Как оплатить штраф по решению налоговой

Как создать платёжку на уплату пени и штрафов в налоговую

Сколько видов налогов — столько пеней и штрафов и по ним. Для каждого вида нужна своя платёжка с особенными реквизитами. Реквизиты будут зависеть даже от того, добровольно вы собрались платить штрафы и пени или нет.

Эльба готовит платёжки по пени и штрафам автоматически, если в раздел Письма пришло требование на их уплату. Вы увидите в открытом требовании кнопку «Оплатить или скачать платёжки».

Если налоговая вдруг прислала требование на бумаге, или вы хотите покончить с хвостами добровольно, не дожидаясь требования, создайте платёжку сами в Эльбе из раздела «Платёжки» → «Уплата штрафа, пени в бюджет». Разберём, как заполнить поля платёжки.

Причина оплаты

Первым делом укажите, что оплачиваете: штраф или пени. Если налоговая начислила пени или штрафы по разным налогам и сборам, для каждого потребуется отдельная платёжка.

Вид налога или взноса

Теперь ответственный шаг — за что платим. Заполните поле «Вид налога или взноса» — по нему Эльба определит КБК.

Если у вас есть справка о состоянии расчётов или требование, посмотрите вид налога или взноса в колонке «Наименование налога, сбора» и выберите его в Эльбе. Если штраф или пени увидели в выписке операций по расчётам с бюджетом, название налога или взноса ищите над таблицей с расчётами.

КБК в платёжке должен совпадать с КБК в требовании, можете сверить. КБК в справке о состоянии расчётов или в выписке будет на пару цифр отличаться от КБК, который подставит Эльба. Это не ошибка, Эльба заполняет КБК правильно. Дело в том, что в справке и выписке налоговая указывает общий КБК для определённого вида налога или взносов. А вам нужен конкретный КБК, который отражает, что уплачиваете: налог, пени или штраф. Так для фиксированной части страховых взносов по пенсионному страхованию в справке и выписке указывается КБК 182 1 02 02140 06 0010 160, а для уплаты пеней нужен КБК 182 1 02 02140 06 2110 160.

ОКТМО

Код ОКТМО и код отделения ИФНС, ПФР или ФСС Эльба заполнит автоматически по данным из раздела «Реквизиты». Но не лишним будет сверить их с кодами, которые указаны в требовании или другом документе, из которого вы узнали о штрафе или пенях. Особенно важно проверить реквизиты, если недавно сменили адрес регистрации или платите НДФЛ в разные инспекции.

Для некоторых платежей нужно указать систему налогообложения. Эльба заполнит ее автоматически по данным в разделе «Реквизиты». Проверьте заполнение этого поля, если недавно сменили систему налогообложения. Возможна ситуация, когда в реквизитах уже указана новая система налогообложения, а требование пришло по старой.

Основание платежа

В основании платежа укажите:

  • «Есть требование ИФНС или ПФР», если платите по требованию.
  • «Есть акт проверки», если платите по акту. Появятся поля для заполнения номера и даты документа — перепишите их из требования или акта.
  • Если увидели штраф или пени в личном кабинете на сайте налоговой или сверке, выберите «Нет требования или акта, уплачиваю добровольно».

Это самые распространённые основания для платежа, но может случиться так, что ни один из них не подойдёт для вашей ситуации. Тогда создать или отредактировать платёжку стоит в интернет-банке или на сайте налоговой. Вот страница для ИП, а вот — для ООО.

Сумма, дата и назначение платежа

Осталось указать сумму и дату платежа. Назначение платежа Эльба заполнит автоматически. Вот и всё, платёжка готова! Нажмите «Оплатить или скачать», чтобы перейти к оплате, или «Сохранить», чтобы вернуться к оплате позднее.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Статья актуальна на 31.05.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Нажимая кнопку Подписаться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур

КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов)

ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ КБК
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, ст. 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ 182 1 16 03010 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ 182 1 16 03020 02 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ 182 1 16 03030 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт 182 1 16 06000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также законодательства РФ и в области экспортного контроля 182 1 16 05000 01 0000 140

Немного подробнее об уплате штрафов и денежных взысканий

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах

Штрафы выписываются на нарушение федерального законодательства о налогах и сборах, а также за административные нарушения. Полный перечень нарушений, влекущих за собой штраф, содержится в Налоговом и Уголовном кодексе РФ.

