообщают о недочётах. Так у организации есть возможность сразу внести корректировки и избежать дальнейших штрафов, споров и судебных разбирательств. Выездные и камеральные проверки участников мониторинга за некоторыми исключениями не проводят. Участие в мониторинге добровольное.

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Возможности 1С по налоговому мониторингу и системе внутреннего контроля

С 1 июля 2021 года для хозяйствующих субъектов поменялся механизм налогового мониторинга, а также требований к внутреннему контролю, проводимому в ходе этого мероприятия.

Как изменился механизм налогового мониторинга

С июля 2021 года работает Закон от 29.12.2020 г. № 470-ФЗ, на основании которого регламентированы новые требования к механизму перехода субъектов на налоговый мониторинг и процедуре осуществления данного мероприятия.

Налоговый мониторинг представляется как вид налогового контроля, который предусматривает предоставление налоговикам удаленного доступа к учетной программе компании. Мониторинг осуществляется только с письменного согласия и по заявлению хозяйствующего субъекта, а ИФНС проводит контроль учета и отчетности налогоплательщика, выявляя ошибки и неточности. Налоговым мониторингом заменяются проверки ИФНС (выездные и камеральные) — в связи с проведением мониторинга они не осуществляются.

Для перехода на налоговый мониторинг субъект с 1 июля 2021 года должен удовлетворять определенным критериям (п. 3 ст. 105.26 НК):

  • совокупный размер НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, которые должны были быть уплачены за предшествующий год, составлял не меньше 100 млн. руб. (раньше — 300 млн. руб.);
  • совокупный объем полученных доходов — не меньше 1 млрд. руб. (раньше — 3 млрд. руб.);
  • суммарная стоимость активов по сведениям бухотчетности — не меньше 1 млрд. руб. (раньше 3 млрд. руб.).

По обновленным правилам исключено использование суммовых критериев для применения налогового мониторинга, которые установлены по отношению к участникам консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, обновили правила досрочного окончания мониторинга.

Также поменяли крайнюю дату подачи заявления на мониторинг. Раньше его нужно было подать в налоговую инспекцию не позже 1 июля года, предшествующего году осуществления налогового мониторинга. На данный момент этот срок — 1 сентября (п. 1 ст. 105.27 НК). Таким образом, если организация планирует проходить налоговый мониторинг с 2022 года, она должна направить в ИФНС заявление до 1 сентября 2021 года.

Скорректированные формы документов, применяемые при налоговом мониторинге, регламентированы Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

Данные корректировки и обновленные документы по налоговому мониторингу учли и реализовали в программах 1С:

Компании, планирующие использовать налоговый мониторинг или уже перешедшие на него, могут напрямую из этих программ обмениваться с ИФНС электронными документами, и они полностью соответствуют скорректированным требованиям.

Данные программы 1С имеют полноценный функционал и дают возможность реализовать права и обязанности субъекта от момента отправки заявления на участие в мониторинге до отказа от его осуществления по желанию самого налогоплательщика.

1С:Налоговый мониторинг

Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций

  • Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • 100% налоговых показаний с НДС и без;
  • Импорт документов из внешних учетных систем.

Как изменились требования к системе внутреннего контроля

Компания, которая планирует использовать налоговый мониторинг, обязательно прикладывает к заявлению документы об организации внутреннего контроля в организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.27 НК).

Система внутреннего контроля подразумевает утвержденную хозяйствующим субъектом совокупность правил и мероприятий, которые применяются для упорядоченного и эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, данная система требуется, чтобы обнаруживать, устранять и предотвращать ошибки при расчете налогов, страхвзносов и сборов и своевременно формировать отчетность.

Необходимо учесть, что с июля 2021 года скорректированы требования к системе внутреннего контроля. Обновленные требования и форматы документации, которые подаются при представлении информации, регламентированы Приказом ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518@.

