Что является объектом налогообложения земельным налогом

Объект налогообложения земельного налога

  • Законодательство о земельном налоге
  • Объект земельного налога
  • Когда возникает обязанность платить за землю?
  • Особенности налогообложения общей земли
  • Возможные льготы по объекту земельного налога
  • Итоги

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Земельный налог для организаций в 2021 году

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.
Читайте также  Как оплатить штраф по решению налоговой

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках. В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ . Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

  • Решение городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020)
  • Решение городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020)
  • Решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.
Читайте также  Как часто проводится камеральная налоговая проверка

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 1,5% в отношении прочих участков.

Как узнать кадастровую стоимость земли?

Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

Кадастровую стоимость земли можно узнать, направив запрос в Росреестр через сайт (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_2). Можно сделать запрос в территориальном отделении ведомства. Тогда чиновники выдадут кадастровую справку.

Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

  • изменения вида разрешенного использования;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади земельного участка.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

Льготы по земельному налогу

В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

Что такое объекты налогообложения

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, почему обычные люди, предприниматели и компании становятся налогоплательщиками и в каких случаях какой налог придётся платить.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Я уже рассказывал о том, что такое налоги и сборы и какими они бывают. Сегодня разберемся с понятием объекта налогообложения. Ст. 38 НК РФ определяет его как реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Согласитесь, звучит захватывающе.

Перевожу на русский: объект налогообложения — это показатель, при наличии которого Катя Петрова, ИП Васечкин или ООО «Рога и копыта» становится налогоплательщиком. Какой именно показатель вызывает обязанность поделиться с государством — зависит от конкретного налога.

Составил для вас шпаргалку по объектам налогообложения для конкретных налогов и сборов.

Объекты налогообложения для федеральных налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС) — реализация (ст. 146 НК РФ). Если продали что-то — придётся платить. К подаркам это тоже относится.

Акцизы — реализация подакцизных товаров (ст. 182 НК РФ). Перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доход физического лица (ст. 209 НК РФ).

Налог на прибыль организаций — прибыль юридического лица, т.е. разница между его доходами и расходами (ст. 247 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — добытые животные или биологические ресурсы (ст. 333.2 НК РФ). Перечень животных и биологических ресурсов смотрите в ст. 333.3 НК РФ.

Водный налог — использование водоемов для забора воды, сплава, гидроэнергетики и использование акваторий водоемов (ст. 333.9 НК РФ).

Государственная пошлина — обращение в государственные органы для совершения юридически значимых действий (ст. 333.16 НК РФ). Каких именно — смотрите в главе 25.3 НК РФ.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (ст. 333.45 НК РФ). Дополнительный доход — это расчётная выручка от реализации нефти и газа минус фактические расходы на их добычу, если кому-то из читателей Клерка это важно.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — полезные ископаемые, добытые из недр и извлечённые из отходов добывающего производства (ст. 333.45 НК РФ).

Страховые взносы — выплаты и иные вознаграждения работодателем в пользу физических лиц (ст. 420 НК РФ). Юридически страховые взносы, конечно, не налог, но я их для наглядности в этот раздел засунул — с точки зрения работодателя разницы нет.

Объекты налогообложения для региональных налогов

Транспортный налог — наземные, водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ).

Налог на игорный бизнес — игровые столы и автоматы; процессинговые центры букмекерских контор, тотализаторов, их интерактивных ставок; пункты приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов (ст. 366 НК РФ).

Налог на имущество организаций — недвижимость (ст. 374 НК РФ).

Объекты налогообложения для местных налогов

Земельный налог — земельные участки (ст. 389 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц — недвижимость (ст. 401 НК РФ).

Торговый сбор — движимое и недвижимое имущество, которое используется для торговли хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 НК РФ)

Объекты налогообложения для спецрежимов

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — доходы минус расходы (ст. 346.4 НК РФ).