Каждый вид правонарушения, карающийся штрафом, регулируется государственными органами различных уровней, поэтому и получатели штрафа будут различные. Вот почему так важно при уплате штрафа указывать в платежном поручении правильный КБК.

  1. За нарушение бюджетного законодательства на федеральном уровне 1 16 18010 01 0000 140.За недоимку в Пенсионный фонд – 1 16 20010 06 0000 140.
  2. За невыплату в положенное время взносов в ФСС – 1 16 20020 07 0000 140.
  3. За неуплату взносов в ФФОМС – 1 16 20030 08 0000 140.
  4. Штраф за выявленные проверкой нарушения работы с наличностью, произведения кассовых операций, использования специальных счетов в банке (если это было обусловлено требованиями) – 1 16 31000 01 0000 140.
  5. За нарушения, связанные с использованием валюты 1 16 05000 01 0000 140.

Прочие штрафные поступления

  • 18811643000016000140 – за административные правонарушения.18811690010016000140 – возмещение ущерба в федеральный бюджет.
  • 18811690050056000140 – возмещение ущерба в бюджеты муниципальных районов.

Уплата штрафов ГИБДД

Самый широко распространенный вид штрафных начислений. Начисленный штраф подлежит своевременной уплате ( в течение 2 месяцев), иначе налицо новое правонарушение, в свою очередь, также караемое штрафом и дополнительными неприятными мерами в отношении неплательщика.

60 предоставляемых для оплаты дней начинают отсчитываться с выдачи на руки квитанции на штраф или после получения письма-квитанции, выписанной по данным камер фиксации.

Новшества, принятые в 2016 году, грозят неплательщикам штрафов ГИБДД такими карами:

  • несвоевременная уплата ведет за собой штраф в двукратном размере;
  • злостный неплательщик может быть арестован на 15 суток;
  • можно оказаться принужденным к общественным работам на срок до 50 часов.

Все зависит от решения судьи, который берет во внимание прежде всего серьезность допущенного автонарушения.

Реквизиты для оплаты

Если вы получили извещение о начисленном вам штрафе от ГИБДД, его надо оплатить по правильным реквизитам. Обратите внимание, коды бюджетной классификации по этому виду штрафов одинаковы для всех регионов РФ, они зависят от того, какой у вас автомобиль и что именно вы на нем нарушили. Ищите необходимый вам КБК среди нижеперечисленных.

  • 18811630020016000140 – за административные правонарушения в области дорожного движения.
  • 18811630010016000140 – за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования:
  • 18811630011016000140 – за то же нарушение, произошедшее на дороге федерального значения;
  • 18811630012016000140 – если дорога была регионального или межмуниципального значения;
  • 18811630013016000140 – дорога общего пользования местного значения городских округов;
  • 18811630014016000140 – дорога общего пользования местного значения муниципальных районов;
  • 18811630015016000140 – дорога общего пользования местного значения поселений.
  • 18811625050016000140 – за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • 18811626000016000140 – за нарушение законодательства о рекламе на транспортных средствах;
  • 18811629000016000140 – за нарушения в области международных перевозок (федеральный бюджет).
  • 18811630030016000140 – за все остальные штрафы, наложенные муниципальным органом, городом федерального значения, городским округом.

Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)?

  • Правила оформления платежного поручения для уплаты штрафа
  • Образец заполнения платежного поручения в налоговую в 2020–2021 годах
  • Как оформить платежку на уплату штрафа по взносам
  • Итоги

Правила оформления платежного поручения для уплаты штрафа

Основным нормативным документом, определяющим порядок заполнения платежек, является приказ Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н (приложение 2). Остановимся на основных моментах.

  1. В реквизите 104 указывается КБК (20-значный код бюджетной классификации), который можно узнать из перечня, утвержденного Минфином на соответствующи год. Следует учесть, что, согласно абз. 7 п. 4 разд. II этого же приказа, для штрафов используется код подвида доходов 3000 (14–17 цифры кода).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15, в котором указывается номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)). С этой даты также меняются реквизиты Казначейских счетов и наименование банка получателя. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. банк примет платежки как со старыми так и с новыми реквизитами. Это следует из письма ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504. Подробности см. здесь.