С учетом данных корректировок в указанных программах 1С была реализована новая подсистема для автоматизированной работы системы управления рисками и внутреннего контроля. Она включает в себя:

  • регистрацию, идентификацию и предварительную оценку рисков;
  • регистрацию инцидентов и планов реакции на них;
  • функции планирования и регистрации контрольных процедур для обнаружения или предотвращения инцидентов (реализации рисков);
  • отчеты для анализа сведений и уведомления для подачи в ИФНС.

Через программы 1С компании, которые подключились к налоговому мониторингу, имеют возможность постоянно передавать в ИФНС такие сведения:

  • по организации системы внутреннего контроля;
  • о рисках и контрольных мероприятиях, необходимых для предотвращения или их минимизации;
  • по оценке уровня организации системы внутреннего контроля и операциях по ее совершенствованию;
  • о результатах выполнения контрольных процедур и др.

Обмен с ИФНС данными документами и информацией осуществляется только электронно и полностью автоматизированно.

Как перейти на налоговый мониторинг в 1С

Для перехода на налоговый мониторинг с 2022 года налогоплательщику нужно не позже 1 сентября 2021 года направить в ИФНС электронное заявление. Его формат регламентирован Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

Программа 1С передаст в налоговую инспекцию не только само заявление на налоговый мониторинг, но и комплект обязательных уведомлений. В их число входят такие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о компаниях, физлицах, напрямую или косвенно участвующих в хозяйствующем субъекте, который подает заявление на мониторинг, и при этом их доля участия — больше 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения, которая действует в году подачи заявления;
  • информация о контрольных процедурах компании, проводимых в целях налогового мониторинга;
  • анализ уровня организации системы внутреннего контроля;
  • сведения по организации системы внутреннего контроля;
  • внутренняя документация, которая регламентирует систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Налоговики рассматривают заявление до 1 ноября 2021 года и принимают решение о том, чтобы осуществлять налоговый мониторинг по налогоплательщику или отказать в нем.

Решение передается компании в течение 5-ти дней с момента его принятия (п. 6 ст. 105.27 НК).

Как проводится налоговый мониторинг в рамках 1С

В указанных выше программах 1С для осуществления налогового мониторинга с учетом обновленных требований реализованы такие возможности:

  • новое автоматизированное рабочее место (АРМ) для инспектора ИФНС с конкретными функциями, связанными с анализом информационной базы хозяйствующего субъекта;
  • конструктор налогового контроля хозяйствующего субъекта, позволяющий ИФНС увеличивать типовой функционал. Автоматизированное рабочее место дает возможность инспектору регистрировать запросы на представление документации и пояснений, а хозяйствующим субъектам — вводить ответы и вкладывать в них необходимые скан-копии подтверждающих документов;
  • два способа доступа инспектора ИФНС к информации хозяйствующего субъекта — к рабочей учетной базе и к ее копии. Есть возможность использовать конструктор, чтобы настраивать перечень отражаемых в копии объектов и их реквизитного состава, а также инструменты для отражения информации;
  • новая подсистема «Управление рисками», которая обеспечивает регистрацию рисков, контрольных процедур, инцидентов реализации рисков, мероприятий по их предупреждению и реакций на инциденты. Кроме того, подсистема дает возможность формировать уведомления на основании Приказа ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518@;
  • уровни риска определяются в зависимости от их вероятности и оценки ущерба, а также описываются причины рисков и их последствия и фиксируются дополнительные данные;
  • при фиксации рисков в документе формируется список контрольных процедур и реакций на возможный риск.

Данные программные продукты 1С дают возможность эффективно работать с рисками, рассматриваемыми при налоговом мониторинге, а также оперативно передавать информацию в ИФНС и получать ее от налоговиков.

При использовании возможностей программ 1С хозяйствующие субъекты своевременно выполняют требования налоговой инспекции в рамках проводимого налогового мониторинга, а также избегают риска привлечения к налоговой ответственности.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.