Упрощённая система налогообложения (УСН) — здесь объектов два. Налогоплательщик выбирает тот, который ему больше подходит. Первый — доходы. Второй — доходы минус расходы. Если понял, что из-за неправильно выбранного объекта платится слишком много налога или возникают сложности с учётом, то с нового года объект можно изменить (ст. 346.14 НК РФ).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — здесь нет своего объекта налогообложения, этот спецрежим подразумевает особый порядок расчёта налогов по ОСНО и возможное освобождение от уплаты региональных и местных налогов (глава 26.4 НК РФ).

Патентная система налогообложения (ПСН) — потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности. Размер такого дохода определяет регион (ст. 346.47 НК РФ).

Что является объектом налогообложения земельным налогом

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Пожалуй, многие муниципальные образования республики задаются этим вопросом. Ведь многие из них получали от налоговых органов «письма-счастья» с требованиями о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Итак, попробуем разобраться: является ли орган государственной или муниципальной власти налогоплательщиком в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а так же уплачивается ли налог за земельные участки, находящиеся в «казне»?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 214 — 215) понятие «казна» определяется как средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Соответственно, не закрепленное государственное и муниципальное имущество, в том числе земельные участки, не предоставленные хозяйствующему субъекту на определенном праве, составляют «казну» Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Читайте также  Как узнать есть ли транспортный налог

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией — налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) не скрывает то, что рассматриваемые сведения поступили в налоговые органы ошибочно, в связи с неправильной регистрацией прав собственности. В базе данных регистрирующих органов субъект «Республика Саха (Якутия)» имеет 24 различных кода, из-за чего возникают ошибки при регистрации по выбору соответствующего кода субъекта. Так, при регистрации права государственной собственности Республики Саха (Якутия) правообладателем указывали «Республика Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений». При внесении изменений в базу в отношении правообладателя, в выписке ЕГРП правообладателем по прежнему остается Министерство, так как права собственности были привязаны к нему. Ранее при регистрации прав собственности невозможно было указать вид права «публичная собственность». При этом указанные коды объединить невозможно в связи с отсутствием единой такой базы.

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Основные положения об объекте земельного налога

За последние несколько лет число граждан, решивших перебраться из квартир в свои дома, существенно возросло. Проживание на своем собственном участке позволяет выращивать урожай и значительно экономить на электроэнергии и других коммунальных услугах. Однако, имея загородный дом, необходимо платить законом установленные налоги за ту землю, на которой он находится.

Начиная с середины 2016 года начал активно обсуждаться вопрос о значительном увеличении размера земельного налога и это не может не обеспокоить большинство землепользователей. В связи с этим необходимо более подробно разобраться в вопросе налога за землю.

  • Законодательство
  • Что является объектом налогообложения?
  • Ставки земельного налога на различные объекты
  • Особенности налогообложения земли общего пользования
  • Когда возникают льготы по уплате земельного налога?

Законодательство

Регулирование вопроса применения земельного налога регулируется несколькими актами:

  • Земельным кодексом РФ (главой 31);
  • правовыми актами, принимаемыми на местном уровне;
  • законами городов Москва и Санкт-Петербург.

Земельный налог является местным, поступления от него идут в муниципальные бюджеты.

Что является объектом налогообложения?

Как следует из названия рассматриваемого налога, объект, на который он накладывается – это земельный участок.

Исключение из данного правила относится к землям:

  • изъятым из оборота;
  • ограниченным в обороте;
  • являющимся частью земли лесного фонда;
  • входящим в число общего имущества многоквартирного дома;
  • ограниченным в обороте в составе водных объектов.

Ставки земельного налога на различные объекты

Это твердые показатели для расчета земельного налога, которые регулируются на уровне местных властей. Однако в ЗК РФ установлены конкретные пределы, которые размер налога превышать не может.

При регулировании налоговых ставок, муниципалитеты отталкиваются от нескольких факторов:

  • категория земель;
  • место расположения объекта;
  • разрешенное использование;
  • целевое назначение.