  • по штрафу, связанному с налогом на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет:
    182 1 01 01011 01 3000 110;
  • штрафу, связанному с налогом на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет:
    182 1 01 01012 02 3000 110;
  • штрафу, связанному с НДФЛ: 182 1 01 02010 01 3000 110.

КБК для уплаты штрафов по всем видам налогов смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Помните, что КБК по недоимке, пеням и штрафам по одному и тому же налогу разные, значит, нужно оформлять отдельные платежки для их оплаты.

  1. В реквизите 105 заполняется ОКТМО код территории муниципального образования, на которой собираются средства от уплаты штрафов.
  2. Реквизит 106 значение основания платежа 2 буквы. В случае уплаты штрафа используются буквы ТР (что означает требование, когда налоговая выставила этот документ по ст. 69, 101.3 НК РФ).
  3. Реквизит 107 (налоговый период) имеет значение 0.
  4. В реквизите 108 указывается номер требования, символ № ставить не нужно.
  5. Показатель 109 содержит дату документа, номер которого отражен в реквизите 108, в формате «ДД.ММ.ГГГГ».
  6. Реквизит 110 с 01.01.2015 не заполняется (это связано с тем, что п. 11 приказа № 107н был отменен приказом Минфина № 126н от 30.10.2014).
  7. В реквизите «Код» указывается уникальный идентификатор начисления (УИН); он должен содержаться в требовании налоговой, которое она выставила для уплаты штрафов. Если этого кода нет, то проставляется 0.
Читайте также  С какой мощности двигателя берется транспортный налог

ВАЖНО! При составлении или воспроизведении платежного поручения на бумаге заполнять код можно на 2 и более строках.

  1. Реквизит «Назначение платежа» должен содержать следующую информацию: вид платежа и его основание.
  2. Реквизит «Очередность платежа» 5.
  3. Реквизит 101:
  • при оплате штрафов за себя: 01 для юридических лиц, 09 для ИП;
  • при платежах, осуществляемых в качестве налогового агента: 02.

Вы можете скачать форму платежного поручения на нашем сайте.

Образец заполнения платежного поручения в налоговую в 2020–2021 годах

В ООО «Звезда» была проведена выездная проверка. На основании акта проверки вынесено решение, что организация недоплатила налог на прибыль. На основании вступившего в силу решения организации направлено требование № 18-52/45678 от 07.02.20ХХ об уплате недоимки, пеней и штрафа. УИН, указанный в требовании: 12345678912345678912.

Рассмотрим, как в этом случае будет заполняться платежка (при необходимости вы сможете скачать образец платежного поручения на уплату штрафа в 2020-2021 годах).

Подробности заполнения платежных поручений на уплату штрафа по требованию налоговой инспекции или по акту налоговой проверки, см. в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Как оформить платежку на уплату штрафа по взносам

Вариант заполнения платежки на уплату штрафа по взносам зависит от того кто выставил санкции:

  1. ФНС, в связи с опозданием с представлением отчетности;
  2. ФСС за несвоевременную уплату несчастных взносов.

Рассмотрим более детально.

Если налогоплательщик несвоевременно представил отчетность по взносам, то его ожидают санкции в размере 5% от величины взносов за каждый месяц просрочки, но не более 30% от этой суммы и не менее 1 тыс.руб.

Алгоритм заполнения платежки на штраф аналогичен порядку, установленному для налоговых штрафов, за исключением КБК. В 2020-2021 годах следует указывать следующие коды:

на обязательное пенсионное страхование

на соцстрахование в связи с болезнью или материнством

182 1 02 02010 06 3010 160

182 1 02 02101 08 3013 160

182 1 02 02090 07 3010 160

При этом сумму штрафа в 1 тыс. руб. следует распределить по КБК пропорционально тарифам (письмо ФНС от 05.05.2017 № ПА-4-11/8641):

  1. в ПФР 733,33 руб. (22 / 30 * 1000);
  2. в ФФОМС 170 руб. (5,1 / 30 * 1000);
  3. в ФСС 96,67 руб. (2,9 / 30 * 1000).

С апреля 2020 года субъекты СМП платят взносы по пониженным тарифам. Каким именно, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Штрафные санкции также вправе выставить и ФСС за несвоевременную сдачу формы 4-ФСС (5% от суммы взносов, но не менее 1 тыс.руб. и не более 30%) или за нарушение порядка представления формуляра (200 руб.).

Порядок заполнения платежки немного отличается от установленного для налоговых штрафов:

  1. Не заполняются поля 106 – 109;
  2. КБК — 393 1 02 02050 07 3000 160

Итоги

Правила заполнения реквизитов платежного поручения для уплаты штрафов перечислены в приложении 2 к приказу Минфина РФ № 107н. Платежка на уплату штрафа должна быть заполнена правильно, иначе банк может ее не принять. А в случае ошибок в реквизитах, значимых для зачисления платежа, в ИФНС она может оказаться отнесенной к категории невыясненных.

Если вы сомневаетесь в правильности заполнения реквизитов платежного поручения, то помните, что НК РФ в п. 6 ст. 32 обязал налоговые органы предоставлять все необходимые сведения для заполнения поручений с целью уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов. Поэтому всю необходимую информацию вы можете запросить в вашей налоговой.

В два счета: как составить платежное поручение на оплату пеней и штрафов

Вы не вовремя сдали налоговую декларацию? Или забыли уплатить налог? Налоговая инспекция прислала требование об уплате пени и штрафов? Мы поможем вам составить платежное поручение на оплату пеней и штрафов в налоговую инспекцию или внебюджетный фонд.

Штрафы и пени по налогам и сборам

Если получено требование на уплату штрафа или пени, оно может содержать УИН (уникальный идентификатор начислений), его надо указать в поле «Код». Если требования с УИН нет, то в этом поле ставится 0.

ОКТМО указывается обычный, как и при уплате налогов. В поле 106 выбирается основание платежа: при наличии требования от налогового органа ставится ТР, если требования нет, то ставится ЗД. Номер и дата требования указывается в полях 108-109 платежного поручения, при отсутствии требования, в полях проставляются нули. В поле 107 «Показатель налогового периода» ставится срок уплаты, указанный в требовании. Если требования нет, то в этом поле так же ставится 0.

КБК, если он не указан в требовании, надо искать самостоятельно. Имейте ввиду, что берется КБК не того периода, за который вы платите штраф или пени, а КБК того года, в котором вы это оплачиваете. Т.е. при уплате штрафов и пеней в 2015 году надо брать КБК из списка кодов на 2015 год.

Налоговая инспекция может налагать штрафы как по Налоговому кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Принцип заполнения платежного поручения при этом один, разные только КБК.

КБК по пеням и штрафам согласно Налоговому кодексу

* Пени (статья 75 НК) за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату налога (статья 122 НК) — КБК налога, по которому нарушен срок уплаты, но в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2100 (пени) или 3000 (штраф).

Пример:КБК транспортного налога 182 1 06 04011 02 1000 110, пени по этому налогу уплачиваются на КБК 182 1 06 04011 02 2100 110, а штраф на КБК 182 1 06 04011 02 3000 110

* Штрафы за непредставление налоговой декларации в установленный срок (статья 119 НК) – КБК указываются по такому же принципу, как и при пенях за несвоевременную уплату налога. Т.е. берется КБК налога, по которому подается декларация и в 14-17 разряде ставится 3000.

Пример: КБК по НДС 182 1 04 01000 01 1000 110, штраф за несвоевременную подачу декларации по НДС уплачивается на КБК 182 1 04 01000 01 3000 110

* Штраф за непредставление справок 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности, а также иных документов и (или) иных сведений (статьи 119.2, 129.1 и пункт 1 статьи 126 НК) – КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

* Штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме (статья 119.1 НК) — КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

КБК по штрафам согласно КоАП

* Штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП — 182 1 16 03030 01 6000 140

* Штрафы за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт -182 1 16 06000 01 6000 140

* Штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140

Образец заполнения платежного поручения на уплату штрафа за налоговое правонарушение при наличии требования и УИН

Образец заполнения платежного поручения на уплату пеней при отсутствии требования и УИН

Штрафы и пени по взносам во внебюджетные фонды

Фонд социального страхования выставляет штрафы по двум федеральным законам [2] , так же, как и Пенсионный фонд [3] . Кроме этого, оба фонда могут оштрафовать должностных лиц организации по ст.15.33 КоАП.

Штрафы и пени по страховым пенсионным взносам

* Пени (статья 25 закона 212-ФЗ) за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату взносов (статья 47 закона 212-ФЗ) — КБК взносов, по которым нарушен срок уплаты, но в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2000 (пени) или 3000 (штраф).