Размер налоговой ставки равен 0,3% от стоимости земли по кадастру для следующих участков:

  • сельскохозяйственных;
  • на которых расположены здания жилищного фонда;
  • где находятся жилищно-коммунальные комплексы и объекты инженерной инфраструктуры;
  • предназначенных для ведения подсобного хозяйства.

Для всех прочих нужд используется единая налоговая ставка, равная 1,5% от аналогичной стоимости участка.

То есть органы местной власти могут устанавливать ставки меньше тех, что даны в ЗК РФ, однако увеличивать эти ставки они не вправе.

Особенности налогообложения земли общего пользования

Стоит сразу отметить, что земли общего пользования – это участки земли, находящиеся в управлении дачными и садоводческими кооперативами. Они предназначены для ведения сада, огорода, дачного хозяйства.

Поэтому возникает вопрос: должны ли дачники и садоводы платить земельный налог за свои участки?

В связи с этим, уплата земельного налога сопровождается такими особенностями.

Этот обязательный платеж за землю включен в членские взносы кооператива в виде компенсации, поскольку именно кооператив обладает правом собственности на участки, имея об этом подтверждающий документ.

После сбора членских взносов, сумма, причитающаяся в качестве налога за землю, перечисляется за всех членов соответствующим некоммерческим объединением по назначению.

При расчете платежа за земли общего пользования также берется налоговая ставка от кадастровой стоимости земельного надела.

Предоставление земельного участка без торгов в аренду доступна только определенным категориям населения.

Какие банки в России предлагают ипотеку на покупку дома и земельного участка? Обзор банков есть в этой статье.

Установка публичного сервитута может происходить без согласия собственника участка. О других особенностях вы можете прочитать здесь.

Когда возникают льготы по уплате земельного налога?

Российское законодательство предоставляет льготы по земельному налогу в зависимости от специальных групп плательщиков, а именно:

  • Ветераны боевых действий вправе получить вычет из кадастровой стоимости их участков суммы, равной 10 тысяч рублей. Расчет налога стандартный. Если же кадастровая стоимость участка меньше, чем сумма вычета, то налог и вовсе платить не нужно.
  • Пенсионеры. На уровне федерации льготы не предусмотрены, однако местные власти могут устанавливать свои более выгодные условия по уплате налога за землю.
  • Многодетные семьи (имеющие 3х и более детей). На уровне некоторых муниципальных образований такие льготы устанавливаются, однако это бывает редко. Чтобы уточнить информацию об этом, нужно обратиться в соответствующую ИФНС.
  • Военные пенсионеры. Эти граждане могут быть льготниками также в том случае, если только муниципалитеты вводят на территории данного района или города такие послабления.

Именно федеральные льготы по земельному налогу, предусматривающие возможность для граждан сократить его базу на 10 тысяч рублей, имеют место быть для:

  • инвалидов 1, 2 и 3 группы, если инвалидность у гражданина установлена до 2004 года, а также инвалиды с действа;
  • героев СССР и РФ;
  • полных кавалеров Ордена Славы;
  • граждан, которые страдали лучевой болезнью, а также стали инвалидами из-за работы на ядерных установках;
  • людей, пострадавших из-за произошедшей на Чернобыльской АЭС катастрофы, а также на производственном объединении «Маяк» и во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лиц, участвовавших в испытаниях ядерного и термоядерного оружия и прекращении аварийных ситуаций на ядерных установках.

Могут полностью не платить земельный налог граждане и общины, имеющие отношение к коренным малочисленным народам Сибири, Дальнего Востока и Севера при условии, что данные земельные участки используются ими в традиционной деятельности (для промыслов и ведения хозяйства), соответствующей их этническому образу жизни.

При изучении особенностей земельного налога рекомендуется усвоить следующие моменты:

  • Это местный налог, поэтому ставка по нему может быть установлена в каждом городе или районе своя, но в пределах федеральной.
  • На некоторые категории земель этот платеж не распространяется.

Льготы, по которым есть возможность частично не платить налог, могут быть установлены как на уровне всей страны, так и только муниципалитетом. В последнем случае информацию по ним нужно уточнять в налоговых инспекциях.