Пример: КБК страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии — 392 1 02 02010 06 1000 160, пени за несвоевременную уплату следует платить на КБК 392 1 02 02010 06 2000160, а штраф за неуплату на КБК 392 1 02 02010 06 3000 160

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета Пенсионного фонда РФ (за исключением ст.48-51 закона 212-ФЗ) — 392 1 16 20010 06 6000 140;

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета ФФОМС (за исключением ст.48-51 закона 212-ФЗ) — 392 1 16 20030 08 6000 140;

* Штрафы в соответствии со статьями 48 — 51 Федерального закона 212-ФЗ — 392 1 16 20050 01 6000 140.

Штрафы и пени по страховым взносам в ФСС

* Пени за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату взносов — КБК взносов, по которым нарушен срок уплаты, в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2000 (пени) или 3000 (штраф).

Пример: КБК страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 393 1 02 02050 07 1000 160, пени уплачиваются на КБК 393 1 02 02050 07 2000 160, 393 1 02 02050 07 3000 160.

* Штрафы за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета ФСС — 393 1 16 20020 07 6000 140

Читайте также  Опись вложения при отправке налоговой декларации

Образец заполнения платежного поручения на уплату штрафа в ПФ

[1] Пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Как заплатить налоги, если ФНС заблокировала счет?

Комментарий юриста:

Право ФНС России заблокировать расчетный счет организации определено в ст. 76 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень причин, по которым банковские операции могут быть временно приостановлены:

  • юрлицо опоздало с предоставлением налоговой декларации в ФНС на 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налоговый агент не представил расчет по форме 6-НДФЛ в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не исполнил требование налоговой службы об уплате налога, страховых взносов, пени или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик, который в силу требований НК РФ обязан представлять отчетность в электронном виде, не передал в налоговую службу электронную квитанцию о приеме документа, полученного от ФНС в электронной форме в срок 6 дней с даты его получения (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как следует из письма Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548, в число таких документов входят требования о представлении документов и о представлении пояснений, а также уведомления о вызове представителей организации в налоговую инспекцию.

Кроме этого, операции по счету могут приостановить по причинам, указанным в п. 10 ст. 101 НК РФ. Если в ФНС России решат, что организация не исполняет решение, которое было принято по результатам камеральной или выездной проверки, по причине того, что совокупная стоимость его имущества, по данным бухгалтерского учета. меньше суммы недоимки, пеней и штрафов. Однако в этом случае перед блокировкой счета орган ФНС России должен вынести решение об обеспечительных мерах в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества такого юрлица.

Сразу надо сказать, что Пенсионный фонд, ФСС и Росстат не имеют права блокировать банковские счета организаций и ИП. Равно, как и ФНС во всех остальных случаях нарушений налогового законодательства, таких как несвоевременное предоставление авансовых расчетов или бухгалтерского баланса. Нет права примеять эту меру и при непредоставлении расчета по страховым взносам.

Рассмотрим каждый случай блокировки счета.

1. Блокировка расчетного счета за неисполнение требований налоговиков об уплате налога или страховых взносов.

Эта причина предусмотрена п. 2 ст. 76 НК РФ, в котором сказано, что ФНС может ограничить банковские операции должника только в пределах суммы недоимки, требование об уплате которой ему было выставлено. Блокируются все банковские счета и с них списываются средства до полного погашения недоимки. В случае наличия остатков средств на нескольких заблокированных счетах допустимый лимит может быть превышен.

2. Блокировка расчетного счета за несвоевременное представление декларации.

Если налогоплательщик задержался со сдачей любой из деклараций, предусмотренных НК РФ, более чем на 10 дней, ФНС имеет право ограничить все операции по его банковским счетам. Это предусмотрено п. 3 ст. 76, а также п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Это право у налоговиков есть только в отношении непредоставления налоговых деклараций, опоздание со всеми остальными отчетами к таким последствиям не приводит. Счет блокируется полностью, его владелец не может им распоряжаться в полной мере. Закон разрешает исключительно проводить платежи, связанные с трудовыми отношениями и уплатой налогов и сборов.

3. Блокировка расчетного счета при отсутствии квитанции о приеме налогоплательщиком электронных документов от ФНС.

Возможность ограничить операции в банке в случае непредставления в ФНС электронной квитанции о получении документов или требований действует с 1 января 2015 г. Соответствующие требования предусмотрены в ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики в шестидневный срок обязаны подтверждать получение от ФНС документов, высылаемых в их адрес. Электронная квитанция может быть отправлена в налоговую через телекоммуникационные каналы связи при получении следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в орган ФНС.

ФНС блокирует счет при непредставлении квитанции в течение шести дней, однако решение может быть вынесено в течение 10 дней после истечения этого срока. Поэтому у налогоплательщика остается время исправить оплошность и не допустить блокировку. Счет блокируется полностью. Допускаются обязательные платежи в такой же очередности, как при блокировке за отсутствие декларации.

Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой инспекцией?

Схема действий в каждой из причин введения ограничений похожая, поскольку включает всего три важных шага. Результат прямо зависит от скорости и точности исполнения всех действий.

Шаг 1. Выяснение причины, по которой были введены ограничительные меры.

В отделении банка, в котором открыт расчетный счет, нужно выяснить, на основании какого именно решения ФНС были приостановлены операции. Работники кредитной организации должны сообщить дату и номер этого документа. После этого нужно подъехать в орган ФНС и по реквизитам решения уточнить, кем и за что оно было вынесено. Чаще всего решение доходит до адресата по специализированным каналам связи немного позже, чем в банк. Выяснение причины таких мер позволит сократить время на решение проблемы.

Шаг 2. Устранение причины.

Когда причина, по которой наступили столь неприятные последствия, известна, нужно ее быстрее устранить. Если существовала недоимка по налогу, ее нужно погасить. Если была задержка с декларацией, отчет необходимо направить в ФНС. При отсутствии электронной квитанции ее необходимо передать, одновременно исполнив все требования из документа, которого она касалась. Об устранении причин обязательно необходимо как можно скорее известить ФНС.

Если ограничительные меры связаны с несдачей отчета или сдачей его в неправильном формате (на бумаге вместо ТКС), то нужно оформить подключение к одному из спецоператоров связи для сдачи отчетности электронно.

Шаг 3. Информирование ФНС об устранении нарушения.

Обычно разблокировка происходит в течение суток после того, как инспекция получит деньги в бюджет либо требуемые отчеты или документы. Для гарантии можно обменяться с ФНС электронными документами (например, есть личный ключ или организация пользуется услугами специальных посредников) и проинформировать инспекцию о том, что нарушение устранено. Статьей 76 НК РФ установлены следующие максимальные сроки снятия ареста со счетов налогоплательщика:

  • при недоимке — на следующий рабочий день после получения выписки банка об уплате налога и пеней по требованию;
  • при отсутствии декларации — на следующий рабочий день после предоставления декларации или расчета 6-НДФЛ либо документов, подтверждающих их подачу ранее по срокам;
  • при отсутствии квитанции о приеме электронных документов — на следующий рабочий день после передачи квитанции в ФНС и представления истребованных документов.

До введения специализированных каналов электронной связи разблокировка счетов занимала больше времени, потому что решение ФНС в банк о снятии ограничений доставлялось курьерами. Сейчас в отношениях ФНС с банками налогоплательщики не задействованы, и обмен данными занимает считанные минуты.

Есть и сложности.

1. Недоимка погашена, а операции не возобновились.

Разница во времени между совершением платежа и поступлением денежных средств в бюджет может достигать три дня. Ускорить процесс разблокировки можно путем представления в ФНС доказательств совершения уплаты налога. Это могут быть выписка из банка или оригинал платежного поручения с отметкой банка.

2. Счет заблокирован в одном банке, а другой банк отказал в открытии счета.

До 2014 года при блокировке счета в одном банке можно было открыть другой счет и работать через него. Теперь банкам запрещено открывать новые расчетные счета тем ИП и организациям, у которых приостановлены операции по действующим счетам. Поэтому придется все равно устранять причину.

Поможем разблокировать расчетный счет заблокированный по решению ФНС.
Работаем дистанционно.

Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.

Офис в Орле: улица Максима Горького 47д
телефон: +7 (800) 511-62-06

Офис в Туле: проспект Ленина 57, офис 115
телефон: +7 (487) 244-05-20

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Читайте также  Налоги после продажи автомобиля

